город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2018 г. |
дело N А32-10966/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения Санаторий "Сосновый" МВД России
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.11.2017 по делу N А32-10966/2017, принятое судьей Нигоевым Р.А.,
по заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения Санаторий "Сосновый" МВД России
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: акционерного общества "ЭТС", общества с ограниченной ответственностью "Виман"
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждения здравоохранения Санаторий "Сосновый "МВД России (далее - заявитель, ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 27.12.2016 и предписания от 27.12.2016 N 668 по делу N ЭА-2117/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Виман", АО "ЭТС".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявителем не доказано, каким образом избранный заявителем способ защиты приведет к восстановлению его нарушенных прав, учитывая, что оспариваемое в рамках настоящего дела предписание заявителем исполнено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное казенное учреждения здравоохранения Санаторий "Сосновый"МВД России обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что на момент размещения документов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок постановление Правительства РФ от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения 1 и 2 к постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99" в законную силу не вступило. В связи с чем, заказчиком вышеуказанные требования Закона о контрактной системе выполнены в полном объеме, документация об аукционе составлена в соответствии со ст. 31, 33 Закона о контрактной системе. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу N ЭА-2117/2016 нарушены права заказчика, а именно: нарушены сроки проведения аукциона, установленные аукционной документацией; однократность определения подрядчика; сроки заключения контракта; перенесены сроки проведения запланированных работ. Таким образом, в действиях ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД России" отсутствуют нарушения ч. 3 ст.7; ч. 2 ст. 8, ч. ч. 3, 4 ст. 31, п. 1), п.2) ч.1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в связи с чем, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27.12.2016 и предписание от 27.12.2016 N 668 по делу N ЭА-2117/2016 подлежат признанию недействительными.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "ЭТС" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Суд удовлетворил ходатайство АО "ЭТС" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД России" проводился электронный аукцион: "Строительство: объекта "Два общежития квартирного типа на 40 квартир", расположенного по адресу: 352832, пос. Сосновый, Туапсинский район, Краснодарский край" (извещение N 0318100059216000067).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 226 236 700,00 рублей.
ООО "Виман" не согласилось с документацией данного аукциона и подало жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
По результатам рассмотрения данной жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю принято решение, согласно которому жалоба ООО "Виман" признана обоснованной, и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Предписание антимонопольного органа от 27.12.2016 N 668 ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД России" выполнено.
С решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27.12.2016, а также предписанием от 27.12.2016 N 668 по делу N ЭА-2117/2016 ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД России" не согласно, что и послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара.
Согласно инструкции по заполнению заявки "В случае установления (определения) в Приложении N 2 к Техническому заданию соответствующего минимального или максимального значения показателя товара (с использованием слов "не менее", "не более") участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть предоставлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя.
По позиции 1 установлено: щебень: максимально содержание зерен пластиничной (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 25% по массе. Максимально содержание глины в комках должно быть не более 0,25% по массе. Максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 1% по массе. Максимально содержание зерен слабых пород должно быть не более 10% по массе. Максимальная потеря массы при распаде должна быть не более 5%. Максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть не более 370 Бк/кг.
Согласно ГОСТ 8267-93, соответствие которому установлено в аукционной документации, щебень и гравий должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.
Приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток.
Для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.
Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. При приемочном контроле определяют:
- зерновой состав;
- содержание пылевидных и глинистых частиц;
- содержание глины в комках;
- содержание зерен слабых пород.
При периодических испытаниях определяют:
- один раз в 10 сут - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород;
- один раз в квартал - прочность и насыпную плотность, устойчивость структуры против распадов;
- один раз в год - морозостойкость и класс щебня (гравия) по значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также по требованию потребителей содержание вредных компонентов и примесей.
Таким образом, установленные заказчиком показатели возможно определить только по результатам испытаний.
Аналогичные требования установлены по позициям 2-454.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, носят необъективный характер.
По позициям 238, 269, 277, 279, 417 Заказчиком установлено требовании о соответствии товаров ГОСТам, которые утратили силу.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что на момент размещения документов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок постановление Правительства РФ 14.11.2016 N 1185 не вступило в законную силу по следующим основаниям.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено:
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В п. 34 Части 2 "Информационная карта" документации электронного аукциона установлено: требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: согласно приложению N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 - копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
25.11.2016 вступило в силу постановление Правительства РФ от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения 1 и 2 к постановлению Правительства от 04.02.2015 N99.
Так, в действующей редакции Приложения N 1 к постановлению правительства N 99 установлено:
Наименование товаров, работ, услуг: Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей
Дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, в п. 34 указаны требования без учета внесенных изменений в постановление Правительства N 99, в связи с чем, довод учреждения о том, что на момент размещения документов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок постановление Правительства РФ от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения 1 и 2 к постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99" в законную силу не вступило не принимается судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что решением антимонопольного органа от 27.12.2016 по делу N ЭА-2117/2016 жалоба ООО "Виман" правомерно признана обоснованной.
Заказчику выдано предписание от 27.12.2016 N 668 по делу N ЭА-2117/2016, которым ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ (единой комиссии) предписано устранить нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, ч.ч. 3, 4, ст.31, п.п. 1), 2) ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0318100059216000067).
Оспариваемое предписание Управления Федеральной антимонопольной службы Краснодарского края от 27.12.2016 N 668 по делу N ЭА-2117/2016 ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ исполнено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2017 по делу N А32-10966/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10966/2017
Истец: Федеральное казенное учреждения здравоохранения Санаторий "Сосновый"МВД России, ФКУЗ "ЦВМ и Р "Сосновый" МВД России
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: АО ЭТС, ООО "ВИМАН"