г. Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А40-139445/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "МеталлИнвестКом"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2017 по делу N А40-139445/17 (122-1231), принятое судьей Девицкой Н.Е.
по заявлению ООО "МеталлИнвестКом" (ОГРН 1027739516375, ИНН 7706262628, 119019, Москва, ул. Арбат, д. 22/2,4)
к Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы
третье лицо: Государственная инспекция по недвижимости г. Москвы
о признании незаконным решения от 24.04.2017
при участии:
от заявителя: |
Жуков Д.В. по дов. от 18.02.2015; |
от ответчика: |
Котов С.А. по дов. от 15.09.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МеталлИнвестКом" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Мосархитектура) о признании незаконным решения от 24.04.2017 об отказе в подготовке градостроительного плана земельного участка.
Решением суда от 21.11.2017 в удовлетворении требований ООО "МеталлИнвестКом" отказано.
ООО "МеталлИнвестКом", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 25.11.2016 ООО "МеталлИнвестКом" через интернет-портал государственных услуг города Москвы подана заявка в Москомархитектуру по вопросу разработки градостроительного плана земельного участка по адресу: ул. Арбат, вл. 22/2, стр. 1,4.
14.03.2017 Москомархитектурой направлено ООО "МеталлИнвестКом" письмо исх. N 001-ГПЗУ-5727/2016-5 "О продлении срока предоставления государственной услуги" в связи с получением Москомархитектурой в процессе предоставления государственной услуги акта N 9014947 от 25.02.2015 о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, согласно которому на земельном участке установлено наличие незаконно размещенного объекта, а также в письме ООО "МеталлИнвестКом" предложено предоставить необходимые документы.
24.04.2017 Москомархитектурой вынесено решение об отказе в подготовке градостроительного плана земельного участка по вышеуказанному адресу (ГПЗУ).
Заявитель, полагая, что решение Ответчика нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 (ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 N 468-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" градостроительная деятельность в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Следовательно, город федерального значения Москва, будучи субъектом Российской Федерации, вправе принимать нормативно-правовые акты по вопросам градостроительной деятельности. И в целях реализации полномочий города федерального значения Москвы был принят Закон г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (ГрК г. Москвы).
На момент обращения ООО "МеталлИнвестКом" действовали ст. 44 ГрК РФ и ст. 43 ГрК г. Москвы согласно которым градостроительный план земельного участка является видом документации по планировке территории, а также обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 9 ст. 43 ГрК г. Москвы порядок разработки, оформления, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков, состав, требования к содержанию градостроительных обоснований и порядок их разработки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с Указом Мэра Москвы от 19.07.2007 N 44-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы" в целях совершенствования и упрощения структуры органов исполнительной власти города Москвы, повышения эффективности их деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утвержден Перечень органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы. Москомархитектура входит в данный перечень органов исполнительной власти города Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения развития территории города Москвы в части градостроительного проектирования, включая территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, а также в сфере архитектуры и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы, и структурно входящим в состав Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" подготовка и утверждение ГПЗУ входит в полномочия Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Поскольку подготовка и утверждение ГПЗУ является государственной услугой, то правовое регулирование предоставления государственной услуги по подготовке, утверждению, изменению и выдаче градостроительного плана земельного участка регулировалась следующими нормативно-правовыми актами (на момент рассмотрения заявления): Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ); постановление Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве" (Постановление Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП); постановление Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" (постановление Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП).
В свою очередь согласно постановлению Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка"; (в ред. постановления Правительства Москвы от 21.12.2016 N 898-ПП) Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы"; постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП "О создании Г радостроительно-земельной комиссии города Москвы"; постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве"; постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы"; распоряжением Правительства Москвы от 12 мая 2011 г. N 376-РП "О Базовом регистре информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве".
Согласно п. 2.10.1. приложения 1 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" (в редакции на момент рассмотрения заявления) основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 2.10.1.3. Наличие в документах, указанных в пунктах 2.5.1.1 и 2.5.1.2 настоящего Регламента, противоречивых либо недостоверных сведений, а также несоответствие сведений существующему состоянию земельного участка либо несоответствие местоположения заявленного земельного участка административно-территориальному делению города Москвы, если указанные обстоятельства были установлены в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в процессе формирования результата предоставления государственной услуги.
