г. Вологда |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А52-3364/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды представителя Коваль П.В. по доверенности от 10.05.2017 N 37, от общества с ограниченной ответственностью "Плес" директора Богомолова С.М., представителя Пермогорской А.А. по доверенности от 17.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плес" на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 ноября 2017 года по делу N А52-3364/2017 (судья Васильева О.Г.),
установил:
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; ИНН 6027087659, ОГРН 1056000309331; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Плес" (место нахождения: 180022, город Псков, улица Леона Поземского, дом 125, помещение 1; ИНН 6027135077, ОГРН 1116027003432; далее - Общество) о взыскании 29 573 руб. 58 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.12.2011 N 30-2011 за 2017 год (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятого судом).
Определением суда от 21.08.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 05.10.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 28.11.2017 суд взыскал с Общества в пользу Комитета 29 573 руб. 58 коп. долга, а также в доход федерального бюджета - 2000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд неправильно применил пункт 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статью 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1350), пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума N 73), пункт 9 договора. Суд не учел, что условиями договора аренды лесного участка предусмотрен механизм изменения арендной платы в части минимального размера арендной платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет путем применения к ставкам платы коэффициентов, определенного постановлением Правительства Российской Федерации на соответствующий календарный год. Арендная плата по договору в части, превышающей минимальный размер, а именно суммы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не относится к категории регулируемых и не может быть изменена истцом в одностороннем порядке. В материалах дела не имеется условий и формул, согласованных сторонами в договоре, регламентов и правовых обоснований расчета арендной платы, ежегодного изменения арендной платы.
Представители Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить.
Комитет в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей Общества и Комитета, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании протокола N 2 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 28.12.2011 Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка находящегося в государственной собственности от 30.12.2011 N 30-2011.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 ЛК РФ, принял на себя обязательства предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 12 628 га (защитные леса - 2983 га, эксплуатационные 9645 га), расположенный на территории Гдовского района Псковской области, казенное учреждение "Гдовское лесничество" Черневского участкового лесничества в кварталах: 45, 46, 51, 52, 55, 56, 63, 64, 65, 75, 76, и Дубровского участкового лесничества в кварталах: 189-270, с кадастровым номером участка 60:03:000000:12, 60:03:000000:76 часть (60:03:063404:2), номер по лесному реестру 14-2010-06.
Согласно пунктам 5, 6 договора, арендная плата в 2012 году составляет 2 486 000 руб. в год. Если сумма платежей по результатам материально денежной оценки лесосек в объеме установленного ежегодного размера использования превышает установленную годовую арендную плату - арендная плата вносится за фактическую стоимость лесных насаждений. Если сумма платежей по результатам материально-денежной оценки лесосек в объеме установленного ежегодного размера использования меньше установленной годовой арендной платы, переплаченная сумма арендной платы подлежит зачету в последующие сроки уплаты. При осуществлении передачи лесничеством лесных насаждения гражданам для заготовки древесины для собственных нужд арендная плата подлежит перерасчету. Арендатор вносит арендную плату согласно сроку, установленному в приложении 4 к договору, и представляет в течение 15 арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 9 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (площади) лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
В силу пункта 23 срок действия договора устанавливается с 30.12.2011 по 29.12.2060.
Договор 17.02.2012 зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением N 1350 в 2017 году установлен повышающий коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в связи с этим размер арендной платы, установленной в договоре, в 2017 году увеличился и составил 2 560 050 руб., в том числе: 2 032 110 руб. в федеральный бюджет, 527 940 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации.
Комитет 27.04.2017 направил Обществу для подписания уведомление о размере арендной платы на 2017 год в виде приложения 4 к договору.
Указанное письмо Общество получило 10.05.2017, однако подписанный экземпляр в адрес Комитета не направило.
Комитет 28.06.2017 направил Обществу предупреждение о необходимости исполнения обязательств по внесению арендной платы, которое последний получил 05.07.2017 и оплатил задолженность перед федеральным бюджетом с учетом повышающего коэффициента. Перед бюджетом субъекта по договору Общество обязательства не исполнило.
По расчету истца, задолженность ответчика составила 29 573 руб. 58 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.12.2011 N 30-2011 за 2017 год. Задолженность за 2017 год рассчитана следующим образом: за использование лесного участка, для заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в размере 5366 руб. 10 коп. в областной бюджет субъекта Российской Федерации из расчета ежемесячно в размере 536 руб. 61 коп за период февраль - ноябрь 2017 года; за использование лесного участка, для заготовки недревесных лесных ресурсов в размере 1028 руб. 58 коп. в областной бюджет субъекта Российской Федерации из расчета ежемесячно в размере 102 руб. 84 коп. за период февраль - ноябрь 2017; за использование лесного участка, для заготовки древесины в размере 23 178 руб. 90 коп. в областной бюджет субъекта Российской Федерации из расчета ежемесячно в размере 2317 руб. 89 коп. за период февраль - ноябрь 2017 года.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно статье 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В статье 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
На основании части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 1350 установлено, что ставки платы, за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы (за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы) и за единицу объема древесины лесных насаждений (неосновные породы)) за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), в 2017 году применяются с коэффициентом 1,51.
Постановлением Пленума N 73 установлено, что размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются (пункт 20).
Согласно пункту 19 Постановления Пленума N 73, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора не требуется.
Как правильно указал суд первой инстанции, предметом спора является вопрос о правомерности начисления Комитетом арендной платы за 2017 год с применением повышающих коэффициентов. При этом ответчик, возражая против удовлетворения иска, полагал, что повышающие коэффициенты не подлежат применению к задолженности, подлежащей перечислению в бюджет субъекта.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы в главе 8 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Частями 1, 2 статьи 79 ЛК РФ предусмотрено, что организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы.
Как правильно указал суд первой инстанции, ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
В соответствии со статьей 51 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, по нормативу 100 процентов.
Суд правомерно указал, что оплата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что при проведении Комитетом 28.12.2011 аукциона на право заключения договора аренды лесного участка начальный размер арендной платы включал в себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в областной бюджет. По результатам торгов сформирована годовая арендная плата за лесной участок в размере 2 486 000 руб.
В пункте 6 статьи 79 ЛК РФ указано, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Как установил суд первой инстанции, проект договора аренды являлся частью аукционной документации и содержал спорный пункт об изменении платы за единицу объема лесных ресурсов (площади). Данный пункт соответствует редакции пункта примерного типового договора, форма которого предусмотрена Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 во исполнение части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Как установил суд первой инстанции, размер арендной платы установлен при проведении аукциона. Часть арендной платы, подлежащая перечислению в бюджет субъекта, составляет 25,9799 %. Этот процент применяется при расчете арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта, от минимальной арендной платы (на 2017 год с применением повышающего коэффициента).
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28 ноября 2017 года по делу N А52-3364/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.