г. Москва |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А41-20944/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Гасанова Вагиф Иса-оглы на решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2017 по делу N А41-20944/17, принятое судьей Анисимовой О.В., по заявлению ИП Гасанова В.И. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, третье лицо: Минстрой Московской области.
при участии в заседании:
от ИП Гасанова В.И. - Иванников В.В. по доверенности от 12.10.15,
от Управления Росреестра по Московской области - Цюрюмов Л.М. по доверенности от 29.12.2017,
от Минстроя Московской области - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гасанов Вагиф Иса-оглы (далее - ИП Гасанов В.И., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный су Москвоской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
- признать незаконным отказ Управления Росреестра N 50/029/002/2016-2314 от 16.01.2017 в государственной регистрации права собственности Гасанова Вагифа Иса-оглы на объект недвижимости, кадастровый номер 50:29:0071501:304, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей,14;
- обязать Управление Росреестра зарегистрировать право собственности Гасанова В.И. на объект недвижимости кадастровый номер 50:29:0071501:304, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей,14;
- взыскать с Управления Росреестра в пользу Гасанова В.И. расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
В качестве третьего лица в деле принимает участие Министерство строительного комплекса Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2017 по делу N А41-20944/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи участка от 12.05.2011 N 2115 15.06.2011 зарегистрировано право собственности ИП Гасанова В.И. на земельный участок с КН 50:29:0071501:81 площадью 7725 кв. м по адресу Московская область г. Воскресенск ул. Первостроителей 14, разрешенное использование "для размещения торгового комплекса", (свидетельство о госрегистрации права от 15.06.2011 - л.д. 21 т. 1).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 25.02.2011 N 2028 ИП Гасанов В.И. является собственником земельного участка с КН 50:29:0071501:68 площадью 1000 кв. м по адресу г. Воскресенск ул. Первостроителей 14, для размещения торгового комплекса (л.д. 38 т. 2).
21.02.2012 Администрацией Воскресенского района предпринимателю выдано разрешение на строительство N RU50514104-4Р-12 ТК "Воскресеночка", по адресу г. Воскресенск ул. Первостроителей 14 (л.д. 23 т. 1).
Согласно пояснениям заявителя, он, с целью проведения работ по застройке земельного участка 28.08.2011 получил от ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" (ОАО "ВМУ") технические условия на теплоснабжение строящихся торговых павильонов N 023-21/36. Пунктом 2 технических условий рекомендовалось разработать проект на подводящую теплотрассу, тепловой узел и систему теплопотребления павильонов (л.д. 22 т. 1).
Во исполнение данного условия специализированной организацией ООО "Строй Проект" разработан проект, шифр 15.000.11ТС, который согласован с поставщиком тепловой энергии ОАО "ВМУ".
Строительство подводящей теплотрассы проводилось на основании выданного Администрацией г.п.Воскресенск разрешения на производство земляных работ N 697 от 26.09.2011 (л.д. 93 т. 1).
В целях строительства наружной стальной теплотрассы для теплоснабжения торговых павильонов ТК "Воскресеночка" заявителем (заказчик) был заключен договор с подрядчиком ООО "СтройРемКомплектация" (л.д. 90 т. 1).
17.10.2011 работы были закончены, заявителем (заказчиком) подписан Акт сдачи-приемки работ, утверждена исполнительная схема теплотрассы к ТК "Воскресеночка", подписан Акт приемки законченного строительством объекта - трубопровода Ду108 протяженностью 230 п. м, состоящего из прямого (подающего) трубопровода протяженностью 115 п. м. Ду108 мм и обратного трубопровода протяженностью 115 п. м. Ду108 мм.
В 2016 году специализированной организацией был подготовлен технический план сооружения, согласно которому наружная теплотрасса, назначение - сооружение коммунального хозяйства, имеет протяженность 230 м, расположена по адресу г. Воскресенск, ул. Первостроителей, 14, год завершения строительства - 2011 (л.д. 107 т. 1).
22.08.2016 сооружение - наружная теплотрасса - поставлено на кадастровый учет, с присвоением КН 50:29:0071501:304 (л.д. 134 т. 1).
