город Омск |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А46-8558/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Журко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15295/2017) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу N А46-8558/2017 (судья Чернышев В.И.), по заявлению акционерного общества "Продовольственная корпорация "ОША" (ИНН 5528011313, ОГРН 1025501857864) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным принятого решения N 55-0-1-21/3001/2017-908 от 10.05.2017 об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 и обязании осуществить кадастровый учёт изменений земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Омская территориальная коммунальная компания", общества с ограниченной ответственностью "Джаст Фит Лайф", акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация", акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк",
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области - Терехова Евгения Вячеславовна по доверенности N 99 от 25.12.2017 сроком действия по 31.12.2018, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от акционерного общества "Продовольственная корпорация "ОША" - Демиденко Владимир Николаевич по доверенности от 01.02.2017 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
акционерное общество "Продовольственная корпорация "ОША" (далее по тексту - АО "Продовольственная корпорация "ОША", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 10.05.2017 N 55-0-1- 21/3001/2017-908 об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 и обязании осуществить кадастровый учёт изменений земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400.
Определением Арбитражного суда Омской области от 18.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Омская территориальная коммунальная компания", общество с ограниченной ответственностью "Джаст Фит Лайф", акционерное общество "Омскгазстройэксплуатация", акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк".
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу N А46-8558/2017 заявленные АО "Продовольственная корпорация "ОША" требования удовлетворены, признано незаконным решение Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400, категория земель - земли населённых пунктов, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, местоположение - Омская область, Омский муниципальный район, Морозовское сельское поселение, юго-западнее относительно с. Морозовка, изложенное в уведомлении от 10.05.2017 N 55-0-1-21/3001/2017-908, на Управление возложена обязанность в течении 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда провести государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400, общей площадью 1 949 043 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, местоположение - Омская область, Омский муниципальный район, Морозовское сельское поселение, юго-западнее относительно с. Морозовка, по заявлению N 55-0-1-21/3001/2017-908 от 02.02.2017. Этим же решением суд взыскал с Управления в пользу АО "Продовольственная корпорация "ОША" 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной на основании платёжного поручения N 1280 от 06.06.2017, а также возвратил АО "Продовольственная корпорация "ОША" из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платёжного поручения от 06.06.2017 N 1280.
При принятии решения суд первой инстанции, установив причины и основания приостановления государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости N 55-0-1- 21/3001/2017-908 и сопоставив их с межевым планом от 21.03.2017 и заключением кадастрового инженера, представленными заявителем в Управление с целью исправления замечаний, указанных в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости от 09.02.2017 N 55-0-1-21/3001/2017-908, пришел к выводу об устранении заявителем причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта, и незаконности и в связи с этим оспариваемого отказа в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росреестра по Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что оспариваемый отказ в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 является законным и обоснованным, поскольку истекли сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 и заявителем не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта.
Управление считает, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400, поскольку заключение кадастрового инженера, включенное в состав межевого плана, не обосновывает местоположение уточненных границ земельного участка от точки н1 до точки н74, от точки н80 до точки н81; в представленном заявителем межевом плане не отражено согласие Администрации Морозовского сельского поселения на проведение кадастровых работ; графическая часть представленного межевого плана выполнена в масштабе, не обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков; заявителем не представлено согласие залогодержателя - Акционерного обществ "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее по тексту - АО "Россельхозбанк") на осуществление каких-либо изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:22:140601:33.
АО "Продовольственная корпорация "ОША" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
ООО "Омская территориальная коммунальная компания", ООО "Джаст Фит Лайф", АО "Омскгазстройэксплуатация", АО "Российский Сельскохозяйственный банк", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель АО "Продовольственная корпорация "ОША" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 13.02.2018, был объявлен перерыв до 16-20 час. 15.02.2018.
Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителя заявителя и заинтересованного лица. Представители привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание, возобновленное после перерыва, не явились, что при их надлежащем извещении не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы Управления Росреестра по Омской области в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:120701:400, общей площадью 1 949 043 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, местоположение - Омская область, Омский муниципальный район, Морозовское сельское поселение, юго-западнее относительно с. Морозовка (далее - земельный участок).
02.02.2017 АО "Продовольственная корпорация "ОША" обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением N 55-0-1-21/3001/2017-908 об изменении площади земельного участка и (или) изменении описания местоположения его границ (т.1 л.д. 35).
Одновременно с заявлением был предоставлен межевой план от 01.02.2017 (т.1 л.д. 11).
