22 февраля 2018 г. |
Дело N А84-3769/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем Завтуром Р.О.,
при участии:
заинтересованного лица, индивидуального предпринимателя Волкова Р. А.;
от заинтересованного лица, Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя - Ксенз А.Н.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Божко Дмитрия Владимировича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 декабря 2017 года по делу N А84-3769/2017 (судья Архипенко А.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Божко Дмитрия Владимировича (299016, ул. Аллы Оношко, д. 48, кв. 39, г. Севастополь)
к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011)
заинтересованные лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, ул. Советская, д. 9, г. Севастополь)
частное предприятие "Производственно-коммерческая фирма "Котлремсервис" (Балаклавское шоссе, д. 35, г. Севастополь, 299055)
индивидуальный предприниматель Волков Роман Андреевич (пр. Генерала Острякова, д. 96, кв. 75, г. Севастополь, 299029)
о признании незаконным требования,
установил:
Индивидуальный предприниматель Божко Дмитрий Владимирович (ОГРНИП 315920400060786 - л.д. 9-12, далее - ИП Божко Д.В. или заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным требования Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (ОГРН 1149204005422 - л.д. 13-17, далее - Севастопольторг) N Б-10/17 от 11.09.2017 о демонтаже нестационарного торгового объекта (далее - НТО), расположенного в г. Севастополе, Симферопольское шоссе, дом 24, в районе конечной остановки маршрута N 103 (л.д. 4).
Требования мотивированы тем, что заявитель для размещения НТО получил в субаренду от арендатора земельный участок муниципальной собственности, по истечении срока действия договоров аренды и субаренды земельного участка не заявлено возражений против продолжения таких правоотношений, а потому договоры возобновлены на неопределенный срок; заявитель и арендатор продолжают пользоваться этим участком; заявитель имел право без торгов разместить НТО; ИП Волкову Р.А. незаконно разрешено разместить НТО на этом месте.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что заявитель разместил НТО (металлический павильон) без разрешения и заключения договора на размещение НТО; этот объект не включен в Схему размещения НТО; договор субаренды земельного участка не является заключенным, так как не осуществлена государственная регистрация права субаренды; арендатор земельного участка частное предприятие "Производственно-коммерческая фирма "Котлремсервис" не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является российским предприятием; срок аренды закончился 18.05.2016 (л.д. 108-115).
ИП Божко Д.В. подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель купил шиномонтажную мастерскую (НТО), имеет право по фактически исполняемому договору субаренды пользоваться земельным участком под этой мастерской; заявитель не был извещен о проведении торгов на размещение НТО (л.д. 132-133).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Севастопольторг не согласен с ее доводами, так как заявителем не представлены документы на законное размещение НТО (л.д. 149-154).
В судебном заседании представитель Севастопольторга и индивидуальный предприниматель Волков Роман Андреевич (ОГРНИП 317920400014263 - л.д. 165-166, далее - ИП Волков Р.А.) с доводами апелляционной жалобы не согласились и пояснили, что ИП Божко Д.В. не обращался за оформлением права на размещение НТО, ранее такое право ему также не предоставлялось, оспариваемое уведомление принято уполномоченным органом и в соответствии с действующим законодательством.
ИП Божко Д.В., представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025 - л.д. 162, далее - ДИЗО) и частного предприятия "Производственно-коммерческая фирма "Котлремсервис" (ИНН 31116384 по ЕГРЮЛ Украины - л.д. 163-164, далее - ЧП "ПКФ "Котлремсервис") в судебное заседание не явились.
О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 25.01.2018, копии которого получили 29.01.2018-01.02.2018, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 128-130).
Корреспонденция, направленная по последнему известному юридическому адресу ЧП "ПКФ "Котлремсервис", почтой возвращена за истечением срока хранения (л.д. 145-147).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ЧП "ПКФ "Котлремсервис" считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
11.09.2017 главным специалистом Севастопольторга Кузнецовым Г.Г.:
1) составлен акт осмотра N Б-10/17 размещенного НТО, из которого следует, что по Симферопольскому шоссе, дом 24, в районе конечной остановки маршрута N 103, г. Севастополя, расположен павильон, железная конструкция, бежевого цвета, площадью 30 кв.м, подключенный к электросети (л.д. 50-51);
2) вынесено уведомление N Б-10/17, которым неустановленному правообладателю НТО, расположенного в г. Севастополе, Симферопольское шоссе, дом 24, в районе конечной остановки маршрута N 103:
- предложено в срок до 22.09.2017 представить Севастопольторгу документы, подтверждающие законность размещения этого НТО;
- в случае непредставления таких документов потребовано в срок до 22.09.2017 своими силами демонтировать этот НТО;
- в случае непредставления документов и неосуществления демонтажа предупреждено о демонтаже по действующему законодательству (л.д. 7, 51).
В тот же день уведомление размещено на НТО.
На официальном сайте Правительства Севастополя размещен Реестр незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. В этот Реестр включен названный павильон (л.д. 167).
Поводом к проведению осмотра явилось заявление ИП Волкова Р.А., которому по договору N 207-Б/2017 от 28.07.2017 разрешено размещение НТО площадью 60 кв.м на том же месте (л.д. 53, 74-85, 89-94).
Заявитель считает себя правообладателем НТО и в подтверждение права собственности на комплекс шиномонтажной мастерской площадью 32 кв.м представил в суд первой инстанции договор купли-продажи от 08.09.2011 у ЧП "ПКФ "Котлремсервис" (л.д. 59).
В срок до 22.09.2017 заявитель в Севастопольторг документы на размещение НТО не представил. Претензия заявителя об отмене уведомления о демонтаже Севастопольторгом не удовлетворена (л.д. 95-97).
