г. Воронеж |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А14-2334/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Михайловой Т.Л.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Трубицина М.Ю., представитель по доверенности от 24.01.2018, паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2017 по делу N А14-2334/2017 (судья Аришонкова Е.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234) о признании недействительными предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) от 17.01.2017 N 03-29/4 об устранении выявленных нарушений требований законодательства и представления от 17.01.2017 N361-16 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее- ООО "РВК- Воронеж", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - Инспекция, ГЖИ Воронежской области, заинтересованное лицо) от 17.01.2017 N 03- 29/4 в части требований, изложенных в пунктах 1 и 2 (с учетом уточнения заявленных требований), и представления от 17.01.2017 N 361-16 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела ООО "РВК-Воронеж" заявило ходатайство об отказе от заявленных требований в части обжалования представления Инспекции от 17.01.2017 N 361-16 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и прекращении производства по делу в указанной части.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
Предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 17.01.2017 N 03-29/4 об устранении выявленных нарушений требований законодательства в части требований, изложенных в пунктах 1 и 2 предписания, признаны недействительными, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Отказ общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" от заявленных требований о признании недействительным представления Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 17.01.2017 N 361-16 об устранении причин и условий, принят судом. Производство по делу в указанной части прекращено.
С Государственной жилищной инспекции Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГЖИ Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя. Считает, что исполнителем коммунальной услуги является ООО "РВК-Воронеж". В связи с чем, предписание является конкретным и исполнимым.
К материалам дела приобщен отзыв общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" на апелляционную жалобу.
Представитель ГЖИ Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Многоквартирный жилой дом N 22 по ул.Защитников Родины г. Воронежа находится в управлении АО "УК Советского района", при этом данный дом оборудован общедомовым прибором учета (указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле).
В связи с расторжением договора от 29.06.2012 N 8006 на поставку холодной питьевой воды управляющей жилищной организации и прием от нее сточных вод, заключенного между ООО "РВК-Воронеж" и ОАО "УК Советского района", ООО "РВК- Воронеж" в период с 01.09.2014 до 01.01.2017 производило расчеты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, в том числе, предоставленные на общедомовые нужды, непосредственно с потребителями коммунальной услуги - собственниками помещений в МКД N 22 по ул.Защитников Родины г. Воронежа.
11.01.2017 ООО "РВК-Воронеж" был заключен с ОАО "УК Советского района" договор N 8006 холодного водоснабжения, по которому абонент (ОАО "УК Советского района") приобретает и оплачивает коммунальный ресурс (холодную питьевую воду) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01.01.2017.
На основании приказа от 23.12.2016 N 4931 Государственной жилищной инспекцией Воронежской области была проведена внеплановая документарная проверка ООО "РВК-Воронеж" на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, по платежным документам за период с сентября по октябрь 2016 года по многоквартирному дому N 22 по ул.Защитников Родины г. Воронежа.
По результатам проведенной проверки был составлен акт от 17.01.2017 N 03-27/12, в котором отражены выявленные нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в том числе:
- нарушение подпункта "е" пункта 31 Правил N 354, выразившееся в том, что ООО "РВК-Воронеж" с сентября по октябрь 2016 года не снимались показания общедомового прибора учета холодного водоснабжения,
- нарушение п. 44 Правил N 354, выразившееся в том, что при определении размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственнику квартиры N 64 МКД N 22 по ул. Защитников Родины г. Воронежа по платежным документам за период с сентября по октябрь 2016 года ООО "РВК-Воронеж" не применило норматив потребления коммунальной услуги, утвержденный Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 19.06.2015 N 105.
По результатам рассмотрения материалов проверки заявителю было выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства N 03-29/4 от 17.01.2017.
Указанным предписанием Обществу обязано в срок до 05.04.2017:
пунктом 1 - осуществлять снятие показаний общедомового прибора учета холодного водоснабжения в многоквартирном доме N 22 по ул. Защитников Родины г. Воронежа в соответствии с требованием пп. "е" п.31 Правил N 354;
пунктом 2 - при определении размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственнику квартиры 64 многоквартирного дома N 22 по ул. Защитников Родины г. Воронежа применять норматив, утвержденный Приказом ДЖКХиЭ Воронежской области N 105 в порядке, установленном п. 44 Правил N 354;
пунктом 3 - произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственнику квартиры 64 многоквартирного дома N 22 по ул. Защитников Родины г. Воронежа за период с сентября по октябрь 2016 с учетом норматива, утвержденного Приказом ДЖКХиЭ Воронежской области N 105 в порядке, установленном п. 44 Правил N 354.
Не согласившись с данным предписанием в части требований, предъявляемых заявителю в пунктах 1 и 2 предписания (с учетом уточнения заявленных требований), ООО "РВК-Воронеж" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области пояснила, что фактически оспаривается решение в части признания недействительным п.2 предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых относится управление управляющей организацией.
Согласно п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и за предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
При этом в соответствии с действующей с 01.01.2017 редакцией статьи 154 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Исходя из установленного положениями ст. 155 ЖК РФ порядка внесения платы, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно закрепленным в указанных правилах понятиям, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Кроме того, согласно п. 8 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в до 05.04.2017пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил N 354.
В соответствии с п.14 Правил, управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Одновременно, пунктом 17 Правил N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении управляющей организацией коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, ресурсоснабжающая организация в случае расторжения соответствующего договора с управляющей организацией становится для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги, предоставляемой до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса.
Пунктом 3 Правил N 354 установлены обязанности исполнителя коммунальных услуг, к числу которых относятся, в том числе, снятие показаний коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и занесение полученных показаний в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставление потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможности ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечение сохранности информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет (п. "е").
Также в силу пп. "ж" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
11.01.2017 ООО "РВК-Воронеж" был заключен с ОАО "УК Советского района" договор N 8006 холодного водоснабжения, по которому абонент (ОАО "УК Советского района") приобретает и оплачивает коммунальный ресурс (холодную питьевую воду) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01.01.2017.
Оценивая приведенные обстоятельства, суд учитывает, что с 01.01.2017 оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включая плату за холодную воду, осуществляется потребителями в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме, которая вносится управляющей организации, в управлении которой находится рассматриваемый многоквартирный дом.
Таким образом, с учетом наличия заключенного управляющей организацией ОАО "УК Советского района" договора о приобретении коммунального ресурса для жильцов МКД, ООО "РВК- Воронеж" применительно к спорному периоду не является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды и не производит начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, ввиду чего, оспариваемым предписанием от 17.01.2017 на Общество неправомерно возложена обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета холодной воды в МКД N 22 по ул. Защитников Родины г. Воронежа, а также по применению норматива при определении размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды.
С учетом изложенного, оспариваемый заявителем пункт 2 предписания не соответствует положения жилищного законодательства и является для ООО "РВК-Воронеж" как для ресурсоснабжающей организации неисполнимым.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с ГЖИ Воронежской области, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2017 по делу N А14-2334/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.