г. Томск |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А67-3994/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Башкова О.В. по доверенности от 23.05.2017 (на три года)
от заинтересованного лица: Ларкина К.М. по доверенности от 16.06.2017 (на один год); Пирогова С.Б. по доверенности от 16.01.2018 (на один год)
от третьего лица: без участия (ходатайство о рассмотрении в отсутствие)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации "Некоммерческое партнерство "Агентство развития предпринимательства -Северск"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 12 декабря 2017 года по делу N А67-3994/2017 (судья Панкратова Н.В.)
по заявлению Ассоциации "Некоммерческое партнерство "Агентство развития предпринимательства - Северск" (г. Северск, ул. Парусинка, 16, ИНН 7024022461 ОГРН 1047000366192)
к Счетной палате ЗАТО Северск (г. Северск, пр. Коммунистический, 42)
о признании частично недействительным представления от 21.02.2017,
третье лицо - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация "Некоммерческое партнерство "Агентство развития предпринимательства -Северск" (далее- заявитель, НП "АРП-Северск", некоммерческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Счетной палате ЗАТО Северск (далее- Счетная палата) о признании частично недействительным представления от 21.02.2017 N 1-03/59 в части выводов о выявленных в деятельности НП "АРП-Северск" финансовых нарушений, выразившихся в неправомерном расходовании бюджетных средств в сумме 164 100 рублей, в том числе за счет средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение деятельности городского бизнес-инкубатора - 15 000 рублей (по договору от 09.07.2014 N 01/2054), муниципального центра поддержки предпринимательства - 149 100 руб. (по договору от 24.12.2013 N 01/344).
Определением от 30.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области.
Решением от 12.12.2017 Арбитражного суда Томской области требования ассоциации "Некоммерческое партнерство "Агентство развития предпринимательства -Северск" о признании частично недействительным представления Счетной палаты ЗАТО Северск от 21.02.2017, оставлены без удовлетворения.
НП "АРП-Северск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, не применение норм материального права, предъявляющих требования к содержанию представлений, составляемых органом внешнего муниципального финансового контроля, отсутствие в оспариваемом представлении нормативно-правового обоснования выявленного финансового нарушения - неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 164 000 рублей, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в обжалуемой части представления.
Счетная палата возражает относительно доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области в представленном отзыве просит апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новое решение, признать недействительным представление Счетной палаты ЗАТО Северск от 21.02.2017 в оспариваемой части; также просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступивших отзывов на нее, заслушав представителей процессуальных сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Счетной палатой в соответствии с Планом работы на 2016 год (утвержден Приказом Председателя Счетной палаты ЗАТО Северск от 30.12.2015 N 31), на основании Приказа Председателя Счетной палаты на проведение проверки от 16.08.2016 N 18 в отношении НП "АРП-Северск" (является некоммерческой организацией) - получатель субсидии по договорам N 01/3844 от 24.12.2013, N 01/2054 от 09.07.2014, заключенным с Администрацией ЗАТО Северск в рамках реализации мероприятий муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Северск Томской области в 2011-2014 годах" (утверждена Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 09.06.2011 N 1190) проведено контрольное мероприятие "Аудит эффективности деятельности Некоммерческого партнерства "Агентство развития предпринимательства Северск".
По результатам контрольного мероприятия составлен Акт от 30.12.2016 с выявленными нарушениями и 21.02.2017 Некоммерческому партнерству выдано Представление N 1-03/59 о неправомерном расходовании бюджетных средств в сумме 164 100 рублей, в том числе, за счет средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение деятельности городского бизнес-инкубатора - 15 000 рублей (по договору от 09.07.2014 N 01/2054), а также Муниципального центра поддержки предпринимательства - 149 100 руб. (по договору от 24.12.2013 N 01/344) (пункт 1, в обжалуемой заявителем части), с предложением принять меры к восстановлению неправомерно произведенных расходов в учете и отчетности об использовании средств субсидий в сумме 164 100 руб. за счет внебюджетных источников поступлений, о принятых мерах сообщить в Счетную палату в течение месяца.
Не согласившись с указанным Представлением в части допущенных финансовых нарушений по пункту 1, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, первой инстанции, исследовав представленные доказательства, не установив совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого Представления недействительным, на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом, суд исходил из наличия у Счетной палаты как постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля, контрольно-счетного органа городского округа ЗАТО Северск полномочий на проведении проверки финансовых отчетов получателя субсидий и документов, подтверждающих использование субсидии в соответствии с положениями главы 26, статьи 157, части 3 статьи 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ), Положением о Счетной палате, утвержденным Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 N 50/15 (далее- Положение о Счетной палате), иными муниципальными правовыми актами ЗАТО Северск; Регламентом Счетной палаты ЗАТО Северск, утвержденным Приказом Председателя Счетной палаты ЗАТО Северск от 02.06.2016 N 14 (далее- Регламент); Стандартом организации деятельности "Правила проведения контрольного мероприятия Счетной палатой ЗАТО Северск", утвержден Приказом Председателя Счетной палаты ЗАТО Северск от 02.06.2016 N14; пункта 10 Постановления Администрации ЗАТО Северск от 24.07.2013 N1881 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии некоммерческим организациям в целях развития малого и среднего предпринимательства", пункта 1 Постановления Администрации ЗАТО Северск от 08.04.2015 N 668 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Не оспаривая наличие у Счетной палаты полномочий на осуществление проверок соблюдения условий получения организациями субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета, заявитель применительно к доводам апелляционной жалобы, ссылается на несоответствие Представления части 3 статьи 26 Федерального Закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О счетной палате Российской Федерации" (далее- Закон N 41-ФЗ), пунктам 3, 3.1 статьи 270.2 БК РФ, части 1 статьи 16 Федерального Закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее- Закон N 6-ФЗ).
