г. Томск |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А67-7659/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, А.Ю. Сбитнева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Левенко с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - Е.А. Симоновой по доверенности от 07.09.2017 (на 1 год), паспорт;
от заинтересованного лица - С.Э. Камышевой по доверенности от 09.02.2018 (на 1 год), паспорт;
от третьего лица - В.Р. Чулановой;
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Черемошники"
на решение Арбитражного суда Томской области от 20 декабря 2017 г. по делу N А67-7659/2017 (судья Ю.М. Сулимская)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Черемошники" (634009, Томская область, г. Томск, пер. Баранчуковский, 4, ОГРН 1087017007626, ИНН 7017208472)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, 41, ОГРН 1027000907944, ИНН 7021052041)
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Чулановой Валентины Романовны (г. Томск),
о признании незаконным предписания от 28.08.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Черемошники" (далее - ООО "Жилсервис "Черемошники", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 28.08.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чуланова Валентина Романовна (далее -третье лицо).
Решением суда от 20.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Жилсервис "Черемошники" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Положение N 45 от 01.06.2017 подлежит применению застройщиками, а также распространяет свое действие на отношения, в том числе многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию после 28.10.2017, в то время как многоквартирный дом по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 30А введен в эксплуатацию в 1972 году, в связи с чем к нему не подлежат применению нормы, закрепленные в Положении N 45 от 01.06.2017.
Общество полагает, что абонентский почтовый шкаф (почтовые ящики) относится к личному имуществу собственников и предназначен для его личного потребления. Установка почтовых ящиков не входит в минимальный перечень работ, утвержденный законодателем и является дополнительным видом работ, на которые должен устанавливаться целевой сбор, либо данные работы проводятся в рамках действующего тарифа, в случае если данного тарифа хватает в соответствии с планом ремонта общего имущества, который составляется, в том числе и с учетом мнения управляющей компании.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении; представитель Департамента против доводов жалобы возражал по изложенным в отзыве основаниям; третье лицо поддержало позицию Департамента.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 13.07.2017 в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области поступило обращение председателя совета дома по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 30 А, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества указанного дома, а именно, сломаны почтовые ящики.
На основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 01.08.2017 N Ч-3284, по обращению жильца многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 30А, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Жилсервис "Черемошники" по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома (ненадлежащее содержание почтовых ящиков), по результатам которой составлен акт от 28.08.2017 N Ч-3284.
В ходе проверки установлено, что обществом не выполнены работы по ремонту почтовых ящиков в сроки, утвержденные протоколом от 24.04.2017 N 1, чем нарушены положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 23.09.2003 N 170; Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2015 N 491; Жилищного кодекса Российской Федерации; Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; Федерального закона от 17.07.1999 "О почтовой связи".
28.08.2017 государственным жилищным инспектором Томской области ООО "Жилсервис "Черемошники" выдано предписание, согласно которому заявителю предписано в срок до 02.10.2017 устранить нарушения требований законодательства путем исполнения решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 30 А, оформленное протоколом от 24.04.2017 N 1, в части установки почтовых ящиков в количестве 152 шт.
Полагая указанное предписание инспекции незаконным, ООО "Жилсервис "Черемошники" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения ООО "Жилсервис "Черемошники" требований положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 23.09.2003 N 170; Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2015 N 491; Жилищного кодекса Российской Федерации; Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; Федерального закона от 17.07.1999 "О почтовой связи" подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии у Департамента правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания от 28.08.2017.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из заявления ООО "Жилсервис "Черемошники", предметом спора по настоящему делу выступает предписание Департамента, в котором обществу предписано устранить нарушения требований законодательства путем исполнения решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 30 А, оформленное протоколом от 24.04.2017 N 1, в части установки почтовых ящиков в количестве 152 шт.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 ЖК РФ.
В силу статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса договора управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество приняло на себя обязательства по предоставлению услуг по управлению поверенным жилым домом в соответствии с требованиями действующих правил и норм, из чего следует, что лицом, ответственным за содержание проверенного жилого дома, на момент проведения проверки, являлся заявитель.
Согласно статье 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1)).