02.09.2016 предприниматель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - сооружение в виде теплотрассы с КН 50:29:0071501:304 по адресу г. Воскресенск ул. Первостроителей 14.
14.09.2016 государственная регистрация прав была приостановлена до 13.10.2016.
27.12.2016 предприниматель предоставил пакет необходимых документов для проведения государственной регистрации.
01.02.2017 заявителем было получено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект, на основании абз. 4, 10 пункта 1 статьи 20 федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с непредставлением документов, подтверждающих право на земельный участок под регистрируемым объектом и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Полагая, что отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Управление, (далее - закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 закона N 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно абз. 4, 10 ч. 1 ст. 20 закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Частью 1 ст. 25 закона N 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно ч. 1 ст. 25.3 закона N 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Принимая решение об отказе в регистрации права на спорный объект, регистрирующий орган исходил из того, что на государственную регистрацию созданного объекта - трубопровода (наружная теплотрасса) заявителем не представлено разрешение на строительство указанного объекта, чем нарушено требование ч. 1 ст. 25 закона N 122-ФЗ и правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором осуществлено строительство спорного объекта.
Оспаривая данный отказ, предприниматель указывает на то, что спорный объект - теплотрасса - не является самостоятельным объектом недвижимости, а является сооружением вспомогательного использования (назначения), и разрешения на его строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
Заявитель также ссылается на Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов". Согласно п. 7 Перечня, допускается размещение без предоставления земельных участков тепловых сетей всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
При вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции исходил из того, что доводы заявителя противоречат нормам земельного и градостроительного законодательства.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также в случаях, если в соответствии с данным Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Вывод суда первой инстанции о том, что к объектам вспомогательного назначения не могут быть отнесены линейные объекты, в том числе, расположенные на двух земельных участках, основаны на ошибочном толковании закона.
Как указано в Определении ВАС РФ от 03.12.2012 N ВАС-15260/12 по делу N А51-2472/2012, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (пункт 6 Разъяснений по применению Градостроительного кодекса Российской Федерации в части осуществления государственного строительного надзора и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации").
В рассматриваемом случае, с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу, что спорное сооружение предназначено для обеспечения функционирования торгового комплекса и функционально является сооружением вспомогательного использования по отношению к нему, поскольку создано с единственной целью обеспечения теплоснабжения торгового комплекса и не предназначено для теплоснабжения иных лиц.
Спорная теплотрасса используется исключительно совместно с торговым комплексом заявителя, дополняет его полезные свойства и не используется как самостоятельный объект недвижимости.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, разрешение на строительство в рассматриваемом случае не требовалось, что в силу пункта 2 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ не исключает возможность государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела (технический план сооружения - т. 1 л.д. 107, кадастровый паспорт - т. 1 л.д. 134), спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071501:68, принадлежащем заявителю на праве собственности (т. 1 л.д. 156), и на землях неразграниченной государственной собственности на территории кадастрового квартала 50:29:0071501.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 39.36 ЗК РФ определено, что в случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 данной статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Согласно пункту 7 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, изучив доводы сторон, а также приняв во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу, что спорное сооружение создано заявителем как новая вещь с соблюдением норм гражданского, градостроительного и земельного законодательства.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таких доказательств заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, заявителем в целях государственной регистрации права заинтересованному лицу были предоставлены все необходимые документы (т. 2 л.д. 14, 72).
При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия у Управления законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорное сооружение.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2017 по делу N А41-20944/17 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N 50/029/002/2016-2314 от 16.01.2017 в государственной регистрации права собственности индивидуального предпринимателя Гасанова Вагиф Иса-оглы на объект недвижимости, кадастровый номер 50:29:0071501:304, расположенный по адресу: Московская область, г.Воскресенск, ул.Первостроителей,14.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности индивидуального предпринимателя Гасанова Вагиф Иса-оглы на объект недвижимости кадастровый номер 50:29:0071501:304, расположенный по адресу: Московская область, г.Воскресенск, ул.Первостроителей,14.
Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу индивидуального предпринимателя Гасанова Вагиф Иса-оглы расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.