г. Пермь |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А60-47570/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Державиной А.В.
при участии:
от Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов - Кубакаева Е.И., паспорт, доверенность от 05.08.2015; Коковин Д.М., паспорт, доверенность от 01.09.2017;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области - Александрова А.О., удостоверение, доверенность от 04.10.2017; Малютина Е.В., удостоверение, доверенность от 22.01.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 декабря 2017 года
по делу N А60-47570/2017,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов (ИНН 6605001321, ОГРН 1026600705889)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
Богдановичское открытое акционерное общество по производству огнеупорных материалов (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 27.03.2017 N 736 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 27.03.2017 N 736 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. На инспекцию возложена обязанность допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с указанным судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что спорное имущество не относится к объектам, утвержденным в Перечне Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 для применения пониженной ставки налога, не относится к одной из категорий, указанных в п.3 ст.380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). Спорное имущество не соответствует цели введения льготы, изложенной в Письме УМНС России по г.Москве от 24.09.2003 N 23-06/52441, и не является линейным объектом, находящимся на территории разных субъектов Российской Федерации большой протяженности. По мнению налогового органа, согласно ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) заявитель является потребителем - лицом, приобретающим энергию для собственных производственных (бытовых) нужд; предоставляя имущество в аренду, общество сетевой организацией не является.
Представители инспекции в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Заявитель с апелляционной жалобой не согласился, представил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка расчета общества по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2016 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 07.02.2017 N 443 и вынесено решение от 27.03.2017 N 736 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 55 153 рубля и пени в сумме 2573,25 рублей.
Решением УФНС России по Свердловской области от 15.06.2017 N 864/17 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Несогласие налогоплательщика с решением инспекции послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что налогоплательщик в проверяемый период имел право на применение пониженной ставки налога на имущество.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
На основании ст.373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Признаки основных средств даны в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 ст.56 Кодекса).
Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота - это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
Согласно пункту 6 ст.88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 3 статьи 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2,2%.
При этом пунктом 4-1 данной статьи предусмотрено, что для организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ставки налога на имущество организаций устанавливаются в 2013 году в размере 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
На основании данных норм применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, которым утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Однако право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:
1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ;
2) имущество поименовано в Перечне N 504.
Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст.11 НК РФ).
Согласно пункту 1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 4 ст.539 и пункта 1 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила §6 "Энергоснабжение" применяются в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).
В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
Согласно Перечню N 504 в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименованы также сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере, как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.
Судом первой инстанции установлено и инспекцией не оспорено, что рассматриваемая льгота заявлена обществом в отношении сетей тепловых магистральных (код 12 4521126) и относящихся к ним сооружений, которые находятся на балансе общества.
При этом по своему функциональному предназначению имущество относится к линиям энергопередачи (электропередачи), поскольку обеспечивает передачу электроэнергии от гарантирующего поставщика потребителям.
Материалами дела подтверждено, что Богдановичское ОАО "Огнеупоры" является территориальной сетевой организацией, в отношении которой устанавливаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии и тарифы на передачу тепловой энергии (л.д.98-99 том 2).
В рамках камеральной налоговой проверки обществом представлены договоры по передачи электрической и тепловой энергии, схема энерго- и теплоснабжения, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Между Богдановичским ОАО "Огнеупоры" и гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области - ООО "ЕЭС. Гарант" заключен договор энергоснабжения от 24.11.2014 N 106К66. Согласно приложению N 2 к указанному договору, кроме Богдановичского ОАО "Огнеупоры", определен круг из 20-ти потребителей для транзита электрической энергии. Данные транзитные потребители имеют: непосредственное технологическое присоединение к сетям налогоплательщика и заключенные прямые договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками или иными энергосбытовыми организациями.
В свою очередь между ОАО "МРСК Урала" (заказчик) и Богдановичским ОАО "Огнеупоры" (исполнитель) заключен договор от 24.11.2006 N 144-ПЭ на оказание услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности, а Заказчик обязался оплачивать эти услуги.
Между заявителем и сетевой организацией ОАО "МРСК Урала" подписан акт от 12.04.2012 N 37/421-СЭ/ВЭС разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности, определяющий точки приема электроэнергии, как для собственных нужд предприятия, так и для нужд транзитных потребителей. Также между транзитными потребителями электрической энергии и Богдановичским ОАО "Огнеупоры" подписаны акты разграничения балансовой принадлежности.
То, что основные средства общества являются объектами электросетевого хозяйства и использовались в том числе в спорный период для передачи электроэнергии иным субъектам, налоговым органом не оспаривается.
Основанием для отказа в предоставлении льготы явилось то обстоятельство, что общество сдавало основные средства в аренду.
Между тем применение спорной льготы не поставлено в зависимость от вида деятельности, осуществляемой налогоплательщиком.
Предусмотренное пунктом 3 статьи 380 НК РФ применение пониженной ставки обусловлено лишь назначением объекта основных средств.
Как уже указано в постановлении, спорные основные средства являются объектами электросетевого хозяйства, предназначены именно для передачи электроэнергии потребителям этой энергии. Использовались ли такие объекты в спорный период непосредственно самим налогоплательщиком или иным лицом, которое осуществляло передачу электроэнергии потребителям, значения для применения пониженной налоговой ставки не имеет.
На основании изложенного законных оснований для доначисления обществу налога на имущество и соответствующих пени у налогового органа не имелось, решение инспекции правомерно признанию недействительным, как не соответствующее НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.
Таким образом, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений подп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2017 года по делу N А60-47570/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.