город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2018 г. |
дело N А32-41300/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Мируковой Я.Ю.
при участии:
от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - Ермакова Ю.Ю. по доверенности от 15.01.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие ритуально-транспортных услуг "Тами" - Сафронов Н.А. по доверенности от 15.08.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие ритуально-транспортных услуг "Тами"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.11.2017 по делу N А32-41300/2017,
принятое судьей Федькиным Л.О.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие ритуально-транспортных услуг "Тами"
(ИНН 2310000340, ОГРН 1022301204628)
к заинтересованному лицу Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, о признании права на получение субсидии, обязании предоставить субсидию, о взыскании расходов на оказание юридических услуг,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие ритуально-транспортных услуг "Тами" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным отказа от 03.04.2017 N 70-2805/17-09/06 в предоставлении субсидии; о признании права на получение субсидии в целях компенсации затрат; об обязании предоставить субсидию в целях компенсации затрат; о взыскании расходов на оказание юридических услуг в размере 30 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что министерством необоснованно, в нарушение действующего законодательства отказано в предоставлении субсидии из краевого бюджета по вопросам похоронного дела.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемый отказ министерства является правомерным, соответствующим действующему законодательству. В нарушение установленного Порядка, у общества имеется задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общество не является специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления, правовых оснований на предоставление ООО "СПРТУ "ТАМИ" субсидий из краевого бюджета в целях компенсации затрат на транспортировку в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших (погибших), а также умерших (погибших), для определения причины смерти которых требуется проведение судебной экспертизы, в том числе с места их обнаружения или происшествия, у министерства не имеется.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие ритуально-транспортных услуг "ТАМИ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2017 отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что на дату оспариваемого отказа у министерства отсутствовали для него основания: обществом исполнены требования налогового органа о погашении назначенных санкций в установленный срок. Также, по мнению заявителя, министерством не соблюден пятидневный срок направления отказа в предоставлении субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство возражало на доводы апелляционной жалобы, настаивало на законности вынесенного судом первой инстанции решения.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Указал, что представленный с заявлением пакет документов, находится в министерстве. Суд приобщил к материалам дела представленный министерством отзыв на апелляционную жалобу. Представитель министерства в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.03.2017 ООО "СПРТУ "ТАМИ" обратилось в министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края с заявлением о предоставлении субсидии на сумму 197 200 руб. и прилагаемым пакетом документов.
В соответствии с указанным заявлением общество просило предоставить субсидию в целях компенсации затрат, в связи с оказанием услуг по транспортировке в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших (погибших), а также умерших (погибших), для определения причины смерти которых требуется проведение судебной экспертизы, в том числе с места их обнаружения или происшествия.
При рассмотрении указанного заявления Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, установив у ООО "СПРТУ "ТАМИ" по состоянию на 01.03.2017 неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, письмом от 03.04.2017 N 70-2805/17-09/06 отказало ООО "СПРТУ "ТАМИ" в предоставлении субсидии из краевого бюджета.
Считая данный отказ незаконным, ООО "СПРТУ "ТАМИ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Правила распределения и совершения иных операций со средствами бюджетов различных уровней, в том числе предоставления бюджетных средств в виде субсидий, определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Таким образом, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям находятся в компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 26 Закона N 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 Федерального закона N 8-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, установленных данной статьей, стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Как установлено пунктом 3 статьи 15.1 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" (далее - Закон N 666-КЗ) установлено, что транспортировка в морг умершего из лечебных учреждений осуществляется специализированным транспортом лечебных учреждений за счет средств указанных лечебных учреждений.
Транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших (погибших), а также умерших (погибших), для определения причины смерти которых требуется проведение судебной экспертизы, в том числе с места их обнаружения или происшествия, по заявлениям граждан, полиции и врачей скорой и неотложной медицинской помощи осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела (службами при моргах или иными специализированными службами) за счет средств краевого бюджета. Порядок компенсации специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) расходов на транспортировку в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших (погибших), а также умерших (погибших), для определения причины смерти которых требуется проведение судебной экспертизы, в том числе с места их обнаружения или происшествия, устанавливается органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которым в силу Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1310, является Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края.
В случаях, не предусмотренных пунктом 3 статьи 15.1 Закона N 666-КЗ, транспортировка умерших в морг осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела за счет средств лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, по тарифам, установленным органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Во исполнение пункта 3 статьи 15.1 Закона N 666-КЗ приказом министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 14.03.2017 N 74 утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) в целях компенсации затрат на транспортировку в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших (погибших), а также умерших (погибших), для определения причины смерти которых требуется проведение судебной экспертизы, в том числе с места их обнаружения или происшествия, и затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших).
