г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А56-77461/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Платова О.В. по доверенности от 21.03.2016; Таширев А.В. по доверенности от 26.05.2017
от заинтересованного лица: Ходот Е.М. по доверенности от 07.02.2018, Ильина К.С. по доверенности от 29.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34819/2017) ООО "Международный таможенный терминал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2017 по делу N А56-77461/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Международный таможенный терминал"
к Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Международный таможенный терминал" (ОГРН 1079847134388, адрес: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр-кт В.О., д. 80, лит. А; далее - ООО "МТТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (ОГРН 1037800003493, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А; далее - таможенный орган) от 15.09.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1732/2017, которым общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 500 руб.
Решением от 11.12.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "МТТ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, в действиях общества отсутствует вина в совершенном административном правонарушении, поскольку оно не могло проверить достоверность деклараций о соответствии ни на сайте Росаккредитации, ни путем обращения с соответствующим запросом в Росаккредитацию.
В судебном заседании представители ООО "МТТ" поддержали доводы апелляционной жалобы, представители таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 17.09.2015 на Северный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни таможенным представителем ООО "МТТ", действующим от имени и по поручению ООО "Мебель в классическом стиле" на основании договора оказания услуг таможенным представителем, подана посредством электронного декларирования декларация на товары N 10210050/170915/0009306 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" партии товаров:
- товар N 1 "кровати для жилых помещений деревянные, с изголовьем...", код по ТН ВЭД 9403 500 00 9;
- товар N 2 "мебель для жилых помещений бытовая деревянная.", код по ТН ВЭД 9403 601 00 9.
Товары перемещались по следующим коммерческим и транспортным (перевозочным) документам: CMR от 10.09.2015 N А155578, инвойс от 04.09.2015 N 04/09-15 на основании контракта от 25.06.2015 МК-01 на автотранспортном средстве NСВ0148АЕ.
20.09.2015 товары по ДТ были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таможенным органом проведен контроль после выпуска товара, в ходе которого установлено, что заявленные в ДТ товары N 1 и N 2 в соответствии с описанием и классификационным кодом по ТН ВЭД являются объектами регулирования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012).
Для целей совершения таможенных операций, связанных с помещением под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", в отношении товаров по ДТ в 44 графе заявлены сведения о декларациях о соответствии N РОСС UА.АВ12.Д22098 от 30.06.2014, РОСС UА.АВ12.Д22099 от 30.06.2014, указанные под кодом вида документа 01191 (в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
Регистрационный номер декларации о соответствии содержит код органа по сертификации, который регистрирует декларацию. Код АВ12 соответствует аттестату аккредитации N РОСС RU.0001.11АВ12, который действовал с 17.12.2007 до 17.12.2010, выдан органу по сертификации - АНО "Лига независимых экспертов".
Согласно данным Реестра аккредитованных лиц, срок действия аттестата N РОСС RU.0001.11АВ12, выданный органу по сертификации - АНО "Лига независимых экспертов" прекратил действие 17.12.2010, данный орган деятельность не возобновлял и регистрировать какие-либо документы в 2014 году не имел оснований и полномочий.
В частности, не могли быть зарегистрированы в установленном порядке декларации о соответствии N N РОСС UА.АВ12.Д22098 от 30.06.2014, РОСС UА.АВ12.Д22099 от 30.06.2014.
Одновременно установлено, что исходя из заявленных сведений в декларациях о соответствии N N РОСС UА.АВ12.Д22098 от 30.06.2014, РОСС UА.АВ12.Д22099 от 30.06.2014, данные декларации зарегистрированы на основании протоков испытаний N 794-30-06/14, 795-30-06/14 от 30.06.2014, N 796-30-06/14, 797-30-06/14 от 30.06.2014, проведенных испытательной лабораторией ООО "Старт".
Согласно данным официального сайта Федеральной службы по аккредитации, уполномоченной согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" осуществлять функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, аккредитация лаборатории ООО "Старт" прекращена 16.01.2014. Также, в области аккредитации данной испытательной лаборатории отсутствует код ОКП 56 1000.
В результате таможенный орган пришел к выводу, что декларации о соответствии N РОСС UА.АВ12.Д22098 от 30.06.2014, РОСС UА.АВ12.Д22099 от 30.06.2014 не могут являться документами, подтверждающими соответствие продукции обязательным требованиям, а товары по ДТ помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" с несоблюдением запретов и ограничений в части технического регулирования, с заявлением сведений о недействительных зарегистрированных декларациях о соответствии N РОСС UА.АВ12.Д22098 от 30.06.2014, РОСС UА.АВ12.Д22099 от 30.06.2014.
Следовательно, установлены признаки, указывающие на состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с чем 19.07.2017 таможней в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением от 15.09.2017 по делу N 10210000-1732/2017 общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного по частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 500 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения общества к административной ответственности не установил. В связи с изложенным, суд первой инстанции обжалуемое постановление таможни признал законным и обоснованным, требования ООО "МТТ" оставил без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
В соответствии с частью 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 настоящего Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Статьей 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 4 ТК ТС понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза
В силу пункта 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Если иное не установлено настоящим ТК ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, к которым, в числе прочего, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (пункт 1 статьи 183 ТК ТС).
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, для таможенного оформления товара N N 1 и 2 по ДТ N 10210050/170915/0009306 обществом представлены недействительные декларации о соответствии N РОСС UА.АВ12.Д22098 от 30.06.2014, РОСС UА.АВ12.Д22099 от 30.06.2014 и, соответственно, не подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении декларируемого товара.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии в действиях общества вины во вменяемом правонарушении, со ссылкой на то, что заявитель не мог знать о недействительности деклараций соответствия подлежит отклонению апелляционным судом, в связи с тем, что общество не предприняло достаточных мер по проверке подлинности спорных деклараций соответствия, порядка их оформления и выдачи.
Согласно пункту 1 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Статьей 17 ТК ТС прямо предусмотрена ответственность таможенного представителя, согласно которой за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Поскольку таможенные представители являются профессиональными участниками таможенных правоотношений, действующее законодательство предъявляет к их деятельности повышенные требования, выражающиеся в том, что на таможенных представителей возложена обязанность по проверке достоверности полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в частности соблюдения, установленных таможенным законодательством запретов и ограничений.
Из материалов дела следует, что общество не предприняло достаточных мер по проверке подлинности деклараций о соответствии, порядка их оформления и выдачи.
Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) формирует и ведет реестры аккредитованных лиц, зарегистрированных деклараций о соответствии, выданных сертификатов соответствия. Сведения о декларациях соответствия, об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях являются открытой информацией, размещенной в открытом доступе на сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) по адресу www.fsa.gov.ru (л.д. 222-228).
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 N 10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что представленные обществом декларации о соответствии являются недействительными документами в соответствии с примечанием к статье 16.1 КоАП РФ.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с правилами 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правильности квалификации таможенным органом действий заявителя по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело возможность действовать в соответствии с требованиями норм таможенного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2017 года по делу N А56-77461/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Международный таможенный терминал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.