г. Тула |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А62-4638/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Луниной О.А., в отсутствие представителей заявителя - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания центра" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107), заинтересованного лица - главного управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Жилищник", Ивановой Марии Даниловны, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2017 по делу N А62-4638/2017 (судья Красильникова В.В.), установил следующее.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 12.05.2017 N 0556/61/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области были привлечены открытое акционерное общество "Жилищник" (далее - ОАО "Жилищник") и Иванова Мария Даниловна.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2017 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, жилищная инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов заинтересованное лицо ссылается на то, что расчет размера платы за период октябрь 2013 года - март 2014 года, составленный обществом, был не верен, вследствие чего по состоянию на 01.04.2014 в СМУП "ВЦ ЖКХ" по квартире Ивановой М.Д. были переданы неверные данные о задолженности физического лица и его оплатах.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений заявитель указывает на то, что передача третьему лицу функций по начислению и сбору платежей за поставленную в жилой дом электроэнергию непосредственно с потребителей не освобождает ОАО "Жилищник" от обязанностей исполнителя коммунальных услуг и не возлагает эти обязанности на другое лицо. Указывает на то, что после расторжения 31.03.2014 агентского договора вся информация о расчетах абонентов и денежные средства были направлены в адрес ОАО "Жилищник". Обращает внимание на то, что из оспариваемого предписания не усматривается, какие нормы действующего законодательства нарушены обществом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в жилищную инспекцию поступило обращение Ивановой М.Д. о проведении проверки общества в части расчетов размера платы за электрическую энергию.
Жилищной инстпекцией была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 12.05.2017 N 0952/61.
Из акта усматривается, что в связи с неуказанием в обращении периода проверка начислений проводилась за период с 01.10.2013 по 31.03.2014 - период, когда общество являлось гарантирующим поставщиком.
С 01.10.2013 статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Смоленской области был присвоен ОАО "МРСК "Центра", в связи с чем с 01.10.2013 ОАО "Жилищник" (управляющая компания) заключен с ОАО "МРСК "Центра" договор энергоснабжения, а также агентский договор по начислению и сбору денежных средств с населения на расчетный счет ОАО "МРСК "Центра" (отражено в платежных документах) за электрическую энергию на период 01.10.2013 по 31.03.2014.
В свою очередь, управляющая организация ОАО "Жилищник" производило взаиморасчеты по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией - ОАО "МРСК "Центра" по договору энергоснабжения за данный период.
Агентский договор, заключенный между ОАО "Жилищник" и ОАО "МРСК "Центра", 31.03.2014 был расторгнут.
Начисление размера платы и сбор денежных средств с населения, проживающих в домах под управлением ОАО "Жилищник", с 01.04.2014 производило СМУП "ВЦ ЖКХ".
По информации, предоставленной обществом, ОАО "МРСК Центра" передало в ОАО "Жилищник" информацию о количестве лицевых счетов, балансе электропотребления по жилым домам, сводные оборотные ведомости.
По информации СМУП "ВЦ ЖКХ" ОАО "МРСК Центра" передало в данную организацию следующие показания индивидуального прибора учета электрической энергии по квартире N 50 дома N 12/13 по ул. Багратиона в г. Смоленске за период октябрь 2013 года по март 2014 года:
- на 31.10.2013 - 6739 кВт*ч;
- на 30.11.2013 - 7039 кВт*ч;
- на 31.12.2013 - 7339 кВт*ч;
- на 31.01.2014 - 7639 кВт*ч;
- на 28.02.2014 - 9473 кВт*ч;
- на 01.03.2014 - 9473 кВт*ч; - на 02.03.2014 - 1 кВт*ч;
- на 31.03.2014 - 1 кВт*ч (замена прибора учета).
По информации общества за период октябрь 2013 года по апрель 2014 года по квартире N 50 дома N 12/13 по ул. Багратиона в г. Смоленске за электрическую энергии осуществлена оплата на общую сумму 10 625 рублей 60 копеек.
В соответствии с предоставленной информацией сумма зачислений за электрическую энергию (вместе с общедомовыми нуждами), произведенных ОАО "МРСК Центра" за период октябрь 2013 года - март 2014 года, меньше оплат, произведенных Ивановой М.Д. за данный период.
Однако в СМУП "ВЦ ЖКХ" была передана задолженность за электрическую энергию от ОАО "МРСК Центра" 1459 рублей 76 копеек и передана оплата в размере 1537 рублей, в результате чего на 01.04.2014 переплата по лицевому счету потребителя в СМУП "ВЦ ЖКХ" составила всего 77 рублей 24 копейки.
В то же время оплату в размере 537 рублей в марте 2014 года заявитель произвел за показания индивидуального прибора учета электрической энергии с 0 кВт*ч по 530 кВт*ч (замена ИПУ), однако данной оплатой ОАО "МРСК Центра" закрыло задолженность на 01.03.2014 в размере 1444 рублей 45 копеек + 15 рублей 31 копейка (общедомовые нужды) = 1459 рублей 76 копеек и передало показания в СМУП "ВЦ ЖКХ" 1 кВт*ч.