Указанным Порядком N 74 предоставления субсидий определен механизм предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела, созданным органами местного самоуправления муниципальных районов, поселений и городских округов Краснодарского края.
Пунктом 1.5 Порядка N 74 предоставления субсидий установлены требования, которым должна соответствовать специализированная служба, претендующая на получение субсидии, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения на получение субсидии.
Одним из указанных требований является отсутствие у специализированной службы задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка предоставления субсидий сведения об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, запрашиваются в управлении Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Несоответствие заявления требованиям и условиям предоставления субсидии, является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Из материалов дела усматривается, что основанием отказа в предоставлении субсидии из краевого бюджета ООО "СПРТУ "ТАМИ" в целях компенсации затрат на транспортировку в морг бездомных, невостребованных и неопознанных умерших (погибших), а также умерших (погибших) для определения причины смерти которых требуется проведение судебной экспертизы, в том числе с места их обнаружения или происшествия, явился факт наличия у общества неисполненной задолженности по уплате штрафа в бюджет РФ.
Так, в письме УФНС России по Краснодарскому краю от 01.08.2017 по запросу министерства от 17.07.2017 представлена информация о наличии задолженности по состоянию на 01.03.2017: налоговая санкция (штраф) в размере 1846 руб., пени в размере 414,87 руб.
Основанием взыскания указанной суммы штрафа является решение налогового органа от 26.12.2016 N 47314.
Как верно установлено судом первой инстанции, срок уплаты указанной суммы санкций по состоянию на 01.03.2017 нельзя признать не наступившим.
В материалы дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих признание недействительным либо оспаривание заявителем в установленном законом порядке указанного решения налогового органа от 26.12.2016.
Ссылка в выданном на основании решения от 26.12.2016 N 47314 требовании N 1303 об оплате задолженности на дату - 27.03.2017 является фактически указанием даты для добровольной оплаты заявителем указанной суммы санкций, но сама по себе не свидетельствует о дате наступления обязанности по ее уплате при наличии указания в решении от 26.12.2016.
Аналогична позиция относительно требования об уплате пени и задолженности по страховым взносам N 45130 по состоянию на 09.08.2017, поскольку указание на срок уплаты указанной задолженности и пени - в срок до 29.08.2017 - является датой добровольного исполнения указанного требования.
Так, само по себе указание срока добровольного погашения в требованиях не свидетельствует об отсутствии обязанности для рассматриваемого случая по уплате указанных сумм по состоянию на 01.03.2017.
Доказательств, исключающих наличие указанной задолженности, опровергающих информацию, указанную в письме УФНС России по Краснодарскому краю от 01.08.2017, в материалы дела не представлено.
На момент принятия решения об отказе в предоставлении обществу субсидии министерством права и законные интересы заявителя не нарушены, несоответствия действий нормативным правовым актам не установлено.
Кроме того, в отзыве на апелляционную жалобу министерство указывает, что согласно представленной заявителем в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ, учредителями ООО "СПРТУ "ТАМИ" являются физические лица - Иванков М.Д., Иванкова Т.Б.
Таким образом, в силу того, что общество не является специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления, правовых оснований на предоставление ООО "СПРТУ "ТАМИ" субсидий из краевого бюджета в целях компенсации затрат на транспортировку в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших (погибших), а также умерших (погибших), для определения причины смерти которых требуется проведение судебной экспертизы, в том числе с места их обнаружения или происшествия, у министерства не имеется. Предоставление субсидий из краевого бюджета на указанные цели специализированным службам, созданным физическими лицами, Порядком предоставления субсидий N 74 не предусмотрено.
31.03.2017 Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края было зарегистрировано заявление общества с комплектом документов и присвоен номер В70-6032.
Ответ министерства, содержащий отказ в предоставлении субсидии, вынесен 03.04.2017.
Доводы общества о нарушении министерством пункта 2.13 Порядка предоставления субсидии, выразившемся в нарушении срока направления отказа в предоставлении субсидии ООО "СПРТУ "ТАМИ" были исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены как не имеющие правового значения при названных фактических обстоятельствах.
При указанных обстоятельствах отказ министерства в предоставлении субсидии соответствует приведенным выше требованиям Порядка N 74, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, правильно определил фактические обстоятельства, спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2017 по делу N А32-41300/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.