В соответствии с п. 2.5.1.2 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" документы (сведения, информация), получаемые уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти города Москвы, предоставляющего государственную услугу, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра: 2.5.1.2.10. Информация об объектах самовольного строительства.
В соответствии с п. 2.10.2. приложения 1 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом 2.10.1 настоящего Регламента, осуществляется при условии, что данные основания не были устранены в течение срока, установленного дефисом вторым пункта 2.7.5 настоящего Регламента.
Согласно п. 2.7.5. приложения 1 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" срок предоставления государственной услуги, указанный в пункте 2.7.1 настоящего Регламента, продлевается в случае: 2.7.5.1. направления проекта градостроительного плана земельного участка на рассмотрение на публичных слушаниях в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы.
Выявления до начала формирования результата предоставления государственной услуги оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.10.1 настоящего Регламента.
В соответствии с п. 2.10.5. приложения 1 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" решение об отказе в предоставлении государственной услуги подписывается уполномоченным должностным лицом Комитета и направляется заявителю с указанием причин отказа не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Уполномоченным должностным лицом Москомархитектуры изготовлено письмо от 24.04.2017 N 001-ГПЗУ-5727/2016-6 "Об отказе в подготовке ГПЗУ".
В вышеуказанном письме заявителя проинформировали о том, что Москомархитектурой получен Акт ГИН от 27.02.2015 N 9014947 "О подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта" согласно которому на земельном участке установлено наличие незаконно размещенного объекта.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с Административным регламентом утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП работа по выпуску ГПЗУ по указанному адресу прекращается, заявка закрывается.
Таким образом, Москомархитектура имея информацию об объекте самовольного строительства (Акт ГИН N 9014947 от 27.02.2015) законно предоставил результат государственной услуги - отказ в предоставлении услуги "подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков".
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" ч. 17 ст. 46 и ст. 44 ГрК РФ были признаны утратившими силу и введена в действие ст. 57.3 ГрК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Вместе с тем постановлением Правительства Москвы от 28.06.2017 N 396-ПП "О подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков в городе Москве" было отменено постановление Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" и утвержден новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков" в городе Москве.
В соответствии с п. 2.10.1. постановления Правительства Москвы от 28.06.2017 N 396-ПП "О подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков в городе Москве" основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 2.10.1.8. Выявление на земельном участке объектов, обладающих признаками объектов самовольного строительства.
Согласно Акту Госинспекции по недвижимости города Москвы от 27.02.2015 N 9014947 подтверждается факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка путем проведения реконструкции здания без наличия соответствующего разрешения.
Таким образом, Москомархитектура имея информацию в соответствии с действующим Административным регламентом законно и обоснованно отказала в предоставлении ГПЗУ.
Довод заявителя о том, что им проводилась не реконструкция, а капитальный ремонт является несостоятельным.
В соответствии с п. 14 ст.1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) зто изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В материалах дела имеется объективные данны об изменении параметров объекта. Так, согласно справке БТИ по состоянию на 25.08.2010 общая площадь объекта составляла 331,5 кв.м. (л.д.123-124) После проведенных работ общая площадь значительно уменьшилась - до 309,1 кв.м., что подтверждается выпиской из технического паспорта БТИ (л.д.117-118). Кроме того, фотофиксацией, приложенной к Акту Госинспекции по недвижимости города Москвы от 27.02.2015 (л.д.83) подтверждается, что при проведении работ фактически был снесен верхний этаж, что свидетельствует о том, что проводилась замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, что, в свою очередь, подподает под понятие реконструкции.
Письмо Минстроя России от 05.06.2015 N 17433-ЮР/09 "О неправомерных требованиях о предоставлении различных документов для целей выдачи градостроительных планов земельных участков" на которое ссылается заявитель, является лишь позицией Минстроя России по данному вопросу, носит рекомендательный характер и не может быть основанием для принятия соответствующего решения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.12.2005 N 468-0 указал, что градостроительная деятельность в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Следовательно, город федерального значения Москва, будучи субъектом Российской Федерации, вправе принимать нормативно-правовые акты по вопросам градостроительной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2017 по делу N А40-139445/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139445/2017
Истец: ООО "МЕТАЛЛИНВЕСТКОМ"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Москомархитектура