г. Хабаровск |
|
26 февраля 2018 г. |
А73-6989/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Архипенко С.А., представителя по доверенности от 19.12.2017 N 25 (сроком по 31.12.2018);
от Товарищества собственников жилья "Степная": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Степная"
на решение от 28.12.2017
по делу N А73-6989/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А. В.
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Товариществу собственников жилья "Степная"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Дальневосточное управление Ростехнадзора; административный орган; Управление Ростехнадзора; Управление) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Товарищества собственников жилья "Степная" (далее - ТСЖ "Степная", ТСЖ, товарищество) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.12.2017 ТСЖ "Степная" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 руб. в доход федерального бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Степная" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель жалобы утверждает о том, что: ТСЖ "Степная" не является субъектом административной ответственности, так как МКД N 93 по ул. Большая на момент обнаружения факта совершения административного правонарушения управлялся ООО УК "Любимый город"; судом первой инстанции не были установлены характер и размер ущерба, причиненного общественным отношениям, в связи с совершением правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу Управление Ростехнадзора доводы жалобы отклонило, считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Вместе с отзывом в суд поступили дополнительные документы (поименованы в приложении к отзыву).
Представитель ТСЖ, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя товарищества.
В судебном заседании представитель административного органа выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить решение суда в силе как законное и обоснованное, пояснил, что документы, приложенные к отзыву, представлены на обозрение суду (в опровержение довода заявителя жалобы о том, что он не является субъектом административной ответственности в рассматриваемом споре).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, обозрев документы, приложенные к отзыву, возвратил их в зале судебного заседания представителю административного органа.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Степная" зарегистрировано 04.04.2013 ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1132724004863 ИНН 2724175866.
На основании распоряжения от 18.04.2017 N Р-А71-376 Дальневосточным управлением Ростехнадзора в период с 17.05.2017 по 19.05.2017 проведена плановая выездная проверка ТСЖ "Степная" с целью контроля исполнения ранее выданного Управлением предписания от 13.04.2017 N П-Р-А71-307-02-01 об устранении нарушений требований федеральных законов и технических регламентов и иных обязательных требований, определенных нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами по эксплуатации лифтов.
В ходе проведения проверки, результаты которой зафиксированы в акте N А-Р-А71-376-02-01 от 19.05.2017, административным органом установлено невыполнение ТСЖ в установленный срок - до 15.05.2017, законного предписания Дальневосточного управления Ростехнадзора от 13.04.2017 N П-Р-А71-307-02-01, а именно: ответственный за организацию безопасной эксплуатации лифтов должен быть обучен и аттестован в установленной законодательством Российской Федерации форме (нарушение статьи 5 TP ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 11.2.3 ГОСТ Р 55964-2014); ответственный за организацию безопасной эксплуатации лифтов не назначен приказом (нарушение статьи 5 TP ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012); отсутствует должностная инструкция по выполнению обязанности ответственного за организацию безопасной эксплуатации лифтов (нарушение статьи 5 TP ТС 011/2011 "Безопасность лифтов". п. 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012); на лифте с per. N Л-1449 не проведена оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы (нарушение пункта 5 статьи 6 TP ТС 011/201 "Безопасность лифтов"); не представлены руководство (инструкция) по эксплуатации лифтов (нарушение пункта 3 статьи 3 TP ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", абзаца 4 пункта 10.4 ГОСТ Р 55964-2014); в паспортах отсутствует запись о проведении освидетельствования, которая проводится не реже чем один раз в 12 месяцев. (Последняя запись 2013 год), не представлены акты освидетельствования (нарушение пункта 4 статьи 6 TP ТС 011/2011 "Безопасность лифтов").
Уведомлением от 19.05.2017 ТСЖ извещено о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 24.05.2017 в 10-00 (вручено председателю ТСЖ Журавлевой Т. Ю. 19.05.2017).