Также жилищная инспекция указала, что начисления платы за электрическую энергию по квартире заявителя за период 01.10.2013 по 31.03.2014 произведено ОАО "МРСК Центра" не в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, предаваемыми Ивановой М.Д. во время оплаты, производимой через ФГУП "Почта России".
С учетом вышеизложенного жилищная инспекция пришла к выводу, что в соответствии с предоставленными данными расчет размера платы за период октябрь 2013 года - март 2014 года ОАО "МРСК Центра" не верен, вследствие чего по состоянию на 01.04.2014 в СМУП "ВЦ ЖКХ" по квартире заявителя были переданы неверные данные о задолженности заявителя и его оплатах.
По итогам проверки жилищной инспекцией было выдано предписание от 12.05.2017 N 0556/61/2017, согласно которому обществу необходимо было в срок до 30.06.2017 в целях устранения выявленных нарушений во исполнение агентского договора, заключенного между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Жилищник", действующего в период октябрь 2013 - март 2014 года, передать в СМУП "ВЦ ЖКХ" достоверную информацию о состоянии лицевого счета по квартире N 50 дома 12/13 по ул. Багратиона в г. Смоленске на дату завершения действия агентского договора (31.03.2014).
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением, указав следующее.
Когда филиал ОАО "МРСК Центра-Смоленскэнерго" заключио договор энергоснабжения от 01.10.2013 N 515114 с ОАО "Жилищник", собственники и наниматели жилых помещений не становятся стороной в договоре энергоснабжения, абонентом договора энергоснабжения по-прежнему остается исполнитель коммунальных услуг. Филиал общества не оказывал потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, коммунальную услугу, не имел договорных отношений с ними, обязанность по взиманию платы за электроэнергию лежит на управляющей компании. Также между филиалом ОАО "МРСК Центра"-"Смоленскэнерго" (агент) и ОАО "Жилищник" (принципал) был заключен агентский договор от 01.10.2013 N 40835438, по условиям которого агент обязуется совершать от имени и за счет принципала все необходимые юридические действия, в частности: на основании полученных от принципала данных, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего договора, агент рассчитывает количество поставленной электрической энергии в жилые, нежилые встроенные, пристроенные и любые другие помещения, являющиеся составной частью многоквартирного дома (далее - МКД); на основании полученных от принципала данных, предусмотренных пунктом 2.4 договора, агент рассчитывает количество поставленной электрической энергии, используемой на общедомовые нужды в МКД; осуществление расчетов от имени принципала путем выставления платежных документов, с предъявлением к оплате суммы за коммунальную услугу энергоснабжения собственнику и нанимателю помещений МКД; предоставление принципалу на электронном носителе оборотной ведомости по расчету с собственниками и нанимателями помещений МКД, списков неплательщиков. Таким образом, передача третьему лицу функций по начислению и сбору платежей за поставленную в жилой дом электроэнергию непосредственно с потребителей не освобождает ОАО "Жилищник" от обязанностей исполнителя коммунальных услуг и не возлагает на другое лицо этих обязанностей. Агентский договор был расторгнут 31.03.2014, после чего вся информация о расчетах абонентов и денежные средства были направлены в адрес ОАО "Жилищник". Заявитель считает, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на него обязанность передать информацию, которой в силу закона он не обладает.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции, учитывая вышеизложенные обществом обстоятельства, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является незаконным и неисполнимым, нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем обязал жилищную инспекцию устранить допущенные нарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2).
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ).
В части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона N 294-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
Из текста предписания от 12.05.2017 N 0556/61/2017 не усматривается, какие нормы действующего законодательства нарушены обществом. При отсутствии ссылок на нормы действующего законодательства не представляется возможным установить правильность применения норм жилищной инспекцией.
Необходимо отметить, что сам бланк предписания содержит информацию об обязательном указании лицом, его составляющим, нарушенного нормативного правового акта.
Жилищная инспекция данным предписанием обязывает общество совершить определенные действия во исполнение агентского договора.
Вместе с тем орган, осуществляющий функции государственного жилищного надзора, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность и давать указания участникам гражданского оборота, обязывая одну из сторон договора исполнить условия договора.
Кроме того, агентский договор прекратил действие 31.03.2014.
