г. Москва |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А40-54043/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Комарова А.А., Тетюка В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства г. Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.10.2017 по делу N А40-54043/17, принятое судьей Н.П. Чебурашкиной (76-434)
по иску Министерства обороны Российской Федерации к Правительству Москвы, Квартирно-эксплуатационное управление г. Москвы Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации 3-е лицо ОАО "494 Управление начальника работ" о признании недействительным (ничтожным) инвестиционного проекта от 03.03.2005 (реестровый номер 13-003735-5301-0013-00001-05) по адресу: ул. Матросская Тишина, вл. 10 (ВАО), в редакции дополнительных соглашений N 1 от 10.04.2006 и N 2 от 03.06.2006
при участии:
от истца: Уткина В.М. по доверенности от 17.10.2016, Полевец И.М. по доверенности от 23.03.2017.
от ответчика: Хромов П.Ю. по доверенности от 08.06.2017,
от третьего лица: Шевченко Ю.В. по доверенности от 02.06.2017.
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) инвестиционного проекта от 03.03.2005 (реестровый номер 13-003735-5301-0013-00001-05) по адресу: ул. Матросская Тишина, вл. 10 (ВАО), в редакции дополнительных соглашений N 1 от 10.04.2006 и N 2 от 03.06.2006.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2017 иск удовлетворен. Инвестиционный проект от 03.03.2005 (реестровый номер 13-003735-5301-0013-00001-05) по адресу: ул. Матросская Тишина, вл. 10 (ВАО), в редакции дополнительных соглашений N 1 от 10.04.2006 и N 2 от 03.06.2006, признан недействительным (ничтожным).
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
В судебном заседании апелляционного суда представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве и письменных пояснениях.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 269, 271 АПК РФ, выслушав представителя сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика по следующим основаниям.
Минобороны России в обоснование предъявленных требований, ссылается на то, что инвестиционный проект от 03.03.2005, заключенного между Правительством Москвы и Минобороны России (реестровый номер 13-003735-5301- 0013-00001-05) по адресу: ул. Матросская Тишина вл.10 (ВАО) и дополнительные соглашения к нему являются недействительной (ничтожной) сделкой по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, необходимо устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д.
В случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества (п.7 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54).
Как указывает истец, Правительство Москвы вклад не вносило.
Согласно п. 2.3. контракта на момент заключения контракта на земельном участке, подлежащем комплексной реконструкции, расположены нежилые здания, находящиеся в федеральной собственности в соответствии со свидетельством о внесении в реестр федерального имущества от 02.02.2002 N 008098 реестровый номер N 07701981 по адресу: Матросская Тишина, вл. 10, корп.8, корп. 19, корп. 20, корп. 22, корп. 91, корп. 92, корп. 92а, подлежащих передислокации и сносу за счет собственных и привлеченных средств Министерства.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 3 ст. 214 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Одним из критериев разграничения прав на землю между публичными образованиями является отнесение находящегося на земельном участке недвижимого имущества к тому или иному уровню собственности.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляется Российской Федерацией. В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и п. 2 раздела 2 приложения 1 к данному постановлению установлено, что имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, как объекты недвижимости, так и земельный участок на котором они расположены, в силу действующего законодательства являются федеральной собственностью. Кроме того, контракт не содержит кадастровый номер земельного участка, а также его стоимость.
Согласно п. 1 ст. 1043 ГК РФ имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства.
Денежная оценка вклада, вносимого Правительством Москвы, не производилась, в связи с чем установление соответствующих имущественных прав (ст. 3 контракта) необоснованно.
Данные условия являются существенными и свидетельствуют о недействительности контракта.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ (в редакции, действующей на момент совершения сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Частью 1 ст. 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (в редакции, действующей на момент совершения сделки).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорный инвестиционный проект и дополнительные соглашения к нему являются недействительной (ничтожной) сделкой, в связи с чем удовлетворил требования истца в полном объеме по следующим основаниям.
