г. Челябинск |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А07-28697/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гареева Рината Кашафовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2017 по делу N А07-28697/2017 (судья Азаматов А.Д.).,
Гареев Ринат Кашафович (далее - заявитель, Гареев Р.К.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Каретко С.Г. (далее - судебный пристав-исполнитель, заинтересованное лицо 1), Октябрьскому районному отделу службы судебных приставов г.Уфы Республики Башкортостан (далее - Отдел, заинтересованное лицо 2), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо 3), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо 4) о признании незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей, выразившегося в отсутствии розыска имущества должника и наложения ареста на имеющиеся счета должника.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2017 (резолютивная часть решения объявлена 02.11.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы податель ссылается на отсутствие со стороны судебного пристава-исполнителя каких-либо действий, направленных на розыск имущества должника, наложению ареста на счета должника.
Также заявитель указывает на нарушение со стороны пристава исполнителя п.1 ч.6 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", выразившееся в ненаправлении в адрес взыскателя копии постановления судебного-пристава исполнителя об окончании исполнительного производства.
Заявитель считает, что бездействием пристава-исполнителя ему причинен ущерб в сумме 673 452 рубля.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили, от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии АС N 002315910 от 02.07.2012, выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу N А07-5276/2012, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 07.11.2012 N 72367/12/05/02-ИП с предметом исполнения: взыскать с открытого акционерного общества "Торговый центр "Башкортостан" в пользу индивидуального предпринимателя Гареева Рината Кашафовича задолженность по оплате поставленного товара в сумме 657 306 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 16 146 руб.
В рамках исполнительного производства в целях установления имущественного положения должника направлены запросы в органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества должника, и иные кредитные организации (т.1, л.д. 65-75).
Согласно полученным ответам на запросы, в отношении должника ОАО ТЦ "Башкортостан" имущества не обнаружено.
В рамках исполнительного производства N 72367/12/05/02-ИП Арбитражным судом Республики Башкортостан 16.10.2012 по делу N А07- 15856/2012 вынесено определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения в отношении Открытого акционерного общества "Торговый центр "Башкортостан".
14.02.2013 ОАО "ТЦ Башкортостан" признан несостоятельным (банкротом).
21.10.2015 исполнительное производство N 72367/12/05/02-ИП объединено в сводное исполнительное производство и данному исполнительному производству присвоен N 52999/13/05/02-СД (т.2, л.д. 25-26).
25.10.2015 согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц установлено, что должник ОАО "ТЦ Башкортостан" ликвидирован вследствие банкротства.
26.10.2015 исполнительные производства N 52999/13/05/02-СД в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" окончены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, ввиду правовой не возможности производить исполнительные действия в связи с введением процедуры наблюдения в отношении должника.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Согласно статье 1 Федерального закона N 118-ФЗ от 21.07.1997 "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ), на судебных приставов-исполнителей возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
На основании статьи 12 Закона N 118-ФЗ, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 13 Закона N 118-ФЗ, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу частей 1, 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено вышеуказанным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации установлен статьей 96 Закона N 229-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 96 Федерального закона N 229-ФЗ на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления должника судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты ведения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
Высший арбитражный суд в своем Постановлении Пленума от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" разъяснил, что приостановление исполнения исполнительного документа с даты вынесения судом определения о введении наблюдения влечет приостановление исполнительного производства в силу прямого указания закона (абзац четвертый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, пункт 5 части 1 статьи 40 и часть 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве). Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов судебным приставом-исполнителем является определение суда о введении наблюдения. Вынесение самостоятельного судебного акта по данному вопросу не требуется.
В случае осуществления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в рамках исполнительного производства, которое считается приостановленным в силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, его действия признаются судом незаконными вне рамок дела о банкротстве (пункт 6 Постановления).
Статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены последствия принятия арбитражным судами решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства при получении копии решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (часть 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с момента введения процедуры наблюдения в отношении открытого акционерного общества "Торговый центр "Башкортостан"(16.10.2012) судебный пристав-исполнитель не имел правовой возможности производить исполнительные действия по основаниям ч. 1 ст. 96 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Довод подателя апелляционной жалобы о причинении ему в результате бездействия пристава-исполнителя ущерба в размере 673 452 рубля отклоняется в силу следующего.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" определяет, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как указано в пункте 80 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 Гражданского кодекса).
В статьях 16 и 1069 Гражданского кодекса указано, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, в том числе в результате принятия им постановления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, подлежит возмещению в полном объеме. При этом на истце лежит бремя доказывания причинения ему убытков незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и их размер.
Таким образом, истец обязан доказать:
1) факт наличия ущерба, полный размер ущерба (прямой убыток и упущенную выгоду, а также моральный вред) с обоснованием;
2) наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя или изданным им актом и причиненным ущербом;
3) противоправность действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или несоответствие вынесенного им постановления действующему законодательству.
Отсутствие или недоказанность одного из указанных элементов является основанием для отказа в иске.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность указанных выше условий, так как действия пристава исполнителя не являются противоправными, отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя или изданным им актом и причиненным ущербом, как отсутствуют со стороны заявителя факта наличия ущерба.
Довод подателя апелляционной жалобы о не направлении ему копии постановления от 26.10.2015 о прекращении исполнительного производства отклоняется апелляционной коллегий, поскольку эти доводы являются новыми, не заявлялись в суде первой инстанции, соответственно, не могут рассматриваться апелляционной инстанцией.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2017 по делу N А07-28697/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гареева Рината Кашафовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-28697/2017
Истец: Гареев Р К
Ответчик: ГУ УФССП России по РБ, Каретко С.г. Судебный Пристав Исполнитель Октябрьского Росп Рб, Октябрьский РОСП г. Уфы, СПИ Октябрьского ГО ССП РБ, СПИ Октябрьского РОСП УФССП России по Республике Башкортостан Каретко С.Г., Управление Федерального казначейства