Между филиалом ОАО "МРСК Центра"-"Смоленскэнерго" (агент) и ОАО "Жилищник" (принципал) был заключен агентский договор от 01.10.2013 N 40835438, по условиям которого агент обязуется совершать от имени и за счет принципала все необходимые юридические действия, в частности: на основании полученных от принципала данных, предусмотренных пунктом 2.4 договора, агент рассчитывает количество поставленной электрической энергии в жилые, нежилые встроенные, пристроенные и любые другие помещения, являющиеся составной частью многоквартирного дома (далее - МКД); на основании полученных от принципала данных, предусмотренных пунктом 2.4 договора, агент рассчитывает количество поставленной электрической энергии, используемой на общедомовые нужды в МКД; осуществление расчетов от имени принципала путем выставления платежных документов, с предъявлением к оплате суммы за коммунальную услугу энергоснабжения собственнику и нанимателю помещений МКД; предоставление принципалу на электронном носителе оборотной ведомости по расчету с собственниками и нанимателями помещений МКД, списков неплательщиков.
Таким образом, передача третьему лицу функций по начислению и сбору платежей за поставленную в жилой дом электроэнергию непосредственно с потребителей не освобождает ОАО "Жилищник" от обязанностей исполнителя коммунальных услуг и не возлагает эти обязанности на другое лицо. Агентский договор был расторгнут 31.03.2014, после чего вся информация о расчетах абонентов и денежные средства были направлены в адрес ОАО "Жилищник".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.09.2017 по делу N А62-2202/2017 установлено, что агентский договор от 01.10.2013 N 40835438 распространял свое действие на отношения, возникшие с 01.10.2013.
В описании выявленных нарушений жилищная инспекция указывает, что оплату в размере 1537 рублей в марте 2014 года потребитель произвел за показания ИПУ с 0 кВт*ч (замена ИПУ) по 530 кВт*ч, однако данной оплатой общество закрыло задолженность на 01.03.2014 в размере 1444 рублей 45 копеек (задолженность) + 15 рублей 31 копейка (общедомовые нужды) = 1459 рублей 76 копеек и передает показания в СМУП "ВЦ ЖКХ" 1 кВт*ч. Из этого следует, что у заявителя была задолженность на 01.03.2014 в размере 1459 рублей 76 копеек, эта же задолженность указана в счете на оплату электрической энергии. Следовательно, потребитель о ней знал, но не предпринял своевременных мер по выяснению причин ее образования.
Таким образом, поступившие в марте деньги в сумме 1537 рублей были направлены на погашение этой задолженности, а сведения о переплате на 01.04.2014 в сумме 77 рублей 24 копеек при показании прибора учета равном 1 кВт*ч были переданы ОАО "Жилищник", а не СМУП "ВЦ ЖКХ", как указывает жилищная инспекция.
Согласно пояснениям общества данная задолженность потребителя образовалась за период, когда гарантирующим поставщиком являлось ОАО "Смоленскэнергосбыт". ОАО "МРСК Центра" приняло от данной организации сведения по лицевым счетам и на сегодняшний день установить обоснованность/необоснованность задолженности не представляется возможным ввиду прошедшего значительного периода времени и признания ОАО "Смоленскэнергосбыт" несостоятельным (банкротом) (решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.08.2014 по делу N А62-5416/2013).
Кроме того, суть претензий контролирующего органа сводится к непередаче обществом сведений о показаниях прибора учета в количестве 530 кВт*ч на 01.04.2014 (на дату прекращения деятельности общества в качестве расчетного агента ОАО "Жилищник"). При этом общество пояснило, что на указанную дату такими сведениями не располагало.
Учитывая, что абонент производил оплату через отделение связи, факт указания в платежном документе (квитанции) показаний прибора учета не является достаточным основанием полагать, что данные показания были получены обществом. Иных доказательств жилищной инспекцией не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
С учетом этого если бы эти сведения имелись, то на 01.04.2014 у заявителя осталась бы задолженность в сумме 1459 рублей 76 копеек и информация именно об этой задолженности и этих показаниях прибора учета, т. е. 530 к кВт*ч, и была бы передана в ОАО "Жилищник".
На самом же деле в первом счете, направленном заявителю от СМУП "ВЦ ЖКХ" за апрель 2014 года, указана кредиторская задолженность на 01.04.2014 в размере 97 рублей 24 копеек (по неустановленным причинам больше на 20 рублей) и показания прибора учета равные 1 кВт*ч.
В подтверждение отсутствия у общества сведений о показаниях прибора учета в количестве 530 кВт*ч на 01.04.2014 следует также отметить, что субъектом расчета является абонент по закрепленному за ним лицевому счету, а не его прибор учета.
Обязывая общество передать в СМУП "ВЦ ЖКХ" достоверную информацию о состоянии конкретного лицевого счета, жилищная инспекция не учла, что между обществом и СМУП "ВЦ ЖКХ" отсутствуют какие-либо взаимоотношения и у СМУП "ВЦ ЖКХ" в настоящий момент отсутствуют основания для принятия от общества каких-либо показаний приборов учета абонентов и сведений о наличии/отсутствии задолженности за прошлый период Также она не доказала, что общество располагало иными показаниями прибора учета, отличными от переданных, и располагает этими данными в настоящий момент.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое предписание незаконным и неисполнимым, нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно обязал жилищную инспекцию устранить допущенные нарушения.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2017 по делу N А62-4638/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.