Нахождение на земельном участке, объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности подтверждается: распоряжением Минимущества Российской Федерации от 18.07.2002 N 2121-р, из которого следует, что объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Москва, ул.Матросская Тишина, д. 10 (28 объектов) являются федеральной собственностью и закреплены за Долгоруковской КЭЧ района; в приложении к распоряжению Росимущества от 07.06.2005 N 735-р, также указан перечень из 4 объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Долгоруковской КЭЧ района, и подлежащих сносу, расположенные по адресу: г.Москва, ул.Матросская Тишина д. 10, стр1, 91,92, 92а (военный городок N 4); из распоряжения также следует, что реализация инвестиционного контракта (с 494 УНР) осуществляется на 2 частях земельного участка площадью 70 574 кв.м. с кадастровым номером 77:03:03007:022, который является федеральной собственностью, и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Долгоруковской КЭЧ района (данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.06.2004 г. и выпиской из ЕГРП на земельный участок от 04.10.2007).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003007:30 площадью 16 464 кв.м. в ЕГРН имеется запись о том, что данный участок снят с кадастрового учета 01.11.2006.
Кроме того, здание казармы по адресу: г.Москва, ул. Матросская Тишина д. 10 корп.1 во исполнение распоряжения Росимущества от 07.06.2005 N 735-р снесено и списано Долгоруковской КЭЧ района, что подтверждается актом от 09.11.2010 N 7 о списании объекта основных средств и приложенных к нему: инвентарной карточкой учета основных средств от 15.11.2010 N 232, актом технического состояния здания, кадастровым паспортом от 13.07.2009.
Нахождение здания казармы в собственности Российской Федерации подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 26.02.2010 N 331/52, а также свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2010 на здание казармы, в котором указано, что собственником является Российская Федерация.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 14.12.2010 N 1823 "О согласовании актов о списании объектов недвижимого имущества федерального государственного учреждения Долгоруковская КЭЧ района КЭУ г.Москвы" согласованы акты о списании 12 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Матросская Тишина д. 10: здание гаража корп.91, (1982 года постройки); здание гаража корп.92 (1944 года постройки); здание гаража корп.92а, (1982 года постройки); здание гаража корп.80, (1974 года постройки); здание гаража корп.22, (1917 года постройки); здание склада корп.19, (1917 года постройки); здание склада корп.8, (1917 года постройки); ледник корп.20, (1944 года постройки); здание овощехранилища корп.74 (1917 года постройки); здание котельной корп.52 (1937 года постройки); здание склада корп.89 (1979 года постройки); здание казармы корп.1 (1917 года постройки).
Данные объекты недвижимого имущества созданы до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, ст. 6 которого установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, у Правительства Москвы отсутствовали законные основания для распоряжения земельным участком, расположенным под объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка ответчика на наличие распоряжений о предоставлении в аренду земельного участка (без кадастрового номера) от 08.06.2005 N 1091-в-рп, от 26.12.2005 N 2745-в-рп о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка (без кадастрового номера), от 25.01.2007 г. N93-в-рп о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка (без кадастрового номера), поскольку у г.Москвы отсутствовали полномочия на распоряжение земельным участком. В силу ст. 209 ГК РФ данные полномочия предоставлены исключительно собственнику земельного участка - Российской Федерации в лице уполномоченного органа (до 2009 года данные полномочия предоставлены Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (Росимуществу).
Предметом договора аренды недвижимого имущества (безвозмездного пользования) может быть индивидуально-определенная вещь, в данном случае признаком позволяющим индивидуализировать вещь, является ее кадастровый номер. Указанные распорядительные акты кадастрового номера земельного участка не содержат.
Кроме того, для подтверждения фактической передачи объекта недвижимого имущества в пользование, в случае заключения гражданско-правового договора, необходим акт приема-передачи данного имущества, который Правительством Москвы в материалы дела не представлен.
Данные факты свидетельствуют о том, что земельный участок, на котором осуществляется инвестиционная деятельность, не мог быть передан Правительством Москвы Долгоруковской КЭЧ района ни КЭУ г.Москвы, поскольку строительство объектов осуществлялось на земельном участке, находящимся в собственности Российской Федерации и занятом объектами недвижимости, используемыми Вооруженными Силами Российской Федерации, находящимися в федеральной собственности.
Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Правительство Москвы вклад в инвестиционный проект от 03.03.2005 не вносило, данный договор фактически не исполнялся.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Для вовлечения федерального имущества в хозяйственный оборот должна быть выражена воля органа осуществляющего полномочия собственника в отношении данного имущества.
До момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществлялись Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (в редакции, действовавшей на момент совершения сделки) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Указанным положением предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.
Таким образом, инвестиционный проект с дополнительными соглашениями к нему является ничтожной сделкой, противоречащей ст.ст. 120, 296, 298 ГК РФ. Собственник имущества в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом не давал согласия на вовлечение недвижимого имущества (земельного участка и зданий) в гражданский оборот на условиях, предусмотренных представленным инвестиционным проектом.
Согласно ст.ст. 167, 168, 264, 298 ГК РФ, ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации заключение инвестиционного проекта без согласия собственника земельного участка и объектов недвижимости на нем, является вовлечением недвижимого имущества в хозяйственный оборот, т.е. является распоряжением недвижимым имуществом, что в отсутствие воли собственника противоречит действующему законодательству.
КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России пользователем земельного участка не являлось. Контракт, содержащий данные условия, является ничтожной сделкой.
В соответствии с п. 3 ст. 264 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться данными земельными участками.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.03.2012 N 13225/2011, доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного имущества является решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, свидетельствует о том, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Доказательства того, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, уполномоченным на распоряжение имуществом Вооруженных Сил, принималось решение о вовлечении федерального имущества в хозяйственный оборот, отсутствуют.
Правительством Москвы не представлены доказательства реализации инвестиционного проекта от 03.03.2005 и фактического достижения результатов проекта по комплексной реконструкции территории по адресу: ул. Матросская Тишина вл.10 и строительства на указанной территории жилых домов.
Строительство жилых домов по адресу: ул. Матросская Тишина вл.10 осуществлялось ОАО "494 УНР" на основании инвестиционного контракта от 23.06.2005 N 08-8/735, заключенного между Долгоруковской КЭЧ района и ОАО "494 УНР".
Кроме того, у начальника квартирно-эксплуатационного управления города Москвы Громова В.И. отсутствовали полномочия на заключение инвестиционного контракта со стороны Минобороны России.
Согласно положению о КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России, утвержденному начальником ГлавКЭУ МО РФ от 16.10.2001, квартирно-эксплуатационное управление г. Москвы Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ является органом по руководству квартирно-эксплуатационного обеспечения воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций центрального подчинения.
КЭУ г. Москвы является органом, входящим в структуру подразделений ГлавКЭУ Минобороны России, учреждением финансируемым из федерального бюджета, и имеет право брать на себя гражданско-правовые обязательства, связанные с выполнением возложенных на него функций, в порядке, установленном законом и в пределах лимитов бюджетного финансирования установленных для него Минобороны России, как главного распорядителя бюджетных средств.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является установленный ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению принципа адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 6, п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходными обязательствами является обусловленное законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации предоставить средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда) для государственных нужд.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основании договора и (или) государственного контракта, заключенных между ними в соответствии с Гражданским кодексом.
Для подписания контракта необходимо выделение лимитов бюджетного финансирования установленных для них Минобороны России, как главным распорядителем бюджетных средств.
Данный контракт противоречит положениям ст.ст. 72 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, т.к. лимиты бюджетных средств для финансирования строительства объектов по контракту Минобороны России не предусматривались.
Контракт заключен в нарушение положений ст.ст. 50 и 120 ГК РФ, поскольку по содержанию указанный контракт выходит за пределы правоспособности бюджетного учреждения (КЭУ г. Москвы).
Кроме того, в отношении указанного адреса 23.06.2005 между Долгоруковской КЭЧ района и ОАО "494 УНР" заключен инвестиционный контракт N 08-8/735.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 07.06.2005 N 735-р между Долгоруковской КЭЧ района (заказчик) и ОАО "494 УНР" (инвестор) заключен инвестиционный контракт от 23.06.2005 N08-8/735 о застройке земельных участков площадью общей площадью 3,115 га, состоящем из двух участков площадью 1,815 га и 1,3 га (являются частью земельного участка площадью 7,057 га, предоставленного в ПБП Долгоруковской КЭЧ района, кадастровый номер 77:03:03007:022) со сносом 4 зданий и сооружений.
