г. Вологда |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А44-790/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 ноября 2017 года по делу N А44-790/2017 (судья Ильюшина Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК" (ОГРН 1155331000032, ИНН 5320000464; место нахождения: 174401, Новгородская область, район Боровичский, город Боровичи, переулок Речной, дом 2; далее - общество, ООО "УК "ЖЭК") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; место нахождения: 173008, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании недействительным предписания от 29.12.2016 N ЛК-1429-16.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 07 ноября 2017 года по делу N А44-790/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "ЖЭК" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что индексация платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме предусмотрена договором управления и не противоречит действующему законодательству.
Комитет в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии от 02.06.2015 N 000002 осуществляет деятельность по управлению, в том числе многоквартирным домом N 18 по улице Сушанской в городе Боровичи Новгородской области (далее - многоквартирный дом N 18).
С целью установления фактов, изложенных в обращении жильца указанного дома от 02.12.2016 N Б-3496-ЖИ, управлением на основании приказа от 12.12.2016 N ЛК-1429-16 (листы дела 69, 82-83) в период с 13.12.2016 по 29.12.2016 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "УК ЖЭК".
По результатам проведенных проверочных мероприятий должностным лицом управления составлен акт проверки от 29.12.2016 N ЛК-1429-16 (листы дела 79-80), в котором зафиксировано нарушение обществом положений части 7 статьи 156 и части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившиеся в индексации (увеличении) с 01.08.2016 платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 18, на 7 %.
В связи с выявленными нарушениями управлением обществу выдано предписание от 29.12.2016 N ЛК-1429-16 об осуществлении в срок до 08.02.2017 перерасчета платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 18 с августа 2016 года всем собственникам помещений в соответствии с утвержденными ранее собственниками размером платы, а именно 21 руб. 45 коп. за 1 кв. м (лист дела 81).
Не согласившись с названным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В данном случае в материалах дела усматривается, что на основании протокола от 30.03.2015 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 18 (лист дела 58), собственниками дома приняты решения:
- о способе управления домом - управление управляющей компанией;
- о выборе управляющей компании - ООО "УК ЖЭК";
- об утверждении условий (текста) договора с управляющей организацией;
- об утверждении платы за услуги по управлению многоквартирным домом в размере 80 коп., за содержание и текущее обслуживание общего имущества дома в размере 20 руб. 65 коп. за 1 кв.м.
Далее, собственниками дома и ООО "УК ЖЭК" заключен договор управления многоквартирным домом от 01.04.2015 сроком на 5 лет (листы дела 59-62).
Пунктом 4.2 указанного договора управления предусмотрено, что плата за услуги по управлению, за содержание и текущее обслуживание общего имущества многоквартирного дома рассчитывается управляющей организацией в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства и утверждается собственниками помещений при заключении настоящего договора. Плата за услуги по управлению, содержания и текущему обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, указанные в приложении 1 к настоящему договору, подлежит ежегодной индексации на размер инфляции по данным Федерального органа исполнительной власти с обязательным уведомлением через местные средства массовой информации и/или официальный сайт управляющей организации не менее чем за 30 дней до ее изменения.
Во исполнение условий пункта 4.2 договора управления, общество опубликовало в газете "Красная искра" от 30.06.2016 N 26 уведомление об индексации платы с 01.08.2016 на 7 % (лист дела 57). При этом указало, что в случае несогласия с размером индексации, собственники многоквартирных домов вправе провести по своей инициативе общее собрание собственников совместно с ООО "УК ЖЭК", на котором утвердить иной размер договорной стоимости по договору управления, применяемого с 01.08.2016.
В связи с изложенным начиная с 01.08.2016 заявителем произведено начисление платы за содержание и текущее обслуживание в размере 22 руб. 95 коп. за 1 кв. м.
Суд первой инстанции посчитал действия управляющей компании по индексации платы с 01.08.2016 за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 18 неправомерными, поскольку законом не предусмотрено право лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключенным с гражданами. Названное изменение размера платы возможно только по решению общего собрания собственников многоквартирного дома.
