г. Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А40-80713/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: А.М. Елоева,
Судей: Е.А. Сазоновой, Н.В. Юрковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Ю. Петровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции дело N А40-80713/17 по иску АО "Канская ТЭЦ" (ОГРН 1122468025680) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284), ФГКУ "СибТУИО"
о взыскании 6 181 625 руб.10 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Макаров С.И. по доверенности от 15.12.2016,
от Министерства обороны РФ: Гуляев П.В. по доверенности от 17.10.2017,
от ФГКУ "СибТУИО": не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
АО "Канская ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны РФ о взыскании задолженности за фактически поставленную тепловую энергию в период ноябрь-декабрь 2016 года в размере 6.181.625 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18 августа 2017 года с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Канская ТЭЦ" взыскано задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 6.181.625 руб. 10 коп.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционным судом 06.12.2017 вынесено определение о переходе рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции и назначено судебное разбирательство на 18.01.2018. Также к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ 3 696 746,96 руб. в том числе: за ноябрь 2016 - 1 830 832,95 руб., за декабрь 2016 - 1 865 914,01 руб., взыскать с ФГКУ "СибТУИО" 2 484 878,14 руб., в том числе: за ноябрь 2016 - 1 203 523,17 руб., за декабрь 2016 - 1 281 354,97 руб., а при недостаточности денежных средств у ФГКУ "СибТУИО" - в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ФГКУ "СибТУИО", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства по имеющимся документам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона о теплоснабжении N 190 от 27.07.2010 теплоснабжающей организацией при выявлении факта бездоговорного потребления энергоресурсов составляется акт о выявлении бездоговорного потребления. При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
В связи с установлением факта теплопотребления на объектах, расположенных по ул. Герцена, 9 и в 1-ом военном городке 15, 240 в г. Канске, АО "Канская ТЭЦ" в адрес заинтересованных лиц, а именно: в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организацией Министерства обороны РФ; в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ; Начальнику базы в/ч 58661; в Военную прокуратуру Красноярского гарнизона, были направлены письма (10.11.16 и 21.11.2016) с приглашением представителей для участия в обследовании и составления акта на бездоговорное потребление.
28.11.2016 было проведено обследование указанных объектов, расположенных по адресу: г. Канск, ул. Герцена-9, 1 Военный городок, 15, 240, в результате чего, был составлен акт N 2287 и акт N 2286, которые подписаны представителями АО "Канская ТЭЦ", МУП "Канский Элетросетьсбыт", ОАО "Гортепло", а также и.о. начальником базы в/ч 58661, капитаном 2 ранга Д.В. Чубуковым.
В связи с продолжающимся теплопотреблением на указанных объектах, АО "Канская ТЭЦ" вновь были направлены приглашения (13.12.2016) для участия в обследовании и составления акта всем заинтересованным лицам.
27.12.2016 было проведено обследование объектов, принадлежащих Министерству обороны, расположенных по адресу: г. Канск, ул. Герцена-9, 1 Военный городок, 15, 240, в результате чего, был составлен акт обследования N 2375 и акт N2388.
Ответчиком договор на постоянный отпуск тепловой энергии с ОАО "МОЭК" не заключен.
Таким образом, за период с 01.11.2016 -31.12.2016 между соронами сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии на объекты Ответчика, в связи с тем, что договор теплоснабжения заключен не был, однако, тепловая энергия была поставлена.
Истец добросовестно исполнял принятые на себя обязательства по теплоснабжению объекта Ответчика, а именно поставляет тепловую энергию, выставляет счета, счет-фактуры.
Ответчик принятых на себя обязательств по оплате тепловой энергии не исполняет надлежащим образом, оплату не производит.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным с тепловой энергией.
Согласно пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 29.12.1991. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округой, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения N 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ - органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Минобороны РФ является органом управления Вооруженными Силами РФ.
Таким образом, оплата потребленной тепловой энергии на части объектах является обязанностью Российской Федерации в лице Министерства обороны.
Ответчиком представлен приказ от 31.03.2012 N 744, в соответствии с которым часть спорных объектов переданы в оперативное управление ФГКУ "СибТУИО".
Согласно предоставленным сведениям, право оперативного управления ФГКУ "СибТУИО" зарегистрировано на 22 объекта. Право оперативного управления на здание клуба зарегистрировано 23.11.2016.
На основании ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случае, предусмотренном п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
О субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения также указано в пунктах 2, 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 указано, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Таким образом, обязанность по оплате поставленных АО "Канская ТЭЦ" энергоресурсов в ноябре-декабре 2016 года лежит на ФГКУ "СибТУИО" по 22 объектам, на которые имеется зарегистрированное право оперативного управления.
В силу п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК РФ, а также ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право оперативного управления имуществом возникает с момента государственной регистрации, до 22.11.2016 обязанность по оплате потребленных энергоресурсов в здании клуба несет Российская Федерация в лице Минобороны России с 23.11.2016 - ФГКУ "СибТУИО".
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (ст. 539, 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
АО "Канская ТЭЦ" представлен ответ начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в котором указывается, что тепловые сети военного городка N 164 являются имуществом Министерства обороны России, право оперативного управления не зарегистрировано.
Организация (потребитель), чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождается от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии, потребленная тепловая энергия должна оплачиваться независимо от наличия либо отсутствия договора.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
В соответствии с п.3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 N 30 Ответчики обязаны оплатить фактически потребленную тепловую энергию даже при отсутствии договорных отношений.
Согласно расчету истца, проверенного судом, сумма требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ составляет 3 696 746,96 руб.; в том числе:
за ноябрь 2016 - 1 830 832,95 руб., за декабрь 2016 - 1 865 914,01 руб.; к ФГКУ "СибТУИО" - 2 484 878,14 руб., в том числе: за ноябрь 2016-1 203 523,17 руб., за декабрь 2016 - 1 281 354,97 руб.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиками не представлено доказательств уплаты суммы долга, не приведено безусловных оснований для освобождения от обязанности по оплате за фактически поставленные ресурсы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, подлежащих взысканию с учетом принятого судом апелляционной инстанции уточнения исковых требований.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежат взысканию судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 49, 110, 162-171, 176, 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2017 по делу N А40-80713/17 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ в пользу АО "Канская ТЭЦ" задолженность за ноябрь, декабрь 2016 года в размере 3 696 746 руб. 96 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 41 484 руб.
Взыскать с ФГКУ "СибТУИО" в пользу АО "Каннская ТЭЦ" задолженность за ноябрь, декабрь 2016 года в размере 2 484 878 руб. 14 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 424 руб., при недостаточности денежных средств у ФГКУ "СибТУИО" взыскание произвести в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Взыскать с ФГКУ "СибТУИО" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 18 484 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.