г. Саратов |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А57-10944/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от общества коммунальных электрических сетей Саратовской области "Облкоммунэнерго" - Бурмисторов А.В., представитель по доверенности от 07.06.2017,
от Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта Отдел (инспекция) в Саратовской области - Призов Е.Б, представитель по доверенности от 05.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества коммунальных электрических сетей Саратовской области "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 66, ИНН 6454038461, ОГРН 1026403342162)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2017 года по делу N А57-10944/2017 (судья С.М. Степура)
по заявлению акционерного общества коммунальных электрических сетей Саратовской области "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 66, ИНН 6454038461, ОГРН 1026403342162)
заинтересованное лицо: Приволжское межрегиональное территориальное управление Росстандарта Отдел (инспекция) в Саратовской области (603950, г. Нижний Новгород, ул. Республиканская, д. 1, 410065, г. Саратов, ул. Тверская, д. 51 "А"), агентство по техническому регулированию и метрологии (109074, г. Москва, Китайгородский пр-д, д. 7)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 18.05.2017 N 70ю,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество коммунальных электрических сетей Саратовской области "Облкоммунэнерго" (далее - АО "Облкоммунэнерго", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 18.05.2017 N 70ю, вынесенного Отделом (инспекцией) Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Отдел (инспекция) Саратовской области ПМТУ РОССТАНДАРТА, административный орган).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Облкоммунэнерго", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель АО "Облкоммунэнерго" поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Отдела (инспекции) Саратовской области ПМТУ РОССТАНДАРТА просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Отдела (инспекции) Саратовской области ПМТУ РОССТАНДАРТА и АО "Облкоммунэнерго", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Отделом (инспекцией) Саратовской области ПМТУ РОССТАНДАРТА в период с 03.04.2017 по 28.04.2017 на основании приказа от 16.03.2017 N 401 проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Облкоммунэнерго".
В ходе проверки административным органом выявлен факт применения обществом средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, а именно: для учета объема потребленного природного газа применялся диафрагменный счетчик газа BK G16, заводской N 23930744 (на средстве измерения и в паспорте отсутствует знак поверки), что является нарушением пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений).
Данные нарушения отражены в акте проверки N 47 от 28.04.2017.
04.05.2017 по результатам проверки в присутствии законного представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении N 47/2мю по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
18.05.2017 начальником Отдела (инспекцией) в Саратовской области ПМТУ РОССТАНДАРТА в присутствии представителей общества вынесено постановление N 670ю по делу об административном правонарушении, которым АО "Облкоммунэнерго" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения установлено, в действиях АО "Облкоммунэнерго" имеется состав вмененного административного правонарушения, административным органом соблюдены требования в отношении порядка производства по делу об административном правонарушении.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными в силу следующего.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об обеспечении единства измерений настоящий закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Согласно части 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 Закона об обеспечении единства измерений предусмотрено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку, а также обеспечивающие соблюдение иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сферах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Согласно пунктам 4 - 6 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр). Требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, АО "Облкоммунэнерго" были допущены нарушения вышеуказанных норм права, а именно, обществом в своей деятельности применяется диафрагменный счетчик газа BK G16, заводской N 23930744, не прошедшая поверку (на средстве измерения и в паспорте отсутствует знак поверки), что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Факт применения обществом указанного средства измерения при осуществлении деятельности подтверждается актом проверки N 47 от 28.04.2017, протоколом об административном правонарушении N 47/2мю от 04.05.2017.
АО "Облкоммунэнерго" ссылается на наличие в паспорте на используемый в Петровском филиале счетчик газа ВК G16 зав. N 23930744 записи "дата первичной поверки 19.09.2007" и наличие отметки в виде круглой печати с наименованием проверочной лаборатории "Эльстер Инстромет ГмбХ".
В силу пункта 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Примеры рисунков поверительных клейм в 2007 году были установлены приложением А Правил по метрологии ПР 50.2.007-2001 "Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма".