НТО не демонтирован до настоящего времени, что следует из пояснений представителя Севастопольторга и ИП Волкова Р.А., данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) и частью 1 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017, действовавшая на момент вынесения уведомления N Б-10/17) устанавливает, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих (в том числе) требования организации благоустройства территории городского округа (включая размещение и содержание малых архитектурных форм).
Подпунктами 3 и 4 пункта 1.2 Порядка выявления и демонтажа (перемещения) незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2017 N 631-ПП (в ред. на 11.09.2017, далее - Порядок N 631-ПП) даны понятия:
- незаконно (самовольно) размещенный нестационарный торговый объект - НТО, размещенный на земельном участке либо в здании, строении, сооружении или их частях, находящихся в собственности города Севастополя, в отсутствие договора на размещение НТО, договора аренды или иного договора, который заключается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Севастополя;
- реестр незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя - перечень сведений об НТО, подлежащих демонтажу (перемещению) в соответствии с настоящим Порядком (далее - Реестр).
Органом, уполномоченным на выявление фактов незаконного (самовольного) размещения НТО, принятие решения о демонтаже (перемещении) незаконно (самовольно) размещенного НТО, а также формирование Реестра, является Севастопольторг; выявление таких фактов производится работниками Севастопольторга, что следует из пунктов 1.4 и 2.2 Порядка N 631-ПП.
Согласно пункту 2.3 Порядка N 631-ПП работники Севастопольторга в рамках проведения информационно-аналитического наблюдения в целях выявления незаконно (самовольно) размещенных НТО:
1) составляют акт осмотра размещенного НТО по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, с осуществлением фото- и (или) видеофиксации, при необходимости составляют схему с привязкой к местности, позволяющую идентифицировать размещенный НТО;
2) вручают правообладателю размещенного НТО или его представителю уведомление о рассмотрении вопроса по демонтажу (перемещению) незаконно (самовольно) размещенного НТО по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку лично под подпись; при отсутствии информации о правообладателе НТО уведомление размещается непосредственно на НТО и опубликовывается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Севастополя.
Пункт 2.5 Порядка N 631-ПП предписывает правообладателю НТО в течение 10 рабочих дней со дня получения (размещения на НТО) уведомления предоставить в Севастопольторг документы (заверенные копии документов), подтверждающие законность размещения НТО, либо своими силами и за свой счет демонтировать (переместить) незаконно (самовольно) размещенный НТО.
Как установлено, с заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации не заключен договор на размещение НТО на земле (земельном участке) муниципальной собственности.
Представленные в суд первой инстанции договоры аренды и субаренды земельного участка таковыми документами не являются исходя из следующего.
26.08.2004 земельный участок площадью 0,0080 га, расположенный в г. Севастополе, г. Инкерман, Симферопольское шоссе, 1, предоставлен Инкерманским городским советом в аренду ЧП "ПКФ "Котлремсервис" сроком до 18.05.2016 для обслуживания шиномонтажной мастерской без права капитального строительства (л.д. 18).
14.12.2004 осуществлена регистрация этого договора за N 4-I-01 в Книге регистрации договоров аренды земли. Земельный участок передан арендатору. Границы земельного участка вынесены в натуру. Эти обстоятельства подтверждены отметкой на договоре, актами о приеме-передачи земельного участка и выноса границ земельного участка в натуру.
По условиям этого договора арендатор обязался ремонтировать автомобили арендодателя по утвержденному списку, право арендатора на передачу земельного участка в субаренду этим договором не предусмотрено.
В срок до 01.03.2015 ЧП "ПКФ "Котлремсервис" не обратилось с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрело в установленном законодательством Российской Федерации порядке статус филиала (представительства) иностранного юридического лица.
Это юридическое лицо в соответствии с пунктами 1, 5, 7 и 9 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" после 01.03.2015 вправе осуществлять исключительно деятельность, направленную на исполнение своих обязательств, возникших до истечения 01.03.2015, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности; иные виды деятельности на территории Российской Федерации это юридическое лицо не вправе осуществлять, оно подлежит ликвидации.
Таким образом, с 01.03.2015 ЧП "ПКФ "Котлремсервис" не вправе осуществлять деятельность по аренде земельного участка, в том числе, предоставлять земельный участок в субаренду.
Судом первой инстанции правильно дана оценка подписанному 08.09.2011 между ЧП "ПКФ "Котлремсервис" (арендатор) и Божко Д.В. (субарендатор) договору субаренды названного выше земельного участка, как незаключенному договору, так как по этому договору субаренды земельного участка не проведена обязательная государственная регистрация права (л.д. 33-34).
Эти выводы суда первой инстанции соответствуют действовавшему на 08.09.2011 законодательству - статье 8 Закона Украины "Об аренде земли" N 161-XIV от 06.10.1998, статье 125 Земельного кодекса Украины (Закон Украины N 2768-III от 25.10.2001), предусматривавшему возникновение права с момента государственной регистрации права.
Доводы заявителя о чинимых ему препятствиях в оформлении прав на размещение НТО никакими доказательствами не подтверждены, а потому судом апелляционной инстанции отклоняются.
Мнение заявителя о незаконном предоставлении ИП Волкову Р.А. права на размещение НТО выходит за пределы заявленных требований по настоящему делу и судом апелляционной инстанции не принимается во внимание.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не обоснована и удовлетворению не подлежит, судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ оснований для отмены судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 декабря 2017 года по делу N А84-3769/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Божко Дмитрия Владимировича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3769/2017
Истец: Божко Дмитрий Владимирович
Третье лицо: Волков Р. А., Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Частное предприятие "Производственно-коммерческая фирма "Котлремсервис"