Полномочиями органов по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю указанными органами: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются уполномоченным органам уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Феде-
рации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания в соответствии со статьей 270.2 БК РФ.
Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательную для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (пункт 3.1 статьи 270. 2 БК РФ).
Согласно статье 10 Федерального Закона N 6-ФЗ, статье 13 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск, муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами (Счетной палатой ЗАТО Северск) в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, при проведении которых составляется соответствующий акт и доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.
Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 3 статьи 268.1 БК РФ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Аналогичная норма содержится в пункте 14 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск.
Учитывая выдачу Представления в рамках компетенции Счетном палаты, по результатам проведенного контрольного мероприятия "Аудит эффективности Некоммерческого партнерства "Агентство развития предпринимательств-Северск", в котором, а также в Акте от 30.12.2016, полученному заявителем, заключении Счетной палаты на возражения НП "АРП-Свеверск" от 20.02.2017, являющихся приложенном к Представлению и являющимися его неотъемлемыми частями, имеются все необходимые и достаточные основания и ссылки на нормативные правовые акты, положения которых были нарушены, либо в соответствии с которыми необходимо принять соответствующие меры, доводы заявителя о несоответствии Представления нормам законодательства в части не указания нарушенных норм бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суд установил, что в нарушении Муниципальной программы ЗАТО Северск "Развитие малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Северск Томской области в 2011-2014 годах", утверждена Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 09.06.2011 N 1190, предусматривающей возможность субсидирования отдельно затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с проведением энергетических обследований (раздел IVмуниципальной программы) и отдельно субсидирование деятельности муниципального центра поддержки предпринимательства и городского бизнес-инкубатора (раздел 1 Приложения), условий договоров о предоставлении субсидий НП "АРП-Северск", заявителем деятельность по энергоаудиту осуществлялась в отношении организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и на платной основе, возмещение расходов по данному направлению деятельности НП "АРП-Северск" (на рекламу, которой направлены средства в сумме 164 100 руб. (разработка и размещение двух рекламных баннеров НП "АРП-Северск", размещение баннера городского бизнес-инкубатора по договорам с ООО "Колор-дизайн)) не предусмотрено условиями предоставления субсидий на финансовое обеспечение деятельности муниципального центра поддержки предпринимательства или городского бизнес-инкубатора.
Отклоняя довод заявителя о том, что использование субсидий в сумме 149 100 руб. и 15 000 руб. соответствует условиям заключенных договоров, использовано по целевому назначению, суд первой инстанции правомерно исходил из имеющихся в деле доказательств, оказание заявителю ООО Рекламная фирма "Колор-дизайн" услуг по разработке макетов, изготовлению, монтажу рекламных полноцветных плакатов на самоклеящейся пленке для тривижн: "АРП Энергоаудит - Центр ваших возможностей", "АРП Хочешь стать бизнесменом? Приходи к нам"; "Городской бизнес-инкубатор Условия для успешного бизнеса", а также по аренде металлоконструкции для размещения указанных баннеров.
Суд также критически отнесся к показаниям допрошенных свидетелей Солодковой Т.В., Подгайнова С.А. по вопросам оказания консультационных услуг по энергосбережению и энергоаудиту, учитывая факт их состояния в служебной зависимости от работодателя - директора АРП Бояринова О.В.; не подтверждения обстоятельств проводимых консультаций по вопросам энергоаудита, равно как и не представления документов, содержащих достоверные сведения о реализации Планов работ (пункт 3 раздела 2 договоров от 24.12.2013 N 01/3844 и от 09.07.2014 N 01/2054).
Таким образом, получателем субсидии неправомерно, в нарушение положений части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1 Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям в целях развития малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.07.2013 N 1881 возмещены расходы на рекламу деятельности НП "АРП-Северск" АРП как энергоаудиторской организации за счет бюджетных средств.
Позиция заявителя и третьего лица (в отзыве на апелляционную жалобу) относительно не определения Бюджетным Кодексом РФ неправомерности расходования бюджетных средств, несостоятельна.
Само по себе отсутствие в Бюджетном Кодексе РФ понятия "неправомерное расходование бюджетных средств", не исключает толкования такого понятия с учетом общих принципом бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула, статья 38 Бюджетного Кодекса РФ), общих положений о бюджетных нарушениях (статья 306. 1 БК РФ), как направление и использование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, то есть, нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, что согласуется с разъяснениями Минфина России в Письме от 25.04.2017 N 02-09-08/24851.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права при рассмотрении настоящего дела и сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и к переоценке установленных фактических обстоятельств, в связи с чем, не могут быть являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляцион-
ной жалобы подлежит отнесению на ее подателя в размере 1500 рублей (подп. 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статья 333.40 НК РФ, пункт 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"), излишне уплаченная в размере 1500 руб. - возврату Ассоциации "Некоммерческое партнерство "Агентство развития предпринимательства - Северск".
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 12 декабря 2017 года по делу N А67-3994/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Ассоциации "Некоммерческое партнерство "Агентство развития предпринимательства - Северск" (ИНН 7024022461 ОГРН 1047000366192) 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 1 от 09.01.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3994/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2018 г. N Ф04-2091/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Некоммерческое партнерство ассоциация " "Агентство развития предпринимательства-Северск"
Ответчик: Счетная Палата Зато, Счетная палата ЗАТО Северск
Третье лицо: Башкова Ольга Валериевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области