г. Москва |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А40-156092/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Левиной Т.Ю., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2017
по делу N А40-156092/17, принятое судьей Нечипоренко Н.В. (шифр судьи: 26-1388)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭВЕРЕСТ" (ОГРН 1145001000033, адрес: 111141, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА КУСКОВСКАЯ, ДОМ 20А, ПОМЕЩЕНИЕ VIIIГ КОМНАТА 25)
к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1035006114208, адрес: 115035, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА САДОВНИЧЕСКАЯ, ДОМ 62, СТРОЕНИЕ 3)
МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1037700255284, адрес: 119019, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19)
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Северин А.С. по доверенности от 26.05.2017;
от ответчика 1: Ерыкова Н.Ю. по доверенности N 7 от 09.01.2018;
от ответчика 2: Соколова С.Ю. по доверенности N 212/2/500 от 23.03.2017;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭВЕРЕСТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании субсидиарно задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги в размере 1.194.536 руб. 61 коп., пени в размере 101.581 руб. 55 коп., 37 500 рублей расходов на представителя, с учетом ходатайства об уменьшении исковых требований.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 08.12.2017, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2017 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 01.02.2017 г. осуществляет управление многоквартирными домами г. Москва, ул. Синявинская, д. 11, к. 6 и к. 9, на основании решений собственников помещений многоквартирного дома, принятых на внеочередном общем собрании (протокол N 2 от 16.10.2016 и N 1 от 03.10.2016 г. соответственно) и договоров управления, заключенных с собственниками помещений многоквартирного дома, на условиях, утверждённых на указанном выше собрании.
Согласно реестров собственников жилых помещений и бюллетеней голосования в многоквартирных домах по ул. Синявинская д. 11, к. 9 - 92 квартир (N N квартир - 5, 9, 14, 18, 21, 23, 26, 30, 32, 33, 34, 36, 37, 41, 43, 44, 48, 51, 55, 58, 59, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 68, 70, 73, 77, 79, 93, 96, 100, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 117, 120, 157, 160, 164, 167, 175, 176, 187, 203, 208, 211, 228, 232, 238, 240, 244, 245, 248, 249, 252, 258, 259, 260, 276, 278, 281, 285, 288, 292, 294, 297, 299, 300, 302, 305, 310, 327, 331, 334, 3 35, 336, 339, 347, 349, 352, 355), д.11 к. 6 - 9 квартир (NN квартир - 1, 10, 52, 55, 64, 77, 100, 114, 141, 144) являются федеральной государственной собственностью и закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России), о чем имеются соответствующие записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на данные квартиры.
Истец указывает, что Министерство обороны РФ приняло на себя обязанности по оплате предоставленных коммунальных услуг по незаселенным квартирам.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, истец обратился с настоящим исковым заявлением о взыскании задолженности за предоставленные коммунальные услуги в размере 1 194 536 руб. 61 коп..
С учетом положений ст.ст.210, 296, 309, 310 ГК РФ, ст.ст. 30, 153- 155, 158 ЖК РФ, п.19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 г. N 25, собственник жилого помещения обязан нести бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения, своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и I коммунальные услуги, суд первой инстанции установил, что истец надлежащим образом исполнил свои обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, предоставляет собственникам (иным законным пользователям) помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги. Заключены все необходимые договоры с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями на предоставление коммунальных услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Договоры управления многоквартирными домами по ул. Синявинская д. 11 корп. 6 и корп. 9 размещены на официальном сайте истца и на федеральном сайте, определенном для раскрытия информации управляющими организациями.
Однако, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России не исполнило обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги по нераспределенным (незаселенным) квартирам, в связи с чем за период с 01.02.2017 г. по 15.08.2017 г. за жилищно-коммунальные услуги, в результате чего образовалась задолженность в заявленном истцом размере.
Расчет по статье расходов содержание и ремонт произведён по тарифам, установленным установленных Постановлением Правительства г. Москвы N 889-ПП от 13.12.2016 г., из расчета 24,08 руб./кв.м.
Расчет за услугу отопления произведён по тарифам, установленных Постановлением Правительства г. Москвы N 889-ПП от 13.12.2016 (ООО "ТСК Мосэнерго" Химкинский филиал) из расчета 2101,52 руб./Гкал с учетом данных общедомового прибора учета тепловой энергии.
Суд первой инстанции проверил и признал его обоснованным.
Истцом направлялись ответчикам соответствующие уведомления по вопросу погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги, направлял расшифровку задолженности, счета и счета-фактуры на оплату (письма N 41-исх. от 17.05.2017 г., NN 49-исх и 50-исх от 21.06.2017 г.). Однако денежные средства перечислены не были.
Суд первой инстанции отклонил доводы ответчиком исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 ст. 26 ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
Согласно п.п. 71 п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного 5 Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
В соответствии с п.п. 9.10 Положения о Министерстве обороны РФ, Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно п. 1 ст. 158 БК РФ, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
По искам к Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, являясь представителем, в силу положений п.1 ст. 125 ГК РФ и п. 3 ст. 158 БК РФ выступает в суде в качестве ответчика от имени Российской Федерации.
С учетом положений ст.ст. 106, 110, 112 АПК РФ суд первой инстанции также отнес на ответчиков расходы по оплате услуг представителя, размер которых подтвержден договором на оказание юридических услуг N 22/5/2017 от 22.05.2017 года актом N 1 от 01.08.2017 г. к договору стоимость указанных услуг составила 37 500 руб. Данная сумма истцом уплачена по платежному поручению N 123 от 02.08.2017 г.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах исходя из следующего.
В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязывает собственника несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила), установлено следующее:
П. 31. Исполнитель обязан:
д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи;
ж) осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по
отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил.
Каких-либо обращений от ответчиков по вопросам проверки правильности начисления платы не зарегистрировано.
Истцом направлялись ответчикам соответствующие уведомления по вопросу погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги, направлял расшифровку задолженности, счета и счета-фактуры на оплату (письма N 41-исх. от 17.05.2017 г., NN 49-исх и 50-исх от 21.06.2017 г.).
Более того, в соответствии с определением Арбитражного суда г. Москвы от 312.10.2017 г. в адрес ответчиков истцом были направлены акты сверки взаиморасчетов.
Однако, как указано в решении суда первой инстанции, "доводы отзыва ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России судом изучены и отклонены, поскольку контррасчет суммы долга, заявленной ко взысканию не представлен, доказательства передачи спорных квартир иным лицам в материалы дела в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено".
Расчет платы за коммунальную услуг по отоплению истцом осуществлялся в соответствии с п. 42(1) Правил, а именно:
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(l):Pi = SixVTxTT,i*e:
Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец управляет домами с 01 февраля 2017 года и показания общедомового прибора учета тепловой энергии за прошлый год отсутствуют.
Пример расчета по квартире Москва, ул Синявинская, д. 11, кор. 9, кв. 1:
66,2 (общ.площадь) X 0,016 (норматив) X 2 101,52 (цена 1 Гкал) = 2225,93 руб.
Таким образом, расчеты стоимости тепловой энергии осуществлены в полном соответствии с нормативными документами.
Собственник в лице Минобороны РФ был извещен о необходимости оплаты коммунальных услуг в размере 1214738 (один миллион двести четырнадцать тысяч семьсот тридцать восемь) руб. 9 коп. письмом N 41-исх. от 17.05.2017 г., однако разумности и добросовестности в исполнении своих обязанностей по оплате полученных коммунальных услуг не проявил.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 08.12.2017.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2017 по делу N А40-156092/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.