По данному факту 24.05.2017 государственным инспектором Дальневосточного управления Ростехнадзора Архипенко С.А., в отношении ТСЖ "Степная", в отсутствие его представителя, при надлежащем извещении товарищества, составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2017 N 036-02-01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений; техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824 утвержден Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов" (далее - ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов"), в силу статьи 1 которого, его действие распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза; действие этого Технического регламента распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности); настоящий Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке; сопроводительная документация включает в себя, в том числе руководство (инструкцию) по эксплуатации.
В силу статьи 5 TP ТС 011/2011 соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом Таможенного союза стандартов; выполнение на добровольной основе требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом стандартов свидетельствует о соответствии лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям настоящего технического регламента.
Пунктом 11.2.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 06.03.2014 N 93-ст, предусмотрено, что специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 6 TP ТС 011/2011 оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза; оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза; результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.
В силу пункта 4.3.2 ГОСТ Р 55964-2014. "Лифты. Общие требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов", владелец лифта обеспечивает: а) поддержание лифта в безопасном работоспособном состоянии - для выполнения этой задачи владелец может привлекать специализированную лифтовую организацию по техническому обслуживанию лифта; б) соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных документов в области технического обслуживания лифтов; в) регулярное техническое обслуживание лифта с момента ввода его в эксплуатацию; г) привлечение к техническому обслуживанию лифтов на объекте предпочтительно одной организации по техническому обслуживанию лифтов; д) обеспечение в течение 24 ч двусторонней переговорной связи кабины с помещением для персонала на лифтах, предназначенных для перевозки людей; е) недопущение использования лифта по истечении назначенного срока службы без проведения оценки соответствия, модернизации или замены лифта; ж) прекращение использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций; и) информирование организации по техническому обслуживанию лифта: 1) об обнаружении нарушений нормальной работы лифта или опасных изменениях в условиях эксплуатации; 2) о прекращении использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций; 3) о проведении обученным персоналом владельца эвакуации людей из кабины; 4) о любом планируемом изменении в конструкции лифта или условий эксплуатации (примечание - владелец лифта должен получить от организации, осуществляющей изменения в конструкции лифта, инструкцию по техническому обслуживанию; 5) о планируемом проведении третьей стороной инспекции освидетельствования или других работ на лифте, не связанных с техническим обслуживанием; 6) о планируемом выводе лифта из эксплуатации на длительное время; 7) о планируемом вводе лифта в эксплуатацию после длительного периода его вывода из эксплуатации; 8) об эвакуационных путях из здания в случае возникновения пожара; 9) о месте хранения ключей от помещений в здании; 10) о персонале, который в случае необходимости должен сопровождать работников организации по техническому обслуживанию при доступе к лифтовому оборудованию; 11) о персональных защитных средствах, которые в случае необходимости должны использоваться на путях доступа к лифтовому оборудованию и о месте хранения этих средств; к) учет результатов оценки риска, выполненных организацией по техническому обслуживанию (см. перечисление г) 4.3.3 и 5.1); л) обеспечение выполнения оценки рисков при техническом обслуживании: 1) если происходит замена организации по техническому обслуживанию, 2) если изменяются условия использования здания и/или лифта, 3) при проведении существенной модернизации или замены лифта или реконструкции здания, 4) если на лифте произошел инцидент; м) выполнение рекомендаций, полученных на основе анализа рисков, касающихся: 1) доступности помещений, предназначенных для размещения лифтового оборудования, 2) информированности персонала, имеющего доступ к помещениям лифта, о любых возможных опасностях, 3) осуществления всех мероприятий, вытекающих из результатов выполненного владельцем анализа рисков; н) доступность для пользователей лифта информации о наименовании, адресе, телефоне организации по техническому обслуживанию лифта путем размещения ее на видном месте; п) доступность в любое время только для обслуживающего персонала ключей от машинного и блочного помещений, аварийных дверей; р) безопасный доступ в здание и к лифту персонала организации, осуществляющей эвакуацию людей из кабины лифта; с) безопасный и свободный от препятствий доступ в рабочие помещения и в рабочие зоны обслуживающего персонала, а также информирование организации по техническому обслуживанию о любых опасностях или изменениях в рабочих помещениях или на путях доступа в рабочие помещения; т) периодические проверки функционирования лифта, а также исправности оборудования (если эти проверки не включены в перечень работ организации по техническому обслуживанию): 1) дверей шахты, 2) сигнальных устройств, 3) кнопок вызова на этажах, 4) кнопок приказов в кабине, 5) устройства контроля дверного проема, 6) двусторонней переговорной связи, 7) оборудования освещения кабины, 8) устройства реверса дверей лифта, 9) информационных знаков.
