г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А26-3024/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Сергеевой О.В.,
при участии:
от истца: Семенова Я.Б., по доверенности от 29.01.2018; Берштейн К.А.; по доверенности от 29.01.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: 1) Федорова Н.Г. по доверенности от 01.01.2018;
2-6) не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-747/2018) публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.11.2017 по делу N А26-3024/2017 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
заинтересованное лицо: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
3-и лица: 1. АО "ТНС энерго Карелия"
2. ООО "Сетевая компания Энерго"
3. ООО "Карелия-сети"
4. ООО "Региональная Электросетевая Компания"
5. ООО "Электросетевая компания. Карелия"
6. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
о признании незаконными бездействия,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, выразившегося в неприведении с 01 января 2017 года в соответствие с действующим законодательством решений об установлении тарифов (Постановления Госкомитета от 27.12.2016 года N N 243, 244, от 31.10.2016 года N 107, от 20.11.2015 года NN 190, 191, от 28.11.2014 года N 152, 158, 159, от 24.12.2014 года N 251, от 12.12.2014 года N 200). Как указал заявитель, в силу пункта 24 "Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования тарифов) для организаций, не соответствующих критериям, установленные тарифы не могут продолжать свое действие. Несоответствие организации критериям означает невозможность осуществления этой организацией регулируемой деятельности в соответствующем периоде и свидетельствует об отсутствии оснований для применения (продолжения действия) установленного для нее тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Заявитель просил суд обязать Госкомитет устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу путем приведения с 01 января 2017 года нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Республики Карелия, в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.02.2015 года N 184 (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.10.2016 N1056).
В дальнейшем общество уточнило требование: в порядке восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать заинтересованное лицо в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия заключения, в котором проведен анализ соответствия организаций критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям по состоянию на 01 января 2017 года.
Решением от 22.11.2017 Арбитражный суд Республики Карелия отказал в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ПАО "МРСК Северо-Запада" настаивает на удовлетворении заявления.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 22.11.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что ПАО "МРСК Северо-Запада", руководствуясь информацией филиала "Карелэнерго" выявило ряд неконкурентных территориальных сетевых организаций и выступило с предложением о лишении их статуса сетевых организаций ввиду несоответствия критериям ТСО, установленным Постановлением Правительства РФ от 17.10.2016 N 1056 с целью последующей отмены индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, что приведет к сокращению необоснованных расходов.
В порядке статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суд обоснованно отказал предприятию в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 35-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности.
Указанные критерии утверждены постановлением N 184, вступившим в силу 12.03.2015, и принятым для развития изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 N 466-ФЗ в статью 3 Закона N 35-ФЗ в части понятия "территориальная сетевая организация". Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом N 35-ФЗ, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Такое нормативное правовое регулирование направлено на консолидацию (укрупнение) территориальных сетевых организаций. Консолидация территориальных сетевых организаций названа Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 511-р, стоящих перед электросетевым комплексом России, на период до 2030 года.
Согласно разделу VII данной Стратегии для ее реализации предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих: переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на основе таких параметров, как надежность и качество обслуживания потребителей, эффективность операционной и инвестиционной деятельности сетевых организаций; совершенствование процедуры и повышение прозрачности формирования инвестиционных программ сетевых организаций; поэтапная консолидация территориальных сетевых организаций, включая разработку критериев, технических требований к ним и стандартов качества оказываемых ими услуг; поэтапное привлечение частных инвесторов в распределительный электросетевой комплекс.
Внедрение сравнительного анализа затрат при тарифном регулировании также позволит выявить неконкурентные территориальные сетевые организации, стимулировать их уход с рынка или консолидацию с более эффективными сетевыми организациями.
При этом консолидация производилась в 2 этапа.
На 1-м этапе (в течение 2014 - 2017 годов) было запланировано уменьшение количества территориальных сетевых организаций по результатам введения критериев отнесения организации к территориальной сетевой организации, а также исключения расходов "моносетей" из расчета "котлового" тарифа. Предполагается, что в результате этих мероприятий около половины существующих сетевых организаций, формирующих менее 10 процентов совокупной выручки отрасли, не будут соответствовать критериям территориальных сетевых организаций и будут вынуждены уйти с рынка.
