г. Самара |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А72-12223/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В., судей Засыпкиной Т.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А.,
с участием:
от заявителя - Хожайнов И.Ю. (доверенность от 03.07.2017),
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - Сергеева Ю.А. (доверенность от 06.10.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 декабря 2017 года по делу N А72-12223/2017 (судья Коннова О.В.),
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Департаменту жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (ИНН 7325018444, ОГРН 1027301172106), Ульяновская область, г. Ульяновск,
третье лицо: акционерное общество "Ульяновская сетевая компания" (ИНН 7326027025, ОГРН 1067326026514), Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее ответчик, Министерство) от 12.07.2017 г. N И-215.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2017 г. заявленные требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 20.12.2017 г. и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу указывают на то, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик, не явился, извещен.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12.07.2017 г. в ходе внеплановой выездной проверки Публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" по обращению потребителя Шнитковой М.Е., проживающей по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Суровка, ул. Рясская, д. 9, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области выявило факт нарушения Обществом норм жилищного законодательства при начислении платы за электроснабжение в соответствии с показаниями прибора учета, не введенного в эксплуатацию надлежащим образом.
По результатам проверки 12.07.2017 г. Министерство составило акт N И-215 и выдало Обществу предписание N И-215, в котором указало, что Общество не вправе производить начисления платы за электроснабжение в соответствии с показаниями прибора учета, не введенного в эксплуатацию надлежащим образом, обязало Общество в срок до 12.08.2017 г. устранить нарушения жилищного законодательства.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, о признании недействительным предписания Министерства.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акт или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что поставка электрической энергии потребителю Шнитиковой М.Е, по адресу дом N 9 по ул. Ряская с. Суровка Тереньгульского района Ульяновской области осуществляется на основании публичного договора электроснабжения N 44005114 (лицевой счет N 44005114/1), заключенного между Обществом и Шнитковой М.Е.
Порядок определения размера платы за потребленную электроэнергию производится Обществом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из показаний прибора учета электрической энергии NР523.200-1Р1АLNI N 2825164, установленного 25.01.2017 г. представителями сетевой организации АО "УСК" в присутствии потребителя Шнитковой М.Е.
Прибор учета электрической энергии NР523.200-1Р1АLNI N 2825164 был установлен АО "УСК" взамен прибора учета СО-И446 N 501752250.
По результатам замены прибора учета АО "УСК" был составлен соответствующий акт N 5 от 25.01.2017 г., подписанный потребителем Шнитковой М.Е. без разногласий.
Министерство, усмотрев со стороны общества нарушения п. п. 81 (14), 81 - 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг и п. 152 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила организации учета электрической энергии), указало на то, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию должен осуществляться исключительно исполнителем коммунальной услуги - Обществом, в противном случае при составлении такого акта сетевой организацией в присутствии потребителя, но без участия гарантирующего поставщика последний не вправе начислять плату за электроснабжение в соответствии с показаниями такого прибора учета, как не введенного в эксплуатацию.
Этот вывод ответчика обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Согласно пункту 81 указанных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Пунктом 145 Правил организации учета электрической энергии установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
В силу пункта 146 указанных Правил установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Согласно пункту 152 Правил организации учета электрической энергии установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Министерство со ссылкой на пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг полагает, что только исполнитель (Общество) осуществляет ввод установленного прибора учета в эксплуатацию.
Между тем, в соответствии с пунктом 81 (2) указанных Правил, в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Следовательно, довод Министерства о том, что в случае неявки исполнителя прибор учета считается не введенным в эксплуатацию, не соответствует нормам Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 81(3) - 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
В соответствии с пунктом 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Согласно пункту 153 Правил организации учета электрической энергии собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций: гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета; сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в предложенные потребителем дату и время для осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) или сетевой организацией новые дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора учета, гарантирующему поставщику или сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы, подтверждающие факт установки прибора учета, должны содержать описание характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер, сведения о лице, осуществившем установку прибора учета, показания прибора учета на момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, также прилагается копия паспорта на прибор учета.
С даты направления указанных документов в адрес гарантирующего поставщика или сетевой организации прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 153.1 Правил организации учета электрической энергии, в случае если гарантирующий поставщик (энергосбытовая (энергоснабжающая) организация) не явился в согласованные с сетевой организацией день и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией) новые дата и время позднее сроков, установленных в пункте 153 настоящего документа, сетевая организация осуществляет действия, предусмотренные пунктами 153 и 154 настоящего документа, завершающие процедуру ввода в эксплуатацию прибора учета.
В силу пункта 154 указанных Правил если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела и не оспорено лицами, участвующими в деле, в данном случае монтаж прибора учета выполнял не исполнитель (общество), а сетевая компания (АО "УСК"), к объектам электросетевого хозяйства которой присоединено домовладение потребителя, в присутствии потребителя, которым какие-либо возражения, разногласия заявлены не были, что подтверждается актом N 5 от 25.01.2017 г.
Как пояснили общество и АО "УСК", сетевая организация представила Обществу указанный акт N 5 от 25.01.2017 о замене прибора учета, подписанный представителем сетевой компании и потребителем.
Общество также указало, что оно в свою очередь приняло без разногласий от сетевой компании указанный акт о замене прибора учета и признало соответствующий прибор учета расчетным, с 25.01.2017 г. определение размера платы осуществлялось по показаниям этого прибора учета, в лицевой счет потребителя внесены соответствующие изменения по расчетному прибору учета, потребителем оплачены счета на оплату по показаниям данного прибора учета.
Несоответствие прибора учета установленным требованиям Обществом при проведении проверок не установлено, что отражено в карточке потребителя, в актах проверки прибора учета от 25.05.2017 г., 22.06.2017 г. Опломбирование данного прибора не предусмотрено, о чем указано в акте N 5 от 25.01.2017 г. (прибор установлен на опоре на границе раздела).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, основываясь на положениях ч. 5 ст. 200 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Министерством не доказано нарушение Обществом п.п. 81 (14), 81 - 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг и п. 152 Правил организации учета электрической энергии, соответственно, не доказано также что данный прибор не является введенным в эксплуатацию и не может применяться при определении объемов потребленной электроэнергии при осуществлении расчетов за данный коммунальный ресурс и что общество не вправе производить начисления платы за электроснабжение в соответствии с показаниями этого прибора учета, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 декабря 2017 года по делу N А72-12223/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.