В соответствии с пунктом 10.4 ГОСТа Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", специализированная организация должна: назначить специалистов, ответственных за организацию выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля; назначить персонал и возложить на него выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля; обеспечить специалистов должностными инструкциями, а персонал производственными инструкциями и инструкциями по охране труда; обеспечить своевременное, качественное и в полном объеме выполнение работ в соответствии или с руководством по эксплуатации, или с системой планов предупредительных ремонтов лифтов, на которые отсутствует руководство по эксплуатации; обеспечить своевременную подготовку и аттестацию специалистов и персонала в установленном порядке; обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, инструментом, приспособлениями и приборами, необходимыми для обеспечения безопасного производства работ; разместить: в кабине лифта или на основном посадочном этаже "Правила пользования лифтом"; на основном посадочном этаже/площадке информацию о специализированной организации с указанием телефонов, по которым осуществляется вызов персонала, осуществляющего ремонт лифтов; в случае угрозы жизни и здоровью людей незамедлительно информировать владельца о необходимости приостановить использование лифта по назначению; информировать владельца о необходимости приостановить использование по назначению лифта, у которого истек назначенный срок службы; в разделе паспорта лифта "Сведения о ремонте и модернизации" указывать сведения о замененном оборудовании с указанием типа или обозначения и заверять их подписью уполномоченного представителя специализированной организации; - информировать владельца лифта о принятии новых нормативно- правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования к лифтам и эксплуатации лифтов.
В силу части 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении законного предписания органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, и связанным с требованиями к продукции процессам реализации в установленный срок.
Поскольку, по результатам проведения проверочных мероприятий установлено, что ТСЖ предписание от 13.04.2017 N П-Р-А71-307-02-01 по исполнению требований статей 3, 5 и 6 TP ТС 011/2011 "Безопасность лифтов"; п. 11.2.3, п. 10.4 ГОСТ Р 55964-2014; п. 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012, не выполнено, и это подтверждается актом проверки от 19.06.2017, протоколом об административном правонарушении от 24.05.2017 и иными материалами дела, то арбитражный суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств принятия ТСЖ "Степная" всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения указанного выше предписания административного органа в установленный срок
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях товарищества как состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, так и его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, как следует из материалов дела, постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 N 06АП-4379/2017 оставлено в силе решение Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5299/2017 от 07.07.2017 г., которым ТСЖ "Степная" привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предыдущего предписания Управления Ростехнадзора от 10.03.2017 N П-Р-А71-181-02-01, содержащего, помимо прочего, указание на обязанность ТСЖ исправить нарушения, которые впоследствии поименованы в предписании Управления от 13.04.2017 N П-Р-А71-307-02-01.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не выявлены.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ТСЖ "Степная" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, связанных с требованиями вышеприведенного законодательства - допущенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, связанных с охраной жизни и здоровья граждан, в связи с чем, носит общественно опасный характер.
Срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не пропущен.
Вместе с тем, при определении размера наказания суд первой инстанции принял во внимание тяжелое финансовое и имущественное положение товарищества, а так же то обстоятельство, что ТСЖ на момент вынесения настоящего решения исполнило требование ранее выданных предписаний Управления, в связи с чем, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, правомерно счел возможным применить наказание ниже минимального размера, установленного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, что составило 150000 руб.
Довод товарищества о том, ТСЖ "Степная" не является субъектом административной ответственности, был исследован судом первой инстанции и получил надлежащую оценку (стр. 11-14 решения), не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 декабря 2017 года по делу N А73-6989/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.