г. Ессентуки |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А61-4570/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дунаевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алборова Руслана Гоциевича на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 18.12.2017 по делу N А61-4570/2017 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Алборова Руслана Гоциевича (ОРГНИП 314151321800030, ИНН 150201822020)
к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Республике Северная Осетия - Алания Межрегиональной службы по надзору в сфере транспорта Межрегионального территориального управления по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ОГРН 1100725002674, ИНН 0725004443),
об отмене постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении
третье лицо: ООО "Благовест" (ОГРН 1061515005595, ИНН 1515909832)
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Алборов Руслан Гоциевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Северная Осетия - Алания Межрегиональной службы по надзору в сфере транспорта Межрегионального территориального управления по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - административный орган, территориальный отдел), N 0807 от 13.06.2017, о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, привлечено ООО "Благовест".
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 18.12.2017 требования заявителя удовлетворены в части размера назначенного наказания, который снижен до 150 000 руб. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения предпринимателем вменяемого правонарушения.
Не согласившись с решением, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Алборов Р.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13.08.2014 (запись о регистрации 012001075894) и имеет бессрочную лицензию N АСС-15-000071 от 24.07.2015 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Распоряжением от 20.04.2017 N 273 административным органом утверждено рейдовое задание N 273 на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, на основании Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Период проведения проверочных мероприятий, установленный распоряжением N 273, определен со 02.05.2017 по 31.05.2017.
В соответствии с плановым рейдовым заданием, выданным 18.05.2017 на основании распоряжения ТО ГАДН по РСО-Алания N 273 от 20.04.2017, инспекторами административного органа с целью выявления лиц, осуществляющих незаконные перевозки пассажиров, проверена деятельность ИП Алборова Р.Г.
По результатам проверки составлен акт от 18.05.2017, в котором отражено, что Алборов Р.Г. на автотранспортном средстве ГАЗ-2705 с госномером Т144ТТ-15 в отсутствие карты маршрута осуществлял перевозку 12 пассажиров в г. Владикавказе по маршруту N 35 (путевой лист N 950 от 18.05.2017).
Проверкой установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 35 и карты маршрута регулярных перевозок индивидуальному предпринимателю Алборову Р.Г. не выдавались.
18.05.2017 в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении серии 15 N 0807 по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
Согласно протоколу, 18.05.2017 в 10 час. 49 мин., Алборов Р.Г. осуществлял пассажирские перевозки на муниципальном маршруте N 35 при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Копия протокола получена предпринимателем 18.05.2017 лично.
13.06.2017 административным органом в отсутствие извещенного надлежащим образом предпринимателя вынесено постановление N 0807 о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая, что постановление о наложении штрафа является недействительным, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворений требований заявителя в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 17.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Статьей 39 Закона N 220-ФЗ определен следующий порядок обеспечения реализации положений данного федерального закона: в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (14.07.2015 г.) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона; по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: организуют проверку указанных сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры; до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдаёт юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов, на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Федерального закона.
Карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (ст. 3 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии со ст. 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (ч. 3 ст. 17 Закона N 220-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 28 Закона N 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки.
В карте маршрута регулярных перевозок указываются, в том числе, следующие сведения: наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту (п. 6 ч. 4 ст. 28 Закона N 220-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 35 Закона N 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Из материалов дела видно, что при проверке автотранспортного средства, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, административным органом установлено, что в транспортном средстве, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа, отсутствует карта маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, факт невыполнения заявителем установленных законодательством требований подтвержден материалами дела, в связи с чем административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что Алборов Р.Г. неправомерно осуществлял перевозку пассажиров по муниципальному маршруту N 35 на автотранспортном средстве ГАЗ-2705 с госномером Т144ТТ-15 без карты маршрута регулярных перевозок.
Выявленное нарушение свидетельствует о наличии в деянии предпринимателя состава вмененного правонарушения, его вина во вмененном правонарушении административным органом доказана.
Таким образом, предпринимателем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона N 220-ФЗ, следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, доказана.
В рассматриваемом случае обстоятельств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований обществом не представлено.
Основания для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения предпринимателя от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
При назначении административного наказания административным органом были учтены характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Процессуальных нарушений статей 28.2, 29.7 КоАП РФ при производстве дела об административном правонарушении административным органом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что за такое же правонарушение другой водитель был привлечен к ответственности в виде предупреждения в связи с чем и в отношении него можно было применить другой вид наказания, подлежит отклонению в связи с тем, что отсутствуют смягчающие административную ответственность предпринимателя обстоятельства, в тоже время установлены обстоятельства, отягчающие ее, а именно: постановлением от 17.08.2016 Алборов Р.Г. ранее привлекался к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ за осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 35 в отсутствие карты маршрута. При этом административный штраф был заменен на предупреждение в порядке статей 1.4, 2.1, 3.4, 4.1, 4.11, 23.36 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом отягчающих вину предпринимателя обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
В тоже время суд первой инстанции с учетом иных обстоятельств по делу уменьшил размер штрафа в два раза до 150 000 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель неоднократно обращался в администрацию г. Владикавказа с просьбой выдать ему карту маршрута, но ему отказывали с мотивировкой, что такие карты не выдаются предпринимателям, подлежит отклонению, так как доказательств обращения предпринимателя с таким требованием в администрацию и принятия им иных мер для целей получения маршрутной карты в материалы дела не представлено.
Таким образом, с учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях предпринимателя имеется состав правонарушения, и отсутствуют основания для освобождения его от административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 18.12.2017 по делу N А61-4570/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.