Судом первой инстанции обоснованно указано, что отметка в виде круглой печати с наименованием проверочной лаборатории "Эльстер Инстромет ГмбХ" с шифром "ЕЛ" поверительным клеймом не является.
Порядок нанесения знаков поверки регламентирован приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке".
Каждое клеймо несет в себе условные шифры знаков поверки, присвоенные Госстандартом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, аккредитованным для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений. Геестр шифров знаков поверки ведет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Госстандарт), который размещен в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений по адресу www.fundmetrology.ru.
В соответствии с пунктом 7 Порядка сведения о результатах поверки СИ, находящихся в сфере государственного регулирования, аккредитованными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводившими поверку СИ, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с Порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него, утвержденным приказом Минпромторга России от 20.08.2014 N 1318.
Однако предполагаемый обществом "знак поверки" не соответствует форме и изображению, установленным Приложением 3 Порядка.
Кроме того, в Федеральном информационном фонде отсутствуют сведения о результатах поверки СИ ВК G16 зав. N 23930744, что следует из распечаток с сайта www.fundmetrology.ru (т.2, л.д.121).
Довод АО "Облкоммунэнерго" о том, что в паспорте диафрагменного счетчика газа ВК G-16 зав. N 23930744 имеется отметка о том, что данный счетчик прошел первичную поверку завода-изготовителя 19.09.2007, судебной коллегией отклоняется.
Результаты данной поверки признаются Госстандартом России в соответствии с протоколом о признании права первичной поверки от 05.07.2006, подписанным между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и фирмой Elster-Instroment GmbH.
Данный протокол подписан в соответствии с пунктом 2.2 Правил по метрологии ПГ 50.2.006-94 "ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений", утвержденных Приказом Госстандарта Госсии от 18.07.1994 N 125 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений" (зарегистрирован в Минюсте Госсии 21.07.1994, регистрационный номер 640).
Так, материалами дела подтверждается, что изготовителем диафрагменный счетчик газа BK G16 зав. N 23930744, является фирма Elster-Instroment GmbH, Германия.
Согласно протоколу от 05.07.2006 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) признает результаты первичной поверки экспортируемых в Госсийскую Федерацию средств измерений, выполняемой при их выпуске поверочной лабораторией фирмы Elster-Instroment GmbH, Германия. В приложении 2 к протоколу от 05.07.2006 указаны рисунки поверительных клейм фирмы.
Заявителем представлен текст Протокола от 05.07.2006, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого фирма ELSTER Instroment Gmbh приняла на себя обязательство наносить на каждое средство измерений оттиск поверительного клейма или прикладывать к нему свидетельство о поверке согласно приложению N 2.
Указанным пунктом Протокола установлено, что в его содержание внесены исправления, дописанные от руки, а именно слово "и" исправлено на слово "или", что существенно изменяет смысл данного пункта.
Заявителем не представлено доказательств выдачи свидетельства о поверке на спорный Счетчик газа диафрагменный ВК G16 зав. N 23930744.
Кроме того, АО "Облкоммунэнерго" в обоснование заявленных требований ссылается на наличие оттиска поверительного клейма утвержденной формы в паспорте ЛГТИ.407321.020 ПС комплекса для измерения количества газа СГ-ТК, а также на сведения об истечении входящего в состав измерительного комплекса счетчика газа ВК G16 зав. N 23930744 межповерочного интервала 19.09.2017.
Вместе с тем в данном случае поверительное клеймо указывает на прохождение процедуры поверки комплекса для измерения количества газа СГ-ТК1-Д-25 зав N 3711009, а не счетчика газа ВК G16 зав. N 23930744.
В представленном паспорте на счетчик газа диафрагменный ВК G16 стоит печать проверочной лаборатории фирмы Elster-Instroment GmbH, однако она не соответствует рисункам поверительных клейм, указанных в приложении 2 к протоколу от 05.07.2006.