Согласно заключению кадастрового инженера Гаркуши Н.Н., входящего в состав межевого плана от 01.02.2017, подготовка настоящего межевого плана обусловлена выявленным в результате выноса характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 на местность несоответствием их описания в Государственном кадастре недвижимости (далее по тексту - ГКН) и фактического местонахождения. В частности характерные точки границ данного участка с номерами 3296, 3297, 3311 определяются в полосах отвода автомобильных дорог Омск - Морозовка и дороги, прилегающей с северной стороны к СНТ "Птицевод-2" д. Ракитинка, и отстоят от края пашни на 8-12 метров. Такая ситуация является следствием незаконного отражения в ГКН местоположения (координат характерных точек) фрагмента границ земельного участка 55:20:120701:109, из которого впоследствии был образован земельный участок 55:20:120701:400. Несмотря на то, что последние 15 лет фактической границей пашни с южной стороны данного участка является обочина автомобильной дороги, прилагающей с северной стороны к СНТ "Птицевод-2" д. Ракитинка, и отстоит от рая пашни на 8 -12 метров в ГКН была внесена информация об отнесении его части, площадью 1,1 га к территории села Ракитинка. Прямая линия между точками 33 и 34, отраженная в описании земельного участка 55:20:000000:0295 (В) от 23.04.2008 (в ГКН учтен с кадастровым номером с 55:20:120701:109) была заменена вогнутой дугой и описана четырьмя характерными точками, совпадающими с учтенной в ГКН на основании карта- план от 30.11.2012 границей населенного пункта д. Ракитинка. Настоящий межевой план подготовлен, в том числе, в связи с выявлением воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ населенного пункта село Ракитинка в документе (карта-план от 30.11.2012) на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
По результатам проверки сведений и документов об объекте недвижимости Управлением в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации" (далее по тексту - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ) и Порядком ведения Единого государственное реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943 было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости N 55-0-1- 21/3001/2017-908 на срок, до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, о чем АО "Продовольственная корпорация "ОША" было сообщено в уведомлении от 09.02.2017 N 55-0-1- 21/3001/2017-908.
Согласно уведомлению от 09.02.2017 N 55-0-1- 21/3001/2017-908 основанием для приостановления государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости N 55-0-1- 21/3001/2017-908 послужил тот факт, что форма и (или) содержание документа представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ, а именно:
1) заключение кадастрового инженера, включенное в состав межевого плана, не обосновывает местоположение уточнённых границ земельного участка от точки н1 до точки н6, от точки н32 до точки н41, а также по границе, смежной с земельным участком 55:20:120701:63, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 55:20:000000:29;
2) графическая часть представленного межевого плана не соответствует пунктам 75, 77 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, поскольку чертеж выполнен в масштабе, не обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков; Схема расположения земельных участков не подтверждает существование границ земельного участка на местности более 15 лет.
3) в представленном межевом плане отсутствует согласие Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на проведение кадастровых работ по устранению воспроизведённой в Едином государственном реестре недвижимости ошибки, связанной, в том числе, с определением местоположения границ населённого пункта с. Ракитника.
4) отсутствует письменное согласие залогодержателя, так как в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации ипотеки.
В целях устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, кадастровым инженером Гаркушей Н.Н. был подготовлен исправленный межевой план от 21.03.2017. Исправленный межевой план от 21.03.2017 на оптическом компакт-диске, размер файла 6 МБ, был сдан в Управление в качестве дополнительных документов по расписке с регистрационным N 55-0-1-21/3001/2017-2750 от 21.03.2017 (т.1 л.д. 63).
По утверждению заявителя, озвученному в суде апелляционной инстанции на вопрос суда, вместе с межевым планом (в электронном виде, на оптическом компакт-диске, размер файла 6 МБ) был предъявлен оригинал письменного согласия Омского РФ АО "Россельхозбанк" от 16.02.2017 N 009-02-24/183, представленного заявителю, на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400.
На основании рассмотрения принятых документов: заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 02.02.2017 N 55-0-121/3001/2017-908, межевого плана от 01.02.2017, доверенности от 26.12.2016, межевого плана 21.03.2017, Управлением принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 на основании пункта 7 части 2 статьи 26 Закона о регистрации в связи с тем, что предоставленные документы, необходимые для кадастрового учета, при изложенных фактах по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. О принятом Управлением решении АО "Продовольственная корпорация "ОША" было сообщено в уведомлении от 28.03.2017 N 55/17-7369.
Уведомлением 10.05.2017 N 55-0-021/3001/2017-908 Управление Росреестра по Омской области известило заявителя о принятом решении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 в связи с истечением сроков приостановления, указанных в уведомлениях от 09.02.2017 N 55/17-2815, от 28.03.2017 N 55/17-7369 о приостановлении, и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400.
