Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2018 г. N Ф04-1263/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А70-11927/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16389/2017) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2017 по делу N А70-11927/2017 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" (ОГРН 1057200831302, ИНН 7203165988)
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области
о признании незаконным предписания от 22.08.2017 N ТО-14-52
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" - Косульникова Наталья Васильевна, по доверенности б/н от 11.05.2017 сроком действия один год;
от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК по СЖФ") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) о признании незаконным предписания от 22.08.2017 N ТО-14-52.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2017 по делу N А70-11927/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме от 29.12.2016 был установлен тариф в размере 25,58 руб./м.2, иных решений принято не было. Соответственно, управляющая компания неправомерно применяла иной тариф, нежели установленный протоколом от 29.12.2016, поскольку именно собственники помещений вправе определять размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК по СЖФ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает, что статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены требования к содержанию решения общего собрания собственников об установлении платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме и к порядку его принятия, а именно: такая плата должна обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, размер платы определяется на общем собрании собственников помещений, размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации, плата устанавливается на срок не менее одного года. При этом в силу пункта 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома. Действующий Перечень работ и услуг был утвержден собственниками помещений в июне 2015 года при утверждении тарифа с 01.07.2015 в размере 28 руб. 61 коп. В декабре 2016 года собственникам помещений было предложено утвердить плату за содержание жилого помещения в размере 29 руб. 35 коп. с кв.м. (что на 0,74 коп. больше утвержденного в июне 2015 года). Однако согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 29.12.2016 собственники помещений приняли решение утвердить тарифы на содержание и текущий ремонт общего имущества на 2017 год в размере 25 руб. 58 коп. Таким образом, собственники помещений на собрании утвердили тарифы на содержание и текущий ремонт общего имущества на 2017 год меньше действующего тарифа на 3,03 руб. с м2, без учета предложения ООО "УК по СЖФ", без утверждения нового и изменения действующего Перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющегося приложением N2 к договору управления.
Как полагает Общество, утвержденный общим собранием тариф не обеспечивает надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома по действующему приложению N 2 к договору управления, а также экономически не обоснован и определен произвольно. Общество настаивает на том, что решение, принятое общим собранием собственников помещения в декабре 2016 года, в части утверждения тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества на 2017 год принято с соблюдением порядка его принятия, но с нарушением требований к содержанию такого решения, установленных частями 1 и 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Инспекция представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица, по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК по СЖФ" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа на основании приказа начальника Государственной жилищной инспекции Тюменской области от 24.07.2017 N 01-27-2055/17 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК по СЖФ" с целью осуществления лицензионного контроля по обращению от 18.07.2017 N 4394-ж/17 по многоквартирному дому по ул. Широтная, д. 79 в г. Тюмени.
В ходе проведения проверки установлено, что управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляется ООО "УК по СЖФ" на основании договора управления от 19.02.2013 N 245.
В соответствии с протоколом от 29.06.2015 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме очного голосования, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01.07.2015 утвержден в размере 28 руб. 61 коп. за один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику, и установлен сроком на один год.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01 июля каждого последующего года равен произведению действующего размера платы и индекса потребительских цен на услуги (жилищные) по Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики за предыдущие двенадцать месяцев, размещенного на сайте www.gkc.ru.
На общем собрании от 29.12.2016 собственники помещений в указанном многоквартирном доме утвердили тарифы на содержание и текущий ремонт общего имущества на 2017 год в размере 25,58 руб./м2.
Решения общего собрания собственников помещений не оспорены в установленном частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке, недействительными не признаны.
При рассмотрении платёжных документов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги по квартире N 22 в указанном многоквартирном доме за период с января по июль 2017 года Инспекцией установлено, что при установлении размера платы за жилое помещение применяются тарифы, утверждённые протоколом общего собрания от 29.06.2015.
По результатам проверки административный орган пришел к выводу о нарушении ООО "УК по СЖФ" порядка определения размера платы за жилое помещение собственникам помещений в многоквартирном доме по ул. Широтная, д. 79 г. Тюмени.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.08.2017 N ТО-14-109.
В целях устранения выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 22.08.2017 N ТО-14-52, которым заявителю предписано в срок до 02.10.2017 выполнить перерасчёт размера платы за жилое помещение собственникам помещений в многоквартирном доме за период с января по июль 2017 года в соответствии с протоколом от 29.12.2016 и начислять плату за содержание общего имущества в размере, установленном протоколом от 29.12.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
09.11.2017 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491 в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Пунктом 29 Правил N 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 35 вышеназванных Правил установлено, что размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Как было сказано выше, на общем собрании от 29.12.2016 собственники помещений в многоквартирном доме по ул. Широтная, д. 79 г. Тюмени утвердили тарифы на содержание и текущий ремонт общего имущества на 2017 год в размере 25,58 руб./м2.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в таком доме.