Этапы контракта от 23.06.2005 N 08-8/735 должны быть реализованы до 31.12.2007. Срок его действия - до выполнения сторонами всех обязательств по контракту, завершению расчетов и оформлению имущественных прав в соответствии с актом о реализации.
Распоряжением ФАУФИ от 25.03.2008 N 251-р срок строительства продлен до конца 4 квартала 2009 года.
В связи с реорганизацией Долгоруковской КЭЧ района, а также необходимостью продления срока реализации контракта от 23.06.2005 г. N 08-8/735 ДИО издан приказ от 23.08.2016 N 1676, о замене стороны контракта на ФГКУ "ЦТУИО" и продлении срока его реализации до 31.12.2016.
При таких обстоятельствах, контракт от 03.03.2005 (реестровый номер 13-003735-5301- 0013-00001-05) заключен начальником КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России в отсутствие соответствующих полномочий, на заключение подобного рода контрактов.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ (в редакции, действующей на момент совершения сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ОАО "494 УНР" пояснило, что свидетельством о государственной регистрации права от 02.06.2004 N 77 АБ 285762 за Долгоруковской квартирно-эксплуатационной частью района КЭУ г. Москвы зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Строительство инвестиционного объекта осуществляется на земельном участке, находящимся в федеральной собственности, доказательств исполнения Правительством г. Москва своих обязательств в рамках реализации инвестиционного контракта от 03.03.2005 N 13-003735-5301-0013-00001-05 в редакции дополнительных соглашений от 10.04.2006 N 1, от 03.06.2009 и N 2, заключенного контракта по предоставлению земельного участка под застройку не представлено.
В доказательство исполнения контракта Правительство Москвы ссылается на освобождение МО от перечисления городу затрат на долевое участие в развитии социальной и инженерной инфраструктуры города, а также от передачи долевых средств при получении технических условий на присоединение к городским инженерным сетям.
При этом Правительством г. Москвы не представлен расчет затрат на долевое участие и передачи долевых средств, отсутствует размер освобождения от перечислений в денежном эквиваленте.
Затраты на подключение строящегося объекта к инженерным системам в полном объеме несет ОАО "494 Управление начальника работ", никаких освобождений Правительством г. Москвы не представлялось, что подтверждается представленными в материалы дела договорами с собственником инженерных сетей ПАО "МОЭК".
Строительство жилого комплекса по адресу: г.Москва, ул. Матросская Тишина, владение 10 осуществляется исключительно ОАО "494 Управление начальника работ" за счет собственных средств и средств привлеченных дольщиков согласно инвестиционного контракта N 08-8/735 от 23.06.2005 о застройке земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации и расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матросская Тишина, владение 10.
Заключенный между Правительством г. Москвы и Квартирно-эксплуатационным Управлением города Москвы инвестиционный контракт от 03.03.2005. N 13-003735- 5301-0013-00001-05 в редакции дополнительных соглашений от 10.04.2006 N 1 и от 03.06.2009 N 2, по своей правовой природе является договором простого товарищества, правоотношения сторон по которому регулируются положениями главы 55 ГК РФ "Простое товарищество".
Согласно п. 1 ст. 1040 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
В соответствии с п. 1 ст. 1041 ГК РФ вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
Таким образом, заключенный контракт не соответствует требованиям ст. 1041 ГК РФ и не содержит сведений о размере вклада Правительства г. Москвы в осуществление строительства инвестиционного объекта - жилых домов, встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилом доме, гараж-стоянки, объектов инженерно-коммунального назначения и иных объектов инфраструктуры но адресу: Матросская Тишина, вл. 10.
Предусмотренный п. 5.1.1. контракта протокол разграничения ответственности сторон по инженерному обеспечению контракта отсутствует, что свидетельствует о неисполнении со стороны Правительства г. Москвы взятых на себя обязательств по контракту.
Пунктами 1.8., 4.1.1., 5.1.2. контракта предусмотрено предоставление Правительством г. Москвы земельного участка под строительство на правах краткосрочной аренды.
При этом, договор аренды земельного участка, являющегося собственностью субъекта РФ (г. Москва), между сторонами контракта не заключался.