Полагая, что решение Управления Росреестра по Омской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта, изложенное в уведомлении от 10.05.2017 N 55-0-1-21/3001/2017-908, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы АО "Продовольственная корпорация "ОША" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
09.10.2017 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 - 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Как усматривается из материалов дела, доводы АО "Продовольственная корпорация "ОША", приведенные в обоснование требования о признании незаконным решения Управления об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400, изложенного в уведомлении от 10.05.2017 N 55-0-1- 21/3001/2017-908, сводятся к тому, что заявителем были представлены все предусмотренные законом документы и сведения, необходимые для кадастрового учета изменений, в связи с чем отпариваемый отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя. При этом Обществом были даны пояснения по всем замечаниям Управления, указанным в уведомлениях от 09.02.2017 N 55/17-2815, от 28.03.2017 N 55/17-7369 о приостановлении государственного кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400, воспринятые судом первой инстанции как обоснованные и достаточные для удовлетворения требований заявителя.
Исходя из части 1 статьи 64, статей 71 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным решения Управления об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400, изложенного в уведомлении от 10.05.2017 N 55-0-1- 21/3001/2017-908. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав содержатся в части 1 статьи 26 Закона о регистрации.
Как следует из материалов дела, осуществление государственной регистрации изменений было приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, в связи с тем, что форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно позиции Управления в рассматриваемом случае заявителем в составе межевого плана не был предоставлен документ, обосновывающий местоположение уточнённых границ земельного участка от точки н1 до точки н6, от точки н32 до точки н41, а также по границе, смежной с земельным участком 55:20:120701:63, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 55:20:000000:29. При этом имеющееся в составе межевого плана заключение кадастрового инженера такого обоснования не содержит.
При принятии обжалуемого решения об удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что отказ Управления в осуществлении государственной регистрации изменений по мотиву отсутствия в межевом плане обоснования местоположения уточнённых границ земельного участка от точки н1 до точки н74, от точки н80 до точки н81, является неправомерным, поскольку в исправленной версии межевого плана от 21.03.2017 в принципе отсутствуют точки, обозначенные символами "н".
Между тем, указанный вывод суда первой инстанции не соответствует материалам дела, опровергается имеющимся в материалах дела межевым планом от 21.03.2017, изготовленном на бумажном носителе.
Так, Схема расположенная земельного участка и Чертеж земельных участков и их частей, являющиеся частью межевого плана от 21.03.2017, выполнены в масштабе, не обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков.
Представитель Управления в заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что при увеличении масштаба межевого плана, на схеме и чертеже усматривается наличие предполагаемых точек с символами "н".
Суд апелляционной инстанции в судебном заседании обозрел представленный Управлением межевой план от 21.03.2017, представленный обществом в Управление в электронном виде на оптическом компакт-диске, и при его изучении в присутствии представителей общества и Управления установил наличие в нем точек, обозначенных символом "н".
Более того судом первой инстанции не учено следующее.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона о регистрации).
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Закона о регистрации, а также пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 921 (далее по тексту - Требования).
Согласно части 10 статьи 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные" указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае заключение кадастрового инженера, включенное в состав межевого плана, не обосновывает местоположение уточненных границ земельного участка от точки н1 до точки н74, от точки н80 до точки н81. Документов, обосновывающих местоположение уточненных границ земельного участка, заявителем на государственную регистрацию предоставлено не было.
Кроме того, согласно пункту 75 Требований раздел "Схема расположения земельных участков" (далее по тексту - Схема) оформляется на основе сведений ЕГРН об определённой территории, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. При этом изображение должно обеспечивать читаемость Схемы, в том числе местоположения земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы.
Согласно пункту 77 Требований Чертёж оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков.
В рассматриваемом случае, графическая часть представленного межевого плана не соответствует вышеуказанным требованиям, поскольку чертеж выполнен в масштабе, не обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д.59,60)
Далее, одним из оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений послужил вывод Управления об отсутствии в представленном заявителем межевом плане согласия Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на проведение кадастровых работ по устранению воспроизведённой в ЕГРН ошибки, связанной, в том числе, с определением местоположения границ населённого пункта с. Ракитника.