Таким образом, с учетом приведенных норм, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменён только по решению собрания собственников помещений.
В рассматриваемом случае общим собранием собственников помещений многоквартирного дома с 01.07.2015 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 28 руб. 61 коп. за один за один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику (протокол от 29.06.2015), на 2017 год - 25,58 руб./м2 (протокол от 29.12.2016).
То есть, с принятием собственниками решения об установлении на 2017 год размера платы за содержание и ремонт жилого помещения - 25,58 руб./м2, прежний размер платы, установленный с 01.07.2015, применению не подлежал.
Как следует из протокола внеочередного общего собрания от 29.12.2016, общее количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании, согласно бюллетеням составило 80,07% от общего количества голосов. Кворум имеется.
Тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества на 2017 год утвержден 100% голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании.
Решения, оформленные протоколом внеочередного общего собрания от 29.12.2016, не оспорены и не признаны недействительными.
Факт соблюдения порядка при проведении общего собрания и принятия решения Общество в жалобе подтвердило.
Доводы подателя жалобы сводятся к том, что собственниками на 2017 год утвержден произвольный и экономически необоснованный тариф.
Отклоняя названный довод подателя жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что определение размера платы за содержание и ремонт общего имущества относится к исключительной компетенции общего собрания и не требует согласования такой платы с управляющей организацией.
Действующим законодательством не предусмотрено возможности управляющей компании не согласится с определенным собственниками помещений в многоквартирном доме тарифом на содержание общего имущества. Соответствующих норм Обществом также не приведено.
В пункте 3.4 договора управления многоквартирным домом от 19.02.2013 N 245 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется согласно утвержденным в установленном порядке тарифам. Проведение ежегодных общих собраний собственников помещений по изменению размера платы за коммунальные услуги и оформление дополнительных соглашений не требуется. Уведомление об изменении размера платы за коммунальные услуги осуществляется в порядке, регламентированном условиями настоящего договора.
То есть, управляющая компания только уведомляется об установленном собственниками тарифе.
Сам факт несогласия управляющей компании с тарифом, утвержденным общим собранием собственников помещений на соответствующий период, не исключает его применение.
Вопреки доводам подателя жалобы, утверждение тарифа на следующий период не обязательно должно быть осуществлено с целью его повышения. Реализуя полномочия по утверждению тарифа, общее собрание вправе утвердить как больший, так и меньший (по сравнению с предыдущим) тариф. Запрета на уменьшение размера платы за содержание и ремонт жилья действующее законодательством не содержит.
Доводы о том, что тариф на собрании 29.12.2016 утвержден без согласования с управляющей организацией, отклонены.
Именно собственники помещений вправе определять размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания имеет право лишь выступить на общем собрании собственников помещений в таком доме с предложениями по вопросу установления тарифа. Требования о необходимости согласования тарифа с управляющей организацией статья 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает.
Как указывает податель жалобы, действующий Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества (приложение N 2 к договору) был утвержден собственниками помещений в июне 2015 года при утверждении тарифа с 01.07.2015 в размере 28 руб. 61 коп.
При этом, ссылаясь на невозможность управления многоквартирным домом согласно указанному перечню работ и услуг - с оплатой по тарифу в размере 25,58 руб./м2, мер к расторжению договора управления в судебном порядке Общество не предприняло.
Сведений о том, что Общество обращалось к собственникам с предложением об утверждении перечня работ и услуг исходя из утверждения тарифа в размере 25,58 руб./м2, в материалах дела также не имеется.
Доказательства того, что расчеты по утвержденному тарифу, повлекут убытки для Общества, в материалы дела не представлены.
Поскольку в проверяемый период общим собранием был установлен тариф в размере 25,58 руб./м.2, иных решений об определении тарифа не принималось, Общество, продолжая осуществлять управление многоквартирным домом, должно было при расчетах за свои услуги применять именно указанный утвержденный собственниками тариф.
Оснований для применения Обществом иного тарифа, чем установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме 29.12.2016, не имелось.
Таким образом, выводы Инспекции по результатам проверки о нарушении Обществом порядка определения размера платы за жилое помещение в многоквартирном доме по ул. Широтная, д. 79 в г. Тюмени, являются правомерными.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание выдано Инспекцией при наличии законных оснований, права и законные интересы заявителя не нарушает, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ООО "УК по СЖФ" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть на ООО "УК по СЖФ".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2017 по делу N А70-11927/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11927/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2018 г. N Ф04-1263/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Тюменской области