Указанные выводы суда первой инстанции апелляционная коллегия находит законными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 данного Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Тем самым законодательством не установлено прямой обязанности ежегодного изменения платы за содержание жилого помещения.
Кроме того, договор управления многоквартирным домом от 01.04.2015 заключен сроком на 5 лет, с определенной ценой, которую собственники вправе не изменять ежегодно.
Исходя из вышеизложенного изменение размера платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.
В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников.
Решение общего собрания собственников по вопросам его компетенции является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании. Собственники обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание.
Частью 4 статьи 158 названного Кодекса предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. При этом в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 29).
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Как указывалось выше, размер платы по статьям управление многоквартирным домом, содержание и текущее обслуживание общего имущества многоквартирного дома утвержден протоколом общего собрания собственников помещений указанного дома от 30.03.2015 в сумме 21 руб. 45 коп. за кв. м, в том числе 80 коп. за 1 кв.м - плата за услуги по управлению многоквартирным домом и 20 руб. 65 коп. - плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем с 01.08.2016 заявителем начисление платы за содержание и текущее обслуживание произведено исходя из тарифа 22 руб. 95 коп. за 1 кв. м, который не утвержден общим собранием.
Решение об установлении платы за содержание общего имущества дома в размере 22 руб. 95 коп. за 1 кв.м общим собранием собственников не принималось, что установлено в акте проверки и не отрицается обществом.
ООО "УК "ЖЭК" полагает, что устанавливая самостоятельно с августа 2016 года размер платы в сумме 22 руб. 95 коп. за 1 кв.м, оно правомерно руководствовалось положениями пункта 4.2 договора управления многоквартирным домом от 01.04.2015.
Вместе с тем, такая позиция является ошибочной в силу следующего.
Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Названные нормы призваны в первую очередь гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
ЖК РФ и иные подзаконные акты не предусматривают каких-либо изъятий в части, касающейся одностороннего изменения обслуживающей организацией указанной платы.
По общему правилу, установленному в статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Анализ изложенных выше норм в совокупности свидетельствует о том, что к существенным условиям названного договора относятся порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы.
Размер платы должен быть согласован общим собранием собственников помещений. Порядок определения платы должен быть четко сформулирован.
Законодательство не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.
Следовательно, изменение размера платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.
Аналогичные выводы содержатся также и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09 января 2018 года N 307-КГ17-19376 по делу N А44-791/2017, в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2016 по делу N А13-3942/2015, от 07.02.2017 по делу N А44- 4758/2016, от 21.09.2017 по делу N А44-791/2017.
Апелляционная коллегия полагает, что условия договора от 01.04.2015 об одностороннем изменении обществом размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не соответствуют специальным нормам жилищного законодательства, а также положениям пункта 4 статьи 421, статьи 422 ГК РФ.
Между тем согласно пункту 5 протокола от 30.03.2015 общее собрание собственников помещений приняло решение об утверждении платы по статье "управление многоквартирным домом" в размере 80 коп. за 1 кв. м, "содержание и текущее обслуживание общего имущества многоквартирного дома" в размере 20 руб. 65 коп. за 1 кв. м.
Таким образом, с 30.03.2015 собственники помещений спорного дома установили достаточно жесткий и понятный механизм определения тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества, при этом возможность одностороннего изменения размера платы в тексте протокола не отмечалась.
При таких обстоятельствах управление обоснованно указало на несоблюдение заявителем требований части 7 статьи 156 и части 4 статьи 158 ЖК РФ, и выдало обществу предписание от 29.12.2016 N ЛК-1429-16.
Предписание вынесено относительно периода, в течение которого существовало нарушение.
Довод общества о том, что в пункте 1 предписания неверно указан размер платы, в соответствии с которым общество должно произвести перерасчет, правомерно отклонен судом первой инстанции, как не соответствующий действительности, поскольку в силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ (в ред. от 31.12.2014, действующей на момент принятия собственниками решения), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, управлением в предписании указана общая сумма размера платы за содержание и ремонт с учетом платы за управление.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 ноября 2017 года по делу N А44-790/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.