При принятии обжалуемого решения о признании незаконным оспариваемого отказа суд первой инстанции на основании исправленного межевого плана пришел к выводу о том, что кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 не связаны с изменением границы населенного пункта с Ракитника и, в силу части 11 статьи 22 Закона о регистрации, не требуют обязательного согласования с Администрацией Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Суд апелляционной находит изложенный вывод суда первой инстанции необоснованным, исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 22 Закона о регистрации случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Порядок согласования местоположения границ земельного участка предусмотрен статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее по тексту - Закон о кадастровой деятельности, Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 3 статьи 39 Закона о регистрации предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Как следует из письма филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 30.12.2016 N 14571-15-ВИ (т.1 л.д. 115), сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:120701:109, находящегося в собственности АО "Продовольственная корпорация "ОША", внесены в ГКН на основании описания земельных участков от 23.04.2008, подготовленного ГП "Омский центр ТИЗ", распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области "Об утверждении проекта границ" от 07.04.2008 N 470-р. В результате кадастрового учета площадь земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:109 составила 1 966 249 кв.м.
21.11.2012 в орган кадастрового учета от ЗАО "Продовольственная корпорация "ОША" (в настоящее время АО "Продовольственная корпорация "ОША") поступило заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 55:20:120701:109 в результате исправления кадастровой ошибки. По результатам рассмотрении представленных документов органом кадастрового учета было принято решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 55:20:120701:109, при этом площадь указанного земельного участка составила 1 966 207 кв.м. 19.06.2013 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:109, находящегося в собственности АО "Продовольственная корпорация "ОША", были образованы земельные участки, в том числе участок с кадастровым номером 55:20:120701:400. При этом сумма площадей образованных земельных участков составила 1 196 204 кв.м.
Дополнительно в письме филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 30.12.2016 N 14571-15-ВИ было указано, что в случае, если при проведении кадастровых работ была допущена ошибка, то такая ошибка является кадастровой, которая подлежит исправлению в порядке статьи 28 Закона о кадастре
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации исправленным межевым планом от 21.03.2017 уточнено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400. Кроме того, как указано в заключении кадастрового инженера, межевой план подготовлен, в том числе, в связи с выявлением воспроизведённой в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ населённого пункта село Ракитника в документе (карта - план от 30.11.2012).
Учитывая изложенное и принимая во внимание нормы части 3 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности межевой план должен содержать сведения о проведении согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400.
Вместе с тем, в представленном заявителем на кадастровый учет межевом плане не отражено согласие Администрации Морозовского сельского поселения на проведение вышеуказанных кадастровых работ, о чем правомерно указано Управлением в оспариваемом отказе.
Далее, как следует из оспариваемого отказа, основанием для его принятия послужил вывод Управления об отсутствии в представленном межевом плане письменного согласия залогодержателя, учитывая, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации ипотеки.
Оспаривая законность отказа Управления в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 по данному основанию, заявитель не отрицает необходимость предоставления в составе межевого плана согласия залогодержателя, однако утверждает, что такой документ был им представлен.
Действительно, материалами дела подтверждается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400 в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации ипотеки. Следовательно, в силу части 4 статьи 53 Закона о регистрации внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя.
Вместе с тем, вопреки доводам заявителя и утверждению суда первой инстанции, согласие залогодержателя - АО "Россельхозбанк", предоставленное АО "Продовольственная корпорация "ОША", на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400, оформленное в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору N 160900/0231 от 16.08.2016 (договор ипотеки N 160900/0231-7.10 от 16.08.2016, заключенный между заявителем и АО "Россельхозбанк"), представлено в Управление не было, что следует из расписки N 55-0-1-21/3001/2017-2750 от 21.03.2017 (т.1 л.д. 63), а также заявлений АО "Продовольственная корпорация "ОША", поданными в Управление 02.02.2017 и 21.03.2017 (т.1 л.д. 157-159,162-164).
Кроме того, суд апелляционной инстанции, обозрев в судебном заседании в представленный Управлением межевой план, представленный заявителем в Управление на оптическом диске, установил, что письменное согласие залогодержателя в составе межевого плана отсутствует.
При таких обстоятельствах, оспариваемое заявителем решение Управления об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:120701:400, изложенное в уведомлении 10.05.2017 N 55-0-1- 21/3001/2017-908, соответствует требованиям законодательства о кадастровой деятельности, государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации. Доказательств того, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу N А46-8558/2017 на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ - отмене, с принятием нового судебного акта об отказа в удовлетворении требований заявителя.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от её уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу N А46-8558/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8558/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2018 г. N Ф04-1735/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОША"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: АО "Омскгазстройэксплуатация", АО "Российский сельскохозяйственный банк", к/у Рябов Дмитрий Дмитриевич, ООО "ДЖАСТ ФИТ ЛАЙФ", ООО "Омская территориальная коммунальная компания"