г. Пермь |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А71-6098/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.,
судей Власовой О.Г., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ватолиной М.В.,
при участии:
от истца: Чирков А.П. на основании доверенности N 51400-04-37/141 от 25.12.2017, паспорта,
от ответчика - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, товарищества собственников недвижимости "Жилой комплекс "Пушкинский",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 октября 2017 года
по делу N А71-6098/2017, принятое судьей Н.М. Морозовой
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" Московская область в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350 ИНН 6315376946)
к товариществу собственников недвижимости "Жилой комплекс "Пушкинский" (ОГРН 1061800008478, ИНН 1835071028)
о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию, неустойки,
установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Жилой комплекс "Пушкинский" (далее - ТСЖ "ЖК "Пушкинский", ответчик) о взыскании 2434225 руб. 29 коп. долга и пени.
В ходе заседания 16.08.2017 на основании ходатайства истца и в порядке ст. ст. 41, 49, 159, 184, 185 АПК РФ сумма иска уменьшена до взыскания 2434225 руб. 29 коп., из которых 2294798 руб. 46 коп. долг и 139426 руб. 83 коп. пени за период с 16.12.2016 по 16.08.2016.
Определением от 15.09.2017 объединено дело N А71-6098/2017 и дело N А71-9623/2017 в одно производство их совместного рассмотрения, с присвоением делу N А71-6098/2017.
В ходе заседания на основании ходатайства истца и в порядке ст. ст. 41, 49, 159, 184, 185 АПК РФ исковые требования уменьшены до взыскания 1512668 руб. 95 коп. долга, 6711 руб. 57 коп. пени за период с 17.05.2017 по 31.07.2017 и
129731 руб. 89 коп. пени за период с 16.12.2016 по 16.10.2017.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 октября 2017 года (резолютивная часть от 24.10.2017, судья Н.М. Морозова) с ответчика в пользу истца взыскано 1649112 руб. 41 коп., из которых 1512668 руб. 95 коп. долг, 6711 руб. 57 коп. пени за период с 17.05.2017 по 31.07.2017 и 129731 руб. 89 коп. пени за период с 16.12.2016 по 16.10.2017; а также 29491 руб. 12 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. Истцу выдана справка на возврат из федерального бюджета 30974 руб. 88 коп. излишне перечисленной государственной пошлины.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что в виду наличия в МКД ОДПУ, объем потребле6ния тепловой энергии подлежал на основании данных ОДПУ (п. 42 (1) Правил N 354). Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
От истца поступил письменный отзыв, находя решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, истец, являясь энергоснабжающей организацией по отношению к ответчику, с ноября 2016 года по апрель 2017 года осуществлял ответчику поставку тепловой энергии, выставляя для оплаты соответствующие счета-фактуры.
Оплата потреблённых энергоресурсов ответчиком не произведена. По расчету истца задолженность ответчика составила 1512668 руб. 95 коп.
Направленная истцом претензия с требованием об оплате задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения (т. 1 л.д.27,т.2 л.д.32).
Нарушение порядка расчётов и наличие задолженности, послужило истцу основанием для обращения в суд с иском о взыскании с ответчика 1512668 руб. 95 коп. долга, в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва, заслушав пояснения представителя истца в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
На основании п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу положений ч. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, истец в спорный период осуществлял ответчику поставку энергоресурсов (тепловая энергия), указанный факт сторонами не оспаривается (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Заявляя возражения ответчик, ссылается на непринятие истцом данных о фактическом потреблении тепловой энергии (т.е. данных ОДПУ).
Суд апелляционной инстанции, изучив расчет истца, находит его верным, а доводы апелляционной жалобы, подлежащими отклонению, на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в частности, Правил N 124.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утратили силу с 01.07.2016.
В соответствии с п. 42 (1) Правил N 307 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами N 354, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный период.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 01.01.2020 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603).
В силу подп. "б" п. 2 указанного Постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 30.06.2016, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления.
На дату вступления в силу Постановления N 603 (30.06.2016) на территории г. Ижевска Постановлением Правительства N 252 от 20.06.2016 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, предусматривающий оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования п. 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 также внесены изменения в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
Объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке: в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в п. 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 (подп. "а" п. 25 Правил N 124); в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подп. "б", "в" п. 25.1 Правил N 124).
Из вышеизложенного следует, что в случае если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода.
Пункт 25.1 Правил N 124 вступил в силу с 30.06.2016, то есть действовал в спорный по настоящему делу период.
В связи с изложенным, а также в связи с установлением п. 25 (1) Правил N 124 нового порядка определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядка его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) и с учетом наличия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, расчеты между истцом и ответчиком за поставленную тепловую энергию должны производиться ежемесячно равными долями в течение года.
В соответствии с п. 3 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3 (1).
Для многоквартирного дома с централизованным отоплением, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии применяется расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно формуле 3 (2), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2).
Исходя из вышеприведенных норм права, корректировка размера платы может быть произведена при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период.
Истцом в материалы дела представлен уточненный расчет долга по оплате за потребленную тепловую энергию, согласно которому расчет за период ноябрь 2016 года - декабрь 2016 года произведен исходя из показаний приборов учета, за период январь - апрель 2017 года произведен исходя из равномерного начисления за календарный год, в соответствии с Правилами N 124. При этом, сумма, начисленная за тепловую энергию по нежилым помещениям, исключена истцом из общей стоимости, а учтены лишь начисления тепловой энергии по жилым помещения.
С учетом изложенных норм, довод ответчика о неправомерности расчета, произведенного истцом исходя из равномерного начисления за календарный год, подлежит отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт наличия задолженности в сумме 1512668 руб. 95 коп. подтвержден, связи с чем, заявленные исковые требования в части взыскания долга являются обоснованы и удовлетворены в полном объеме на основании статей 309, 310, 544 ГК РФ.
Согласно ст. 330 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, должник обязан уплатить кредитору неустойку, в сумме определённой законом или договором.
Согласно п. 9.2 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее ФЗ "О теплоснабжении") товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд, проверив расчет истца с учетом уточнений (истец заявил ко взысканию с ответчика 6711 руб. 57 коп. пени за период с 17.05.2017 по 31.07.2017 и 129731 руб. 89 коп. пени за период с 16.12.2016 по 16.10.2017) признал его верным, в связи с чем, требование в части взыскания пени подлежит удовлетворено в заявленной сумме.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Выводы, к которым пришел суд, подробно изложены в мотивировочной части обжалуемого решения со ссылкой на конкретные имеющиеся в материалах дела доказательства.
С учетом изложенного решение является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 октября 2017 года по делу N А71-6098/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.