г. Вологда |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А66-11759/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от администрации города Твери представителей Репиной О.Ю. по доверенности от 27.02.2017, Тарасова В.В. по доверенности от 23.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения комбината "Красная заря" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 декабря 2017 года по делу N А66-11759/2017 (судья Головина Т.И.),
установил:
федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Красная заря" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (место нахождения: 170025, г. Тверь, пос. Элеватор, ул. Центральная, д. 23; ОГРН 1026900551545, ИНН 6903006170; далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) о принятии в муниципальную собственность недвижимого имущества (жилого помещения) - квартиры, расположенной по адресу: 170025, г. Тверь, ул. Центральная, д. 15, кв. 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - Территориальное управление), Новикова Оксана Ивановна.
Решением суда от 21 декабря 2017 года в удовлетворении иска Комбинату отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что весь жилой фонд, состоящий на балансе Комбината, передан в муниципальную собственность города Твери. Считает, что получение согласия органов местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не является обязательным. Указывает, что Территориальное управление не возражало относительно передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу доводы истца не признала, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Отзывы на жалобу от третьих лиц не поступили.
Комбинат, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей Администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Комбинату на праве оперативного управления принадлежит жилое помещение - квартира площадью 66,2 кв. м, расположенная в одноэтажном трехквартирном деревянном доме по адресу: Тверская обл., г. Тверь, ул. Центральная (пос. Элеватор), д. 15, кв. 1, с кадастровым номером 69:40:0200077:278. Право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Комбината на данное жилое помещение зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.02.2014, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 03.02.2014 серии 69-АВ N 902133, 902132 соответственно.
Указанная квартира предоставлена Комбинатом Новикову С.В. для проживания с семьей на основании договора найма жилого помещения от 20.09.2005 N 2. На данный момент в квартире зарегистрированы: один взрослый и двое малолетних детей, оставшихся без попечения родителя - умершего отца Новикова С.В.
Комбинат, ссылаясь на поручение Управления Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) по Центральному Федеральному округу от 08.08.2014 N 9/6940, обратился к Администрации с претензией о принятии указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
В письме от 14.07.2017 N 01/4377-и Администрация сообщила Комбинату об отсутствии оснований для передачи в муниципальную собственность спорного объекта.
Считая отказ ответчика неправомерным, Комбинат обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ. Согласно абзацу восьмому названной статьи ГК РФ к числу таких способов относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований регламентируется нормами Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В данном случае, как верно посчитал суд, наличие приведенных выше условий передачи спорного недвижимого имущества в муниципальную собственность не установлено. Действующим жилищным законодательством не исключается возможность нахождения жилищного фонда в собственности Российской Федерации. Доказательства использования имущества органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями или учреждениями не представлены. Из материалов дела видно, что спорная квартира на основании договора социального найма жилого помещения от 20.09.2005 N 2 передана Комбинатом гражданам для проживания. Доводы истца о возможности использования квартиры ответчиком для реализации функций местного самоуправления и решения вопросов местного значения носят предположительный характер.
Более того, согласно нормам части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Закона N 122-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
В силу абзацев 23-27 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Согласно абзацу 30 части 11 статьи 154 названного Закона передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что предусмотренный приведенными выше положениями статьи 154 Закона N 122-ФЗ порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не соблюден. Доказательств принятия уполномоченным органом Российской Федерации решения о передаче спорного объекта - квартиры в муниципальную собственность в деле не имеется, при этом письмо Территориального управления об отсутствии возражений относительно передачи квартиры в муниципальную собственность от 06.02.2017 N 468-03 таковым не может быть признано. Надлежащим образом оформленный передаточный акт в адрес Администрации также не направлялся.
При таких обстоятельствах ввиду недоказанности наличия оснований, предусмотренных частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, для передачи спорной квартиры из федеральной собственности в муниципальную собственность, а также несоблюдения установленного Законом N 122-ФЗ порядка передачи имущества суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований о возложении на Администрацию обязанности по принятию жилого помещения в муниципальную собственность.
Принимая решение по настоящему спору, суд также обоснованно учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, указывающую на необходимость при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную учитывать волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Исходя из установленных фактических обстоятельств спора и приведенных выше правовых норм, апелляционный суд считает решение суда, которым истцу отказано в удовлетворении иска, правомерным.
Доводы, приведенные Комбинатом в жалобе, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Иная правовая оценка истцом обстоятельств спора и представленных доказательств, не свидетельствует о неправомерности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Комбината удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 декабря 2017 года по делу N А66-11759/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения комбината "Красная заря" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.