г. Чита |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А19-17663/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года по делу N А19-17663/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕРМИНАЛ" (ОГРН 1023802143034, ИНН 3819010832) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013) о признании незаконными действий,
(суд первой инстанции - Деревягина Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕРМИНАЛ" (далее - заявитель, ООО "ТЕРМИНАЛ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью Торгового дома СХ "Форт-Росс", как недействующего юридического лица, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО Торговый дом СХ "Форт-Росс", как недействующего юридического лица, как несоответствующие положениям Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Суд обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТЕРМИНАЛ" в соответствии требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и распределил расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Указывает, что заявитель не опроверг тот факт, что не отслеживал информацию о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО ТД СХ "Форт-Росс" из ЕГРЮЛ; действующее законодательство не содержит запретов и временных ограничений на проведение повторной процедуры исключения юридического лица из реестра; заявитель подтвердил наличие задолженности ликвидируемого общества перед ним на момент подачи заявления, а не на момент принятия решения о предстоящем исключении от 10.02.2017 N 307; по данным "Картотеки Арбитражных Дел" по делу N А19-19526/2016 ООО ТД СХ "Форт-Росс" не принимало участие в судебных заседаниях и не проявило процессуальную активность, что также не опровергает вывод о его статусе как недействующего юридического лица; наличие в отношении данного лица оконченных исполнительных производств на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ свидетельствует о том, что принятые судебными приставами-исполнителями меры по отысканию имущества юридического лица оказались безрезультатными.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.12.2017.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, 17.11.2016 ООО "ТЕРМИНАЛ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ООО Торговому дому СХ "Форт-Росс" о взыскании убытков в сумме 4531000 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.07.2017 по делу N А19-19526/2016 производство по исковому заявлению ООО "ТЕРМИНАЛ" к ООО Торговому дому СХ "Форт-Росс" о взыскании убытков в сумме 4531000 руб. 00 коп. прекращено, поскольку последний прекратил деятельность в качестве юридического лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО Торговый дом СХ "Форт-Росс" состояло на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области в отношении ООО Торгового дома СХ "Форт-Росс" сформированы справки от 27.09.2016 N N 5191-О, 5191-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности и об отсутствии сведений об операциях по расчетному счету.
На основании вышеуказанных справок, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области принято решение от 07.10.2016 N 4285 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 12.10.2016 N 40 (603) ч.2.
28.11.2016 ООО "ТЕРМИНАЛ" обратилось в регистрирующий орган с возражениями относительно предстоящего исключения из реестра ООО Торговый дом СХ "Форт-Росс", которым 29.11.2016 внесены в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о предоставлении заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются, в связи с исключением юридического лица, и прекращении процедуры исключения ООО Торговый дом СХ "Форт-Росс" в качестве недействующего юридического лица.
02.02.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области в отношении ООО Торгового дома СХ "Форт-Росс" вновь сформированы справки N N 5262-О, 5262-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности и об отсутствии сведений об операциях по расчетному счету.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области повторно принято решение от 10.02.2017 N 307 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 15.02.2017 N 6 (620) ч.2. Впоследствии проведена процедура исключения недействующего юридического лица - ООО Торгового дома СХ "Форт-Росс" из Единого государственного реестра юридических лиц, о чем внесена соответствующая запись.
ООО "ТЕРМИНАЛ", полагая, что указанные действия регистрирующего органа не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для признания ООО Торгового дома СХ "Форт-Росс" недействующей организацией и исключения этого лица из ЕГРЮЛ.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
В пункте 2 названной статьи установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Судом установлено, что на основании сформированных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области в отношении ООО Торгового дома СХ "Форт-Росс" справок от 27.09.2016 N N 5191-О, 5191-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности и об отсутствии сведений об операциях по расчетному счету регистрирующим органом 07.10.2016 было принято решение от 07.10.2016 N 4285 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, опубликованное в установленном порядке в журнале "Вестник государственной регистрации" 12.10.2016 N 40 (603) ч.2.
ООО "ТЕРМИНАЛ" 28.11.2016, т.е. в установленный законом срок, обратилось в регистрирующий орган с возражениями относительно предстоящего исключения из реестра ООО Торговый дом СХ "Форт-Росс", в связи с которыми 29.11.2016 последним внесены в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о предоставлении заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются, в связи с исключением юридического лица, и прекращении процедуры исключения ООО Торговый дом СХ "Форт-Росс" из реестра, как недействующего юридического лица.
Таким образом, регистрирующий орган, располагая поданным в установленный срок заявлением ООО "ТЕРМИНАЛ", содержащим возражения его как кредитора относительно исключения ООО Торгового дома СХ "Форт-Росс" из Единого государственного реестра юридических лиц, вместе с тем, на основании вновь сформированных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности и об отсутствии сведений об операциях по расчетному счету, принял решение N 307 от 10.02.2017 о предстоящем исключении ООО Торгового дома СХ "Форт-Росс" из реестра как недействующего юридического лица.
В этой связи, обоснованным является вывод суда первой инстанции о незаконности таких действий регистрирующего органа и наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Правовая позиция регистрирующего органа, основанная, в том числе на отсутствии в нормах Закона N 129-ФЗ запретов и временных ограничений на проведение повторной процедуры исключения юридического лица из федерального реестра, и подтверждении заявителем наличия перед ним кредиторской задолженности подлежащего ликвидации юридического лица только на момент подачи заявления (28.11.2016), им отсутствии такого заявления при повторной инициации упрощенной процедуры исключения, судом апелляционной инстанции не может быть признана правомерной, поскольку гарантии, установленные положениями Закона N 129-ФЗ в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица, как фактически недействующего, из Единого государственного реестра юридических лиц направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, которыми ООО "ТЕРМИНАЛ" воспользовалось в предусмотренном законом порядке.
Исключение подобной ситуации позволило было реализовать заявителю право на защиту его интересов в судебном порядке, в то время как производство по делу, в рамках которого им предъявлен иск к ООО Торгового дома СХ "Форт-Росс", прекращено в связи с его ликвидацией.
При этом апелляционным судом не принимаются приведенные доводы касательно неподтвержденности наличия у заявителя кредиторской задолженности и обоснованности его требований к ликвидируемой организации, поскольку такая оценка регистрирующим органом не была дана при получении заявления ООО "ТЕРМИНАЛ", а процедура исключения ООО Торговый дом СХ "Форт-Росс" из реестра, как недействующего юридического лица, на основании заявления, была прекращена.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы тождественны доводам, заявленным в суде первой инстанции, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года по делу N А19-17663/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л.Каминский |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.