г. Москва |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А41-68874/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Старчиковым А.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Н.СЕЛЛА" - Аландаренко М.Ю. по доверенности от 21.04.2015, Зислина И.Л. по доверенности от 20.09.2017,
от Домодедовской таможни - Федотова Е.В. по доверенности от 09.01.2018, Коломийцев А.Л. по доверенности от 11.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Домодедовской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2017 по делу N А41-68874/17, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Н.СЕЛЛА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании Домодедовской таможни (далее - таможня) возвратить обществу сумму налога на добавленную стоимость в размере 11 542 634 рублей 40 копеек, излишне уплаченную по ДТ N 10002010/070317/0013726, N 10001020/100417/0022295, N 10002010/020517/0027671, N10002010/300517/0034594.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представители таможни в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществом на территорию России по декларациям на товары N 10002010/070317/0013726, N 10001020/100417/0022295, N 10002010/020517/0027671, N 10002010/300517/0034594 ввезен товар (медицинская техника: имплантаты стоматологические, ортопедические элементы, инструменты стоматологические для дентальной имплантации и другие аналогичные товары для стоматологии).
В отношении данных товаров с целью их выпуска, обществом уплачен налог на добавленную стоимость в общей сумме 11 542 634 рублей 40 копеек.
Считая данную сумму излишне уплаченной в связи с имеющейся льготой, общество обратилось в таможню с заявлением о возврате уплаченного НДС в общей сумме 11 542 634 рублей 40 копеек, приложив регистрационные удостоверения N ФСЗ 11/10259, ФСЗ 2011/10260, ФСЗ 2011/10261.
Отказывая обществу в применении льгот при ввозе товаров по регистрационным удостоверениям N ФСЗ 2011/10259, ФСЗ 2011/10260, ФСЗ 2011/10261, таможня сослалась на то, что в Российской Федерации выдавались два вида регистрационных удостоверений: регистрационные удостоверения на медицинские изделия и регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения (медицинской техники). Порядок выдачи регистрационных удостоверений предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416. Положения подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении товаров, ввозимых по регистрационным удостоверениям на изделия медицинского назначения (медицинской техники), не позволяли применять льготу в период с 01.01.2017 по 30.06.2017.
Считая, что отказ таможни в возврате денежных средств неправомерен, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - Таможенный кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 Таможенного кодекса установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств -членов таможенного союза.
В соответствии пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
Аналогичные правовые нормы содержит Налоговый кодекс.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
На основании пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса установлено, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются льготы по уплате налогов.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 74 Таможенного кодекса
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, облагается налогом на добавленную стоимость (подпункт 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса).
Согласно подпункту 2 статьи 150 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление, на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Федеральным законом N 323-ФЗ вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно части 1 статьи 38 названного закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), в соответствии с пунктом 6 которого документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
При этом в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса в редакции, действовавшей до 29.01.2018, предусмотрено, что положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Таким образом, налоговое законодательство в целях предоставления права на льготу уравняло указанные термины.
В силу подпункта "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Следовательно, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
В данном случае в регистрационных удостоверениях ввезенного обществом на территорию России товара (имплантаты стоматологические, ортопедические элементы, инструменты стоматологические для дентальной имплантации и другие аналогичные товары для стоматологии) указан код ОКП 94 3820.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письмах Минфина России от 04.04.2014 N ГД-4-3/6155, от 06.03.2002 N 04-03-05/10 и Минздрава России от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23, товары с кодами ОКП 94 3820 и 94 3750 охватывается упомянутым Перечнем и их ввоз на территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС.
Письмом от 08.08.2017 N 03-07-07/50539 "О применении освобождения от НДС с 01.02.2017 по 30.06.2017 при реализации в РФ изделий медицинского назначения (медицинской техники)" Министерство финансов РФ разъяснило, что, согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, или до 01.01.2017 регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику).
На основании Федерального закона от 07.03.2017 N 25-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступающего в силу с 01.07.2017, освобождение от налога на добавленную стоимость (применение ставки налога в размере 10 процентов) в отношении медицинских изделий (медицинской техники) применяется при представлении в налоговые и таможенные органы регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 160 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416" предельный срок замены регистрационных удостоверений старого образца на изделия медицинского назначения (медицинскую технику) продлен до 01.01.2021.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, являются действительными до 01.01.2021.
Учитывая изложенное, вопреки доводам таможни, с 01.01.2017 по 30.06.2017 включительно при реализации в Российской Федерации медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения (медицинскую технику), применяется освобождение от налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 34.2 Налогового кодекса Минфин России уполномочен давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1).
Вышеуказанные письма изданы при реализации Минфином России указанных выше полномочий и представляют собой ответы руководителей департамента налоговой и таможенной политики министерства на обращения о применении освобождения от НДС с 01.02.2017 по 30.06.2017 при реализации в Российской Федерации изделий медицинского назначения (медицинской техники).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что согласно представленным обществом регистрационным удостоверениям N ФСЗ 2011/10259, ФСЗ 2011/10260, ФСЗ 2011/10261 (имплантаты стоматологические, ортопедические элементы, инструменты стоматологические для дентальной имплантации и другие аналогичные товары для стоматологии) относятся к коду ОКП 94 3820, то есть к товарам, включенным в пункт 18 Перечня.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что товары, ввезенные обществом по ДТ N 10002010/070317/0013726, N 10001020/100417/0022295, N 10002010/020517/0027671, N 10002010/300517/0034594, являются медицинскими товарами, и их ввоз на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Довод таможни о том, в период с 01.01.2017 до 30.06.2017 не подлежала применению льгота по НДС в отношении товаров, на которые имеется регистрационное удостоверение старого образца, основанный на том, что Федеральный закон от 07.03.2017 N 25-ФЗ вступил в силу только 01.07.2017, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса (в редакции до 01.07.2017) предусматривалось, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, исходя из буквального толкования закона, для применения льготы налогоплательщик должен был до 01.01.2017 предоставить регистрационное удостоверение старого образца в налоговые органы.
Сам же срок использования льготы зависел от срока действия регистрационного удостоверения старого образца. На момент оформления обществом всех перечисленных выше ДТ срок действия регистрационных удостоверений старого образца были продлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 160.
При подаче заявления в таможню о возврате излишне уплаченной суммы налога общество просило учесть, что им до 01.01.2017 были предоставлены как в налоговые, так и в таможенные органы регистрационные удостоверения ФСЗ 2011/10259, ФСЗ 2011/10260, ФСЗ 2011/10261.
Так, исходя из представленных обществом документов следует, что указанные регистрационные удостоверения старого образца предоставлялись до 01.01.2017 в налоговые органы, в частности, по требованию от 16.11.2016 N 19-20/121461 (т. 3 л.д. 61), а также предоставлялись в таможенные органы вместе с ДТ N 10002010/041016/0053240, ДТ N 10002010/141216/0070681 (т. 3 л.д. 68).
Позиция таможни об отсутствии оснований для применения льготы по регистрационным удостоверениям старого образца в период с 01.01.2016 до 30.06.2017 противоречит также существующему порядку налогообложения.
Федеральный закон N 25-ФЗ, вступающий в силу 01.01.2017, вопреки доводам таможенного органа не содержал положений о приостановлении на период с 01.01.2016 до 30.06.2017 существовавшего ранее порядка налогообложения и предоставления льгот при ввозе и реализации товаров, в отношении которых выданы регистрационные удостоверения старого образца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы таможни, рассмотренные и правомерно отклоненные судом первой инстанции.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2017 по делу N А41-68874/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.