Методика поверки комплекса для измерения количества газа СГ-ТК (утв. Руководителем ГЦИ СИ ФБУ "Нижегородский ЦСМ") предполагает проверку наличия свидетельств о поверке на корректор объема газа и счетчик газа. В соответствии с указанной методикой, счетчик газа ВК G должен проходить поверку в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ Р 8.324-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики газа. Методика поверки.
Пунктом 10.2 ГОСТ Р 8.324-2002 предусмотрено, что при положительных результатах поверки счетчик признают годным к применению, наносят поверительное клеймо в соответствии с правилами по метрологии, принятыми Госстандартом России, и пломбируют доступ к счетному механизму и элементам регулировки.
Согласно представленному в материалы дела акту на снятие и установку счетчика для расхода газа "Типа ВК N 23930744 выпуска 2007 г. показания 153982" (т.2, л.д.116) указанный счетчик был снят должностными лицами треста "Петровскмежрайгаз" 06.10.2012 и установлен 17.12.2012, т.е. после прохождения поверки комплекса для измерения количества газа СГ-ТК1-Д-25 зав N 3711009 (дата поверки 16.11.2012 указана в свидетельстве о поверке N 325026).
В соответствии с пунктом 1.7 ПР 50.2.006-94 в целях предотвращения доступа к узлам регулировки или элементам конструкции средств измерений, при наличии у средств измерений мест пломбирования, на средства измерений устанавливаются пломбы, несущие на себе поверительные клейма.
При проведении поверки комплекса для измерения количества газа СГ-ТК1 -Д-25 зав N 3711009 такие пломбы были установлены, а после вмешательства в конструкцию комплекса 16.12.2012, т.е. в период действия свидетельства о поверке N 325026 (с 16.11.2012 по 16.11.2017), пломбы были нарушены.
В соответствии с пунктом 2.14 ПР 50.2.006-94 (в ред. Приказа Госстандарта РФ от 26.11.2001 N 476) внеочередную поверку средств измерений, находящихся в эксплуатации, проводят при:
повреждении поверительного клейма, пломб, несущих на себе поверительные клейма или в случае утраты свидетельства о поверке;
вводе в эксплуатацию средств измерений после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);
проведении повторной юстировки или настройки, известном или предлагаемом ударном воздействии на средство измерений или неудовлетворительной работе прибора, при этом указано, что поверительные клейма считают поврежденными, если без применения специальных средств невозможно прочитать нанесенную на них информацию;
пломбы, несущие на себе поверительные клейма, считают поврежденными, если без применения специальных средств невозможно прочитать нанесенную на них информацию, а также если они не препятствуют доступу к узлам регулировки средств измерений или внутренним элементам их устройства.
Представленные в дело фотографии счетчика газа ВК G16 зав. N 23930744 доказывают повреждение одной из пломб, несущей на себе поверительное клеймо, что являлось безусловным основанием для проведения внеочередной поверки.
Также судом апелляционной инстанции установлено, выявленные в ходе вышеуказанной плановой выездной проверки нарушения послужили основанием для привлечения постановлением административного органа от 18.05.2017 N 68 главного метролога АО "Облкоммунэнерго" Осипова А.М. к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Петровского городского суда Саратовской области от 07.09.2017 по делу N 12-16/2017, оставленным без изменения решением Саратовского областного суда от 04.12.2017 по делу N 21-668, постановление административного органа от 18.05.2017 N 68 оставлено без изменения.
Указанными судебными актами также установлен факт применения обществом для учета объема потребленного природного газа диафрагменного счетчика газа BK G16, заводской N 23930744, не прошедшего поверку (на средстве измерения и в паспорте отсутствует знак поверки).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО "Облкоммунэнерго" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом деле вина АО "Облкоммунэнерго" в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что у общества при необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств, имелась возможность не нарушать требования действующего законодательства, но общество не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Доказательства невозможности исполнения обществом требований предписания в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Следовательно, вина АО "Облкоммунэнерго" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2017 года по делу N А57-10944/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества коммунальных электрических сетей Саратовской области "Облкоммунэнерго" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.