город Омск |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А70-8894/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16076/2017) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2017 по делу N А70-8894/2017 (судья Безиков О.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр энергетического сервиса" (ИНН 7204202311, ОГРН 1147232013070)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1
об оспаривании решения N 165 от 20.06.2017,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 - Рыбалко Е.В. (паспорт, по доверенности N 44 от 28.08.2017 сроком действия по 26.08.2018);
от общества с ограниченной ответственностью "Центр энергетического сервиса" - Рыбьякова А.С. (паспорт, по доверенности N 120 от 01.01.2018 сроком действия по 31.12.2018),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр энергетического сервиса" (далее - ООО "Центр энергетического сервиса", заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 (далее - Отделение, Фонд, Фонд социального страхования, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 165 от 20.06.2017 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ООО "Центр энергетического сервиса" требования в полном объеме, признав недействительным оспариваемое решение Фонда и обязав Фонд исключить из состава задолженности заявителя суммы недоимки и пени, указанные в признанном недействительным решении, после получения судебного акта.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что в проверяемом периоде общество выплатило своим работникам материальную помощь в связи со смертью их близких родственников (бабушек, дедушек, братьев), которая не содержит признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Не согласившись с принятым решением, Отделение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в ходе проведенной в отношении общества проверки заинтересованным лицом было установлено занижение облагаемой базы по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом Фонд отмечает, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) и статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N 125-ФЗ), является исчерпывающим, и предусматривает, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период.
В то же время, как указывает заинтересованное лицо, такие родственники, как-то: дедушки, бабушки, дяди, тети не являются членами семьи по смыслу действующего законодательства, а, значит, осуществленные обществом спорные выплаты подлежали обложению страховыми взносами, при условии, что в период проверки заявителем не были предоставлены доказательства совместного проживания, ведения совместного хозяйства работников с родственниками.
Кроме того, как указывает податель апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 15 Закона N 212-ФЗ Обществу за проверяемый период начислены пени в сумме 8 217,73 руб.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве ООО "Центр энергетического сервиса" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт; пояснил, что оспариваемым решением Фонда заявителю доначислены суммы к уплате, которые складываются не только из обжалуемого ООО "Центр энергетического сервиса" эпизода, связанного с начислением взносов на сумму материальной помощи в связи со смертью близких родственников.
Представитель ООО "Центр энергетического сервиса" с доводами апелляционной жалобы в части спорного эпизода не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Отделением была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в ходе которой заинтересованное лицо, в числе прочего, пришло к выводу о занижении ООО "Центр энергетического сервиса" облагаемой страховыми взносами базы на суммы единовременной материальной помощи, начисленной работникам общества в связи со смертью родственников, которые не являются членами семьи.
Результаты проверки оформлены актом от 22.05.2017 N 223в.
По итогам проверки Фондом принято решение от 20.06.2017 N 165 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым обществу предложено, в том числе уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 3 671 руб. 06 коп., пени за неуплату страховых взносов в установленный срок в сумме 8 217 руб. 73 коп.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Центр энергетического сервиса" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
13.10.2017 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое Фондом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим изменению, исходя из следующего.
Как следует из просительной части заявления ООО "Центр энергетического сервиса", направленного в суд первой инстанции, общество просит признать решение Фонда незаконным в полном объеме.
В этой связи, удовлетворив заявление ООО "Центр энергетического сервиса" в полном объеме, суд первой инстанции указал на признание недействительным оспариваемого решения Фонда и обязал Фонд исключить из состава задолженности заявителя суммы недоимки и пени, указанные в признанном недействительным решении, после получения судебного акта.
Вместе с тем, как следует из содержательной части заявления ООО "Центр энергетического сервиса", решение Фонда фактически оспорено обществом лишь в части эпизода, связанного с выводом заинтересованного лица о занижении ООО "Центр энергетического сервиса" облагаемой страховыми взносами базы на суммы единовременной материальной помощи, начисленной работникам общества в связи со смертью родственников, которые не являются членами семьи.
