г. Пермь |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А71-13283/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 ноября 2017 года по делу N А71-13283/2017,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (ИНН 1835083739, ОГРН 1081841001296)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (далее - заявитель, ООО "УК "АСПЭК-Мастер") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска) от 09.06.2017 N 769/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "УК "АСПЭК-Мастер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что наличие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией не может рассматриваться как нарушение лицензионных условий; также полагает, что Управление ЖКХ Администрации города Ижевска вмешалось в гражданско-правовые отношения.
Управление ЖКХ Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска на основании приказа от 25.04.2017 N 769/06-02 с целью проверки обстоятельств, изложенных в обращениях МУП г. Ижевска "Ижводоканал" (вх. N 2203 от 03.04.2017) и Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (вх. N 2496 от 12.04.2017), в отношении ООО "УК "АСПЭК-Мастер" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "АСПЭК-Мастер" выдана лицензия N 018-000085 от 29.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Между ООО "УК "АПСЭК-Мастер" (абонент) и МУП г. Ижевска "Ижводоканал" заключен договор от 17.10.2008 N 867 (46-03-10/76) на отпуск (получение) абоненту воды и прием (сброс) сточных вод от абонента.
На основании представленной ООО "УК "АПСЭК-Мастер" информации, в том числе сальдовой ведомости начислений и оплаты по жилищно-коммунальным услугам в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении, за период с января 2014 года по март 2017 года, Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска установлено, что за указанный период начислено потребителям за услуги холодного водоснабжения, водоотведения - 31384026,07 руб. (15243092,07 руб. + 16140934 руб.); оплачено потребителями за услуги холодного водоснабжения, водоотведения - 30415015,60 руб. (14825452,60 руб.+15589563 руб.); перечислено поставщикам за услуги холодного водоснабжения, водоотведения - 30103438,18 руб. То есть, сумма в размере 311 577,21 руб. оплачена потребителями на счет ООО "УК "АПСЭК-Мастер", но не перечислена ООО "УК "АПСЭК-Мастер" на счет МУП г.Ижевска "Ижводоканал".
В связи с чем Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска сделан вывод о том, что ООО "УК "АПСЭК-Мастер" осуществляет деятельность с нарушением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", и с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (акт от 09.06.2017 N 769/06-02).
По результатам проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в адрес ООО "УК "АСПЭК-Мастер" выдано предписание от 09.06.2017 N 769/06-02 об устранении в срок до 14.08.2017 выявленных нарушений, согласно которому необходимо произвести расчеты в полном объеме с МУП г. Ижевска "Ижводоканал" за коммунальные ресурсы, холодное водоснабжение и водоотведение, согласно поступивших платежей за коммунальные от потребителей помещений, находящихся в управлении за проверяемый период.
ООО "УК "АСПЭК-Мастер", полагая, что данное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 ч.10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные ч. 5 ст. 20 настоящего Кодекса.
В п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании ст. 2 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии:
1) проведение проверок соблюдения требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) проведение проверок соблюдения требований по предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
3) проведение проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Согласно подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В целях реализации ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в подп. "ж" п. 4 данных Правил указано, что управляющая организация обеспечивает осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Порядок осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Таким образом, соблюдение порядка осуществления управляющей организацией расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием. Соответствующие доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, и регионального оператора, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж исполнителя) определяется в следующем порядке:
а) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу настоящего документа:
при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период;
б) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю в счет задолженности потребителя за коммунальные услуги, образовавшейся до вступления в силу настоящего документа, а также при отсутствии в платежных документах указания на расчетный период, за который производится оплата, - в размере, пропорциональном размеру обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по оплате соответствующего вида ресурса в общем объеме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определенном по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Общий объем указанных обязательств исполнителя определяется на основании актов сверки его расчетов за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда.
Согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном п. 5, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей. В случае, если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 5 тыс. рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, превысит 5 тыс. рублей. Договором ресурсоснабжения и договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть предусмотрен иной размер минимального ежедневного совокупного платежа и (или) иная периодичность перечисления денежных средств.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в ходе проверки на основании представленной ООО "УК "АПСЭК-Мастер" информации, в том числе сальдовой ведомости начислений и оплаты по жилищно-коммунальным услугам в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении, за период с января 2014 года по март 2017 года, Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска установлено, что за указанный период начислено потребителям за услуги холодного водоснабжения, водоотведения - 31384026,07 руб. (15243092,07 руб. + 16140934 руб.); оплачено потребителями за услуги холодного водоснабжения, водоотведения - 30415015,60 руб. (14825452,60 руб.+15589563 руб.); перечислено поставщикам за услуги холодного водоснабжения, водоотведения - 30103438,18 руб.; то есть, сумма в размере 311 577,21 руб. оплачена потребителями на счет ООО "УК "АПСЭК-Мастер", но не перечислена ООО "УК "АПСЭК-Мастер" на счет МУП г. Ижевска "Ижводоканал". Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, в период с января 2014 года по март 2017 года потребители коммунальных услуг исполняли свои денежные обязательства по оплате коммунальных ресурсов, однако платежи потребителей за предоставление коммунальных услуг, поступающие управляющей организации, в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", и в объеме поступивших от потребителей платежей, управляющей организацией ООО "УК "АПСЭК-Мастер" на счет ресурсоснабжающей организации МУП г.Ижевска "Ижводоканал" не перечислены, что является нарушением ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Ссылки заявителя ООО "УК "АСПЭК-Мастер" на наличие гражданско-правовых споров с МУП г. Ижевска "Ижводоканал" и доводы о том, что Управление ЖКХ Администрации города Ижевска вмешалось в гражданско-правовые отношения, судом отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска установлен факт нарушения ООО "УК "АСПЭК-Мастер" порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающей организацией, заключающийся в несоблюдении управляющей организацией объема перечисления поступивших от потребителей денежных средств в счет оплаты за коммунальную услугу ресурсоснабжающей организации. В связи с чем в оспариваемом предписании обоснованно указано на необходимость произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за коммунальные ресурсы, холодное водоснабжение и водоотведение, согласно поступивших от потребителей платежей за данные коммунальные услуги. Соответствующие доводы заявителя судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие содержанию оспариваемого предписания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, оснований для его признания недействительным не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
ООО "УК "АСПЭК-Мастер" в суд апелляционной инстанции представлено платежное поручение N 946 от 11.12.2017, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов, о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, незаконными государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2017 года по делу N А71-13283/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (ИНН 1835083739, ОГРН 1081841001296) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 946 от 11.12.2017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.