На 2-м этапе (в течение 2017 - 2030 годов) планируется консолидация территориальных сетевых организаций под воздействием экономических стимулов в связи с внедрением инструментов сравнительного анализа и усиления требований к качеству и надежности при тарифном регулировании. В результате 2-го этапа количество территориальных сетевых организаций к 2030 году сократится примерно до 800 сетевых организаций.
При этом будут разработаны процедуры передачи территориальных сетевых организаций, не отвечающих установленным критериям, а также ставших убыточными вследствие отказа в компенсации неэффективных затрат при тарифном регулировании, в управление квалифицированным сетевым организациям (путем заключения договоров о порядке использования, приобретения и (или) аренды сетей).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Одним из условий соответствия территориальной сетевой организации критериям является отсутствие за три предшествующих расчетных периода регулирования трех фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.
Как указано в пункте 24 Правил N 1178, в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В силу части 6 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1220, перечень показателей надежности и качества, порядок расчета их значений, а также порядок расчета обобщенного показателя надежности и качества, используемого при осуществлении корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, связанной с отклонением фактических значений показателей надежности и качества от плановых, для электросетевых организаций определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций.
Согласно пункту 4 Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом ФСТ России от 26.10.2010 N 254-э/1, корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, осуществляется в случае предоставления сетевой организацией недостоверных отчетных данных или их непредставления.
Так, в случае непредставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, коэффициент признается понижающим и устанавливается равным (-3%).
Согласно пункту 42 Правил N 861 при расчете единых (котловых) тарифов на услуги но передаче электрической энергии учитываются затраты сетевой организации пропорционально объему электроэнергии, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация, соответствующая установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.
Согласно статье 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 3 Закона об электроэнергетике, пункта 12 Правил N 861, предметом договора оказания услуг по передаче электрической энергии является осуществление сетевой организацией комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.01.2007 N 1-П, следует, что, определяя исчерпывающим образом такое существенное условие договора, как его предмет, федеральный законодатель не включил в понятие предмета договора возмездного оказания услуг достижение результата, ради которого он заключается. Выделение в качестве предмета данного договора совершение определенных действий или осуществления определенной деятельности обусловлено тем, что даже в рамках одного вида услуг результат, ради которого заключается договор, в каждом конкретном случае не всегда достижим, в том числе в силу объективных причин. Следовательно, заключая договор возмездного оказания услуг, стороны, будучи свободны в определении цены договора, сроков его исполнения, порядка и размера оплаты, вместе е тем не вправе изменять императивное требование закона о предмете данного договора.
В указанном Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 N 1-П также указано, что по смыслу пункта 1 статьи 423 ГК РФ плата по договору за оказанные услуги, как и по всякому возмездному договору, производится за исполнение своих обязанностей.
Истец не доказал, что потребители, находящиеся на обслуживании ТСО не получали электрическую энергию в необходимом им объеме, т.е. материальный интерес потребителей и ответчика в электроэнергии, был удовлетворен, претензии к количеству и качеству электроэнергии у ответчика отсутствовали. Таким образом, ТСО выполняют свои обязательства перед потребителями.
Довод ответчика о том, что договоры оказания услуг по передаче электрической энергии прекращены, подлежит отклонению как необоснованный, поскольку противоречит действующему законодательству. В силу пункта 32 Правил N 861, определяющего, что договор, заключенный на определенный срок, считается, продленным на тот же срок и на тех. же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении, либо о заключении нового договора, при отсутствии возражений сторон, спорный договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
ПАО "МРСК Северо-Запада" не имеет полномочий по лишения владельца электросетевого хозяйства статуса ТСО, такой орган не определен, статус ТСО дает право на установления тарифа. Поэтому орган ценообразования проверяет на соответствие критерия ТСО только при установлении тарифа.
ПАО "МРСК Северо-Запада" вправе выступать от своего имени в собственном интересе. В заявлении право или личный интерес не указано, надзорными полномочиями ПАО "МРСК Северо-Запада" не наделено.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.11.2017 по делу N А26-3024/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ПАО "МРСК Северо-Запада" из федерального бюджета 20 371 рубль государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.07.2017.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.