г. Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А40-167219/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО ЗПА "Спецавтотехника" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2017 года по делу N А40-167219/17, принятое судьей Дранко Л.А., по иску МЧС России к ответчику ООО ЗПА "Спецавтотехника" о взыскании неустойки по госконтракту от 21.11.2016 г. в размере 456 356 руб. 16 коп., без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
МЧС России обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ответчику ООО ЗПА "Спецавтотехника" о взыскании неустойки на основании государственного контракта от 21.11.2016 г. в размере 456 356 руб. 16 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 18 декабря 2017 года Арбитражного суда г.Москвы исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что судом нарушены нормы материального права, ответчик полагает, что имеется наличие всех материально-правовых оснований для списания неустойки, и соответствующая субъективная обязанность заказчика по ее списанию должна быть исполнена.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (заказчиком) и Обществом с ограниченной ответственностью Завод пожарных автомобилей "Спецавтотехника"(поставщиком) был заключен государственный контракт от 21 ноября 2016 г. N 0173100003416000104.2016.334112 на поставку пожарных автомобилей первой помощи (далее - государственный контракт).
Существенные условия исполнения государственного контракта:
Дата заключения государственного контракта: 21.11.2016 г.
Дата поставки по государственному контракту: 15.12.2016 г.
Количество единиц продукции по государственному контракту: 12 Цена государственного контракта: 63 382 800 руб.
Цена единицы продукции по государственному контракту: 5 281 900 руб.
Вместе с тем, в нарушение сроков поставки, установленных государственным контрактом, обязательства поставщиком в полном объеме были исполнены 23 декабря 2016 г., что ответчиком не оспаривается.
Согласно условиям государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) х С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
С = Сцб ДП, где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К = ДП Х 100 %, где ДК
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Расчет неустойки по государственному контракту от 21 ноября 2016 г. N 0173100003416000104.2016.334112:
К = (8 / 25) х 100% = 32%
С = (0,01 х 0,9) х 8 = 0,72 %
П = (63 382 800 руб. - 0 руб.) х 0, 72 % = 456 356,16 руб.
Таким образом, общая сумма штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств в рамках государственного контракта составляет 456 356,16 руб.
Расчет неустойки судом проверен.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В пункте 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В пункте 7 статьи 34 Закон N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Порядок определения размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Постановление N 1063).
Из пункта 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ следует, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Такие случаи и порядок были определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 г. N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190). Это постановление было принято во исполнение распоряжения Правительства от 27.01.2015 г. N 98-р, которым утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
Согласно пункту 1. данного Постановления, заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
В подпункте "а" пункта 3 данного постановления изложено, что, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Списание- начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 названного постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (пункт 5 данного постановления).
Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н (далее -Порядок).
В соответствии с Постановлением N 190, основаниями для полного списания заказчиками неустоек (пеней, штрафов) являются:
- завершение в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств;
- условия контракта не были изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии
с частью 1.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ;
- общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта.
Обязательства, предусмотренные контрактом, были завершены в полном объеме 23.12.2016 г., то есть до конца 2016 года, что подтверждается подписанными сторонами актами о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 16.12.2016 г. N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 7, N 9, N 10, N 12; от 21.12.2016 г. N 6 и N 8; от 23.12.2016 г. N11.
Условия контракта не были изменены сторонами в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, а общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней), согласно расчету Истца, составляет 456 356,16 рублей, то есть 0,72% от цены контракта, что не превышает 5% цены контракта.
В силу пункта 4 Постановления N 190 заказчик уведомляет в письменной форме поставщика о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Между тем, наличие достаточных оснований для списания начисленной суммы неустойки на основании п. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Постановления N 190, не лишают истца права требовать взыскания неустойки по контракту в судебном порядке.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для изменения обжалуемого судебного акта по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были, бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2017 года по делу N А40-167219/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167219/2017
Истец: МЧС России, МЧС России по г. Москве
Ответчик: ООО Завод пожарных автомобилей Спецавтотехника, ООО ЗПА "Спецавтотехника"