Пунктом 17 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 18 Правил N 491, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Состав общего имущества многоквартирного дома предусмотрен статьей 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил N 491, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В силу пункта 1.1 Правил N 170 требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правилами N 170 прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома.
На основании договора от 29.01.2015 управления многоквартирным домом, заявитель является организацией, управляющей многоквартирным домом N 30А по улице Героев Чубаровцев в городе Томске.
Данное обстоятельство лицами, участвующим в деле, не оспаривается.
Согласно пункту 3.1 договора управления собственник поручает, а управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, в силу вышеприведенных правовых норм, а также на основании договора от 29.01.2015 управления многоквартирным домом заявитель обязан содержать в надлежащем состоянии общее имущество многоквартирного дома и предпринимать меры по недопущению и устранению нарушений в отношении общего имущества многоквартирного дома.
Материалами дела подтверждается, что собственники помещений в соответствии с протоколом общего собрания от 24.04.2017 N 1 приняли решение об утверждении плана по текущему ремонту общего имущества на 2017 г., в котором, в том числе утверждены работы по установке почтовых ящиков (152 шт.) со сроком выполнения - 2 квартал 2017 года.
Вместе с тем по результатам проверки установлено, что работы по установке почтовых ящиков не выполнены.
В обоснование своей позиции управляющая компания указывает, что почтовые ящики не входят в состав общего имущества, поскольку почтовый ящик предназначен для обслуживания конкретного адресата, гражданина.
Указанные доводы были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Так, согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе включены иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 2 Правил N 491 Правил установлено, что перечень общего имущества не является исчерпывающим.
В целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также обеспечения контроля за состоянием указанного имущества на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2007 N 45 утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирным домом.
Поскольку раздел 3.15 "Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющийся приложением к указанному Положению, содержит рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов, суд пришел к обоснованному выводу, что абонентские почтовые шкафы подлежат отнесению к иным объектам общего имущества многоквартирного дома.
Под абонентским почтовым шкафом в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи (далее - Закон N 176-ФЗ) понимается специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.
Согласно статье 31 Закона N 176-ФЗ абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Департаментом установлено и материалами дела подтверждается, что абонентские почтовые ящики находятся на лестничных клетках указанного в предписании жилого дома.
При этом, согласно разделу второму Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
При таких обстоятельствах, поскольку почтовые ящики, находятся на лестничных клетках подъездов жилого дома N 30А, расположенного на ул. Героев Чубаровцев, не являются частью (не входят в границы) квартир, располагаются на лестничной площадке, находящейся в общем доступе, представляет собой единую конструкцию, а также предназначены для обслуживания более одного жилого помещения в многоквартирном доме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что почтовые ящики входят в состав общего имущества указанного дома.
Судом также правомерно отмечено, что обязательства управляющей компании по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества вытекают из положений действующего законодательства, приведенных выше, и подлежат выполнению независимо от того, поименованы ли они в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Таким образом, управляющая компания обязана принять меры к выполнению работ, согласованных и утвержденных собственниками на общем собрании, независимо от того, конкретизированы ли они в минимальном перечне.
Установив данные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт нарушения ООО "Жилсервис "Черемошники" требований положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 23.09.2003 N 170; Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2015 N 491; Жилищного кодекса Российской Федерации; Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; Федерального закона от 17.07.1999 "О почтовой связи" подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии у Департамента правовых оснований для выдачи оспариваемого Предписания от 28.08.2017.
Оснований для переоценки указанного вывода суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оценивая иные доводы заявителя, апелляционный суд отклоняет их, так как они не обоснованы заявителем со ссылками на конкретные обстоятельства, требующие проверки и оценки, не подтверждены соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем данные утверждения апеллянта сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания инспекции положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
При обращении ООО "Жилсервис "Черемошники" в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступило платежное поручение от 16.01.2018 N 15 об уплате государственной пошлины на сумму 3 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) и пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб., на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 20 декабря 2017 г. по делу N А67-7659/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Черемошники" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Черемошники" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 16.01.2018 N 15.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7659/2017
Истец: ООО "Жилсервис "Черемошники"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
Третье лицо: Чуланова Валентина Романовна