г. Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А40-100625/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: А.М. Елоева,
Судей: Е.А. Сазоновой, Н.В. Юрковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Гунарь,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Жилфонд" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2017 по делу N А40-100625/17 по иску ООО "Жилфонд" (ОГРН 1125456000339) к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284), третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области о взыскании 1 472 452,98 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика 1: не явился, извещен,
от ответчика 2: Гуляев П.В. по доверенности от 17.10.2017,
третье лицо: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Жилфонд" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации 1 472 452,98 руб.
Решением от 11.12.2017 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Жилфонд" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, а также на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, согласно распоряжению Комитета по управлению госуимуществом НСО от 19.04.2000 N 610-р в ФГУ "Толмачевская квартирная эксплуатационная часть" СИБВО Министерства обороны РФ в оперативное управление было передано государственное имущество, в перечне которого содержится жилые дома N 2, N 3, N 14, расположенные в военном городке N 16 п. Светлый Коченевского района Новосибирской области.
На основании передаточного акта от 01.04.2011 ФГУ "Толмачевская квартирная эксплуатационная часть района" МИНОБОРОНЫ РОССИИ передало ФГКУ "СИБИРСКОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ в оперативное управление государственное имущество, в том числе, вышеуказанные дома.
В соответствии с постановлениями администрации р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области данным домам был присвоен новый адрес - ул Восточная, р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области дома N 1, N 2 и N 3.
В соответствии с договором безвозмездного пользования от 16.07.2014 и акта приема-передачи к нему, котельная, отапливающая вышеуказанные жилые дома, а также водопроводные сети, к которым подключены данные дома, переданы в эксплуатацию ООО "ЖИЛФОНД".
Как указывает Истец, с 16.09.2014 часть квартир (27 квартир) в указанных домах (в доме N 1 квартиры N 16, 18, 5, 8, 14, 21, 10, 2, 6; в доме N 2 квартиры N 6, 14, 19, 13, 8; доме N 3 квартиры N 9, 13, 44, 60, 26, 43, 29, 47, 7, 11, 24, 39, 52) общей площадью 1160кв.м. по состоянию на 30.04.2017 не распределены, при этом в пустующие квартиры предоставляется теплоснабжение. Нерсапределенные квартиры находятся в оперативном управлении ФГКУ "СИБИРСКОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ.
Истец основывает свои требования на том, что в период с 16.09.2014 по 30.04.2017 ООО "ЖИЛФОНД" была осуществлена поставка электрической энергии (отопление) указанных квартир за счет собственных денежных средств, в связи с чем с ответчиков подлежит взысканию задолженность в размере 1 472 452,98 руб.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п.1 с. 296 ГК РФ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, управляющей компанией в отношении спорных домов, расположенных по адресам: Новосибирская обл., Коченёвский район, р.п. Коченёво, ул. Восточная, д. 1, д. 2, д. 3 что является ООО "ГУЖФ".
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Согласно информации размещенной на сайте www.reformagkh.ru (далее -сайт), управление спорными многоквартирными домами осуществляет управляющая компания ООО "ГУЖФ".
В соответствии с информацией, опубликованной на сайте, в отношении спорных домов, расположенных по адресам: Новосибирская обл., Коченёвский район, р.п. Коченёво, ул. Восточная, д. 1 и д. 2, заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2- УЖФ-05 (далее - Договор от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05).
В соответствии с п. 3.1.3 Договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05 ООО "ГУЖФ" обязана предоставлять коммунальные услуги, для этого от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно п. 3.1.6. Договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05 ООО "ГУЖФ" обязана принимать плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением (плату за наем), а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные и другие услуги.
В соответствии с информацией, опубликованной на сайте, в отношении спорного дома, расположенного по адресу: Новосибирская обл., Коченёвский район, р.п. Коченёво, ул. Восточная, д. 3, заключен договор управления многоквартирным домом от 19.04.2016 (далее - Договор от 19.04.2016).
В соответствии с п. 4.1.6. Договора от 19.04.2016 ООО "ГУЖФ" обязано обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику помещений в многоквартирном доме надлежащего качества в объемах в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Правительством Российской Федерации, в том числе холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение; электроснабжение; газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), для чего по их поручению, заключать от их имени и за свой счет договоры с ресурсоснабжающими организациями, осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных ресурсов, их исполнением, а также вести их учет.
В соответствии со ст. 161, ч. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Согласно п. 31 Правил N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящимся в управлении организации.
В соответствии с п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пп. "Б" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса, поскольку другое толкование п. 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение ст. 161 и 162 ЖК РФ уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.
Как установлено судом первой инстанции и по существу не оспорено заявителем, в спорный период между ООО "Жилфонд" и ООО "ГУЖФ" сложились фактические отношения по теплоснабжению многоквартирных домов.
При этом по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии с п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд самостоятельно оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, указав, что ответчики не могут являться ответственными по заявленным истцом требованиям об оплате долга, пришел к выводу об отсутствии правовых и документальных оснований для удовлетворения исковых требования.
Судом также учтено, что заявителем в материалы дела не представлено свидетельств о регистрации права собственности за Министерством обороны Российской Федерации и права оперативного управления за ФГКУ "СибТУИО" Минобороны России на указанные жилые помещения в спорный период.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2017 по делу N А40-100625/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.