В соответствии с п. 2.3. контракта на момент его заключения на земельном участке, подлежащем комплексной реконструкции, расположены нежилые здания, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передислокации и сносу за счет собственных и привлеченных средств Министерства обороны.
Исходя из подп. 1 п. 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 ФЗ-137 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Свидетельством о государственной регистрации права от 02.06.2004 N 77 АБ 285762 за Долгоруковской квартирно-эксплуатационной частью района КЭУ г. Москвы зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Таким образом, строительство инвестиционного объекта осуществляется на земельном участке, находящимся в федеральной собственности.
При этом, доказательства исполнения Правительством г. Москва вклада своих обязательств в рамках реализации инвестиционного контракта от 03.03.2005 N 13-003735-5301-0013-00001-05 в редакции дополнительных соглашений от 10.04.2006 N 1 и от 03.06.2009N 2 заключенного контракта, а именно внесения вклада не представлено.
Как установлено Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о вовлечении земельного участка на условиях инвестиционного контракта от 03.03.2005 N 13-003735-5301-0013-00001-05 в редакции дополнительных соглашений от 10.04.2006 N 1 и от 03.06.2009 N 2 не издавалось и в материалы дела не представлено.
Согласно п. 1 Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 07.06.2005 N 735-р О строительстве жилого комплекса на двух земельных участках общей площадью 3,115 га, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Матросская Тишина, владение 10, дано согласие на предложение Долгоруковской квартирно-эксплуатационной части района КЭУ г. Москвы (заказчик) согласованное с Минобороны России, осуществить за счет инвестора, отобранного на конкурсной основе строительство жилого комплекса.
Право на заключение инвестиционного контракта предоставлено Долгоруковской квартирно-эксплуатационной части района КЭУ г. Москвы.
Таким образом, инвестиционный контракт от 03.03.2005 N 13-003735-5301- 0013-00001-05 в редакции дополнительных соглашений от 10.04.2006 N 1 и от 03.06.2009 N 2 заключен в отсутствие согласия лица, осуществляющего полномочия в отношении федерального имущества - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и в силу ст.ст. 120, 296, 298, 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.
Между Министерством обороны РФ в лице Долгоруковской квартирно- эксплуатационной части района КЭУ г. Москвы (заказчик) и ОАО "494 УНР" (инвестор) 23.06.2005 заключен инвестиционный контракт N 08-8/735 о застройке земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации и расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матросская Тишина, владение 10.
Предметом инвестиционного контракта N 08-8/735 является реализация инвестиционного проекта по застройке земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Матросская Тишина, владение 10, находящегося в собственности Российской Федерации и принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования Долгоруковской квартирно-эксплуатационной части района КЭУ г. Москвы со сносом зданий и сооружений, расположенных на указанном земельном участке.
Согласно п. 2.3. инвестиционного контракта N 08-8/735 в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных, заемных и (или) привлеченных финансовых средств в установленном контрактом порядке осуществить финансирование строительства 100% общей жилой и общей нежилой площади объекта, снос зданий и сооружений, расположенных на застраиваемом земельном участке.
В силу п. 6.3.8. инвестиционного контракта N 08-8/735 инвестор обязуется обеспечить собственными силами и/или силами привлеченных подрядных организаций строительство объекта в соответствии с действующими строительными нормами, стандартами, техническим условиями и спецификациями, указанными в проектной документации в установленные сроки.
Пунктом 4.3 инвестиционного контракта N 08-8/735 установлено, что после реализации инвестиционного контракта вновь созданное имущество распределяется: в собственность Российской Федерации с последующим закреплением в оперативное управление организаций Минобороны России подлежит передаче не менее 30% от общей площади квартир (не менее 13830 кв.м.), не менее 10 % от общей нежилой площади (не менее 448 кв.м.), в пользу ОАО "494 УНР" подлежит передаче не менее 70% от общей площади квартир (не менее 32270 кв.м.), не менее 90 % от общей нежилой площади (не менее 4032 кв.м.) и 100 % площади парковочных мест.
Инвестиционным контрактом N 08-8/735 предусмотрено строительство жилого комплекса общей площадью не менее 75 000 кв.м. (общая площадь жилых помещений, нежилых помещений и машиномест), в том числе не менее 442 парковочных машиномест (п. 2.2.).