При этом само решение Фонда от 20.06.2017 N 165, равно как и акт проверки, на основании которого данное решение принято, содержит и иные доначисления, не связанные с изложенным выводом заинтересованного лица.
Поскольку арбитражный суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, основания для признания недействительным оспариваемого решения Фонда в полном объеме у суда первой инстанции отсутствовали.
Заявление ООО "Центр энергетического сервиса" подлежит рассмотрению по доводам, в нем указанным, что соответствует эпизоду, связанному с занижением обществом облагаемой страховыми взносами базы на суммы единовременной материальной помощи, начисленной работникам общества в связи со смертью родственников, которые, по мнению Фонда, не являются членами семьи.
Аналогичная позиция по оспоренному эпизоду изложена Фондом в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В части 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ закреплено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсации (главы 24 - 28 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы. Таким объектом являются лишь выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда. Представленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Указанное согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, сформулированной в постановлении от 25.03.2016 N Ф04-808/2016 по делу N А27-11549/2015.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в проверяемом периоде общество выплатило своим работникам материальную помощь в связи со смертью их близких родственников (бабушек, дедушек, братьев).
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом не представлено.
Ссылки подателя жалобы на то, что бабушки, дедушки и братья не являются членами семьи, по верному замечанию суда первой инстанции, в рассматриваемом случае не имеют правового значения для рассмотрения дела, поскольку спорные выплаты носят социальный и компенсационный характер и не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей.
При этом доводы Фонда о том, что не облагаются страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период, судом апелляционной инстанции не принимаются, так как изложенные условия закреплены в пункте 12 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и представляют собой самостоятельные основания для необложения осуществленных выплат страховыми взносами, в то время как в рассматриваемом случае заявителем произведены выплаты, подпадающие под пункт 3 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, положения которого таких ограничений не содержат.
В этой связи суд первой инстанции обосновано заключил, что осуществленные обществом своим работникам в спорном периоде выплаты в виде материальной помощи в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи (брат, бабушки, дедушки), не содержали признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей, а также не зависели от трудовых успехов работника и не являлись средством вознаграждения его за труд, следовательно, эти выплаты не подлежали обложению страховыми взносами и включению в базу для начисления страховых взносов.
При установленных по делу и изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение Фонда в рассмотренной части подлежит признанию недействительным.
Поскольку основания для признания недействительным оспоренного решения Фонда в полном объеме у суда первой инстанции отсутствовали, решение суда подлежит изменению на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ ввиду неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления ООО "Центр энергетического сервиса" в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Фонд.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы Фонда судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, п.п. 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 удовлетворить в части. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2017 по делу N А70-8894/2017 изменить, изложив его в следующей редакции.
Признать недействительным вынесенное Филиалом N 1 Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации решение об отказе в привлечении к ответственности N 165 от 20.06.2017 г., вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Центр энергетического комплекса" в части выводов о занижении базы для исчисления взносов на суммы единовременной материальной помощи, выплаченной в связи со смертью близких родственников, обязании уплатить взносы, исчисленные в связи с данным нарушением, а также соответствующие суммы пени.
Обязать Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 исключить из состава задолженности заявителя суммы недоимки и пени, по нарушениям, связанным с не включением в состав сумм, формирующих базу для исчисления страховых взносов, единовременных выплат в связи со смертью близких родственников, указанные в признанном недействительным решении, после получения судебного акта.
Взыскать с Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (625001, г.Тюмень, ул.Ирбитская, 16; зарегистрировано 13.11.2002 ОГРН 1027200820503; ИНН 7202029421) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Центр энергетического сервиса" (625023, г.Тюмень, ул.Одесская, д.14; зарегистрировано 17.03.2014 ОГРН 1147232013070; ИНН 7204202311) судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8894/2017
Истец: ООО "ЦЕНТР ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕРВИСА"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N1