В настоящее время построено и введено в эксплуатацию 45 134 кв.м. объекта (общая площадь жилых помещений, нежилых помещений и машиномест) жилого комплекса с подземной автостоянкой - корпуса 4 и 5 но ул. Матросская Тишина, вл.10 (строительный адрес), в том числе 221 парковочных машиномест.
Строительство 45 134 кв.м. объекта подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 25.12.2006, утвержденного начальником службы расквартирования и обустройства МО РФ от 30.12.2006 N 138; распоряжением префекта ВАО города Москвы от 31.01.2007 N 182-В-РП "О вводе в эксплуатацию законченного строительством жилого комплекса с подземным гаражом-автостоянкой по адресу: ул. Матросская Тишина, владение 10, корп.4,5"; распоряжениями префекта ВАО города Москвы от 19.07.2007 N 1055-В-РП и N 1054-В-РП "Об утверждении адреса здания жилого дома: Попов проезд, д.1, корп.1 и д.1, корп.2.".
Реализация инвестиционного контракта продолжается. На стадии строительства находятся корпуса 2 и 3 по ул. Матросская Тишина, вл.10 (строительный адрес), что подтверждается дополнительным соглашением N 5 от 10.04.2017 к инвестиционному контракту, разрешением на строительство N RU7197000-197/281 срок действия которого продлен до 30.12.2017; ордером (разрешением) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов от 13.01.2017 N 15030303/4 сроком действия до 30.12.2017.
С учетом построенных и введенных в эксплуатацию помещений, а также с учетом условий п. 4.3. инвестиционного контракта N 08-8/735 в собственность Российской Федерации с последующим закреплением в оперативное управление организаций Минобороны России передано: 7 нежилых зданий/помещений общей площадью 6897 кв.м. в соответствии с дополнительным соглашением N018/8 и актом приема-передачи от 20 марта 2006 года к инвестиционному контракту N08-8/735; 75 квартир общей площадью 6814,7 кв.м.: 17 квартир общей площадью 1831,3 кв.м. по адресу: г. Москва, Попов проезд, дом 1, корп.1 и 58 квартир общей площадью 4983,4 кв.м. по адресу: г.Москва, Попов проезд, дом 1, корп.2 в соответствии с дополнительным соглашением N01-16/53 и актом приема-передачи от 15 сентября 2008 года к инвестиционному контракту N08-8/735.
Доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, в связи с чем подлежат применению требования ст. 199 ГК РФ, необоснованны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В силу п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" требования о признании недействительной ничтожной сделки могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Аналогичные выводы содержатся в п. 101 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).
Течение срока исковой давности по названным требованиям, предъявленным лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала ее исполнения.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 181 ГК РФ, если ничтожная сделка не исполнялась, срок исковой давности по требованию о признании ее недействительной не течет.
Правительство Москвы доказательств, свидетельствующих об исполнении сделки (инвестиционного проекта от 03.03.2005) ее сторонами, в материалы дела не представило, в связи с чем оснований для применения срока исковой давности не имеется.
Доводы ответчика о применении ч. 1 ст. 181 ГК РФ при наличии требований о применении последствий ничтожности сделки ошибочны, поскольку для признания сделки ничтожной решение суда о ее ничтожности не обязательно.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции установил, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы ответчика относительно наличия полномочий Минобороны России на обращение в суд с настоящим иском в интересах Российской Федерации, являются необоснованными.
Пунктом 3 ст. 214 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п.п. 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение о Минобороны России), Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Минобороны России Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
До момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществлялись Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (в редакции, действовавшей на момент совершения сделки) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Таким образом, с 2009 года Минобороны России является полномочным органом от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2017 по делу N А40-54043/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
А.А. Комаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54043/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2018 г. N Ф05-7375/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство обороны РФ, Министерство оброны Российской Федерации
Ответчик: Квартироно-эксплуатационное управление г. Москвы Главного квартирно-эксплуатационного упралвения Министетства обопроны РФ, Правительство г. Москвы, Правительство Москвы
Третье лицо: ОАО "494 Управление начальника работ"