г. Ессентуки |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А63-10019/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2017 по делу N А63-10019/2017 (судья Быкодорова Л.В.)
по заявлению управления ветеринарии Ставропольского края (г. Ставрополь),
к закрытому акционерному обществу "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" (г. Москва, ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110),
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ,
в судебном заседании участвуют:
от закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" - Сысов А.Г. по доверенности N 1/10 от 17.10.2016,
УСТАНОВИЛ:
управление ветеринарии Ставропольского края (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к закрытому акционерному обществу "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" (далее - общество, заинтересованное лицо), о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2017 требования заявителя удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 04.05.2017 управлением проведена проверка в отношении общества.
В ходе проверки управлением произведены осмотры помещений и территорий общества, результаты которых отражены в протоколах от 05.06.2071 N АК/17-0004; от 07.06.2017 N АК/17-0005; от 07.06.2017 N АК/17-0006 из которых видно, что в период с 05.06.2017 по 07.06.2017 общество по адресам: г. Ставрополь, ул. Артема, 49, г. Ставрополь, ул. Бруснева, 11 Б, г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 38 А осуществляло процессы переработки (обработки) продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой продукции с последующей реализацией пищевой продукции без регистрации производственного объекта. Так согласно бракиражным листам от 01.05.2017, 10.05.2017, 12.05.2017, 13.05.2017, 15.05.2017 изготовлена пищевая продукция, чем нарушены статьи 13, 18 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", статьи 31, 32 "ТР ТС 021/2011. Технического регламента Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
21.06.2017 усмотрев в действиях (бездействии) общества признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, управление составило протокол об административном правонарушении N АК/17-00 33.
На основании изложенного, управление обратилось в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях общества.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
В статье 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N4979-1) указано, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Согласно статье 18 Закона N 4979-1 владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Статьей 3 Закона N 4979-1 к полномочиям Российской Федерации отнесены, в том числе: создание федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляет, в том числе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии (статья 1 Закона N 4979-1).
В соответствии с п. 1 ст. 31 "ТР ТС 021/2011 Технический регламент таможенного союза О безопасности пищевой продукции" (далее- ТР ТС 021/2011) участник хозяйственной деятельности имеет право осуществлять процессы производства (изготовления) пищевой продукции, указанные в статье 32 данного технического регламента, на таможенной территории Таможенного союза только после государственной регистрации производственных объектов, на которых осуществляются данные процессы производства (изготовления).
Согласно п. 2 ст. 31 ТР ТС 021/2011 государственная регистрация производственных объектов осуществляется уполномоченным государством - членом Таможенного союза органом на основании заявления о государственной регистрации производственного объекта, направляемого участником хозяйственной деятельности.
На основании ст. 32 ТР ТС 021/2011 государственной регистрации подлежат производственные объекты, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, а именно следующие процессы производства (изготовления) пищевой продукции: убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка) продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой продукции; прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или) их переработка (обработка) при производстве (изготовлении) молочной продукции; производство (изготовление) и переработка (обработка) яиц сельскохозяйственной птицы и продуктов их переработки; производство (изготовление) и переработка (обработка) продукции аквакультуры и улова водных биологических ресурсов (нерыбные объекты промысла), за исключением продукции растительного происхождения.
В соответствии со ст. 34 ТР ТС 021/2011 фактом государственной регистрации производственного объекта является присвоение производственному объекту идентификационного номера и включение сведений о производственном объекте в реестр производственных объектов по производству пищевой продукции, подлежащих государственной регистрации. По желанию заявителя ему может быть выдана выписка из реестра производственных объектов по производству пищевой продукции, подлежащих государственной регистрации (далее - выписка), установленной формы.
Производственные объекты, которые подлежат государственной регистрации определены ст. 32 ТР ТС 01/2011, в соответствии с которой, государственной регистрации подлежат производственные объекты, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, а именно следующие процессы производства (изготовления) пищевой продукции: убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка) продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой продукции.
В ТР ТС 021/2011 даны следующие определения: переработка (обработка) - тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов; процесс производства (изготовления) пищевой продукции совокупность или сочетание последовательно выполняемых различных технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции.
Понятие "продукт убоя" раскрыто в "ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции", где под ним понимается непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включающая мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье.
В соответствии с п. 1 положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Пунктами 5, 5.3 Положения предусмотрено, что Россельхознадзор осуществляет следующие полномочия: в том числе, регистрирует объекты надзора в установленной сфере деятельности.
Следовательно, органом по регистрации производственных объектов является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Россельхознадзором разработана федеральная информационная система "Цербер". Данная автоматизированная система позволяет контролировать и вести учет юридически значимых действий в области ветеринарного надзора, путем автоматизации процесса сбора и анализа информации о поднадзорных объектах, с учетом всех этапов надзорных мероприятий и формированием соответствующих документов.
Доступ к указанной информационной системе имеется у всех хозяйствующих субъектов на официальном сайте Россельхознадзора (Россельхознадзор - Ветис - Цербер - Цербер - Для участников ВЭД).
В данной информационной системе возможно получение подробной информации о порядке производственной регистрации производственных объектов, о процедуре регистрации (в "Справочная система"), подробной пошаговой инструкции по регистрации производственных объектов, а так же возможно в электронном виде подать заявку на регистрацию производственного объекта.
Заявитель так же может направить заявление о государственной регистрации производственного объекта в орган по регистрации производственных объектов по месту планируемого начала осуществления процессов производства (изготовления) пищевой продукции, в соответствии с п. 3 ст. 32 ТР ТС 021/2011, то есть в территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю.
Обследования на предмет соответствия хозяйствующих субъектов требованиям Технических регламентов Таможенного союза (ст. 31, 32 ТР ТС 021/2011) проводятся специалистами Россельхознадзора и органа исполнительной власти субъекта в области ветеринарии, которым на территории Ставропольского края является управление ветеринарии Ставропольского края.
Данные результатов обследований направляются для последующей регистрации в Россельхознадзор, которым в последующем проводится регистрация производственного объекта и размещение информации о производственном объекте в федеральной информационной системе "Цербер".
Таким образом, действующим законодательством четко регламентирован порядок государственной регистрации производственных объектов, и установлены категории производственных объектов, которые подлежат такой регистрации.
Материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении, подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований вышеупомянутых правовых норм и невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин, общество в материалы дела не представило.
Таким образом, вина общества в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела.
При назначении административного наказания судом первой инстанции учтены характер совершенного административного правонарушения, отягчающие вину обстоятельства в виде неоднократного привлечения к административной ответственности за однородные правонарушения (решения Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2017 по делу N А63-3473/2017, от 31.03.2017 по делу N А63-15/2017, от 23.01.2017 по делу N А63-14865/2016, от 22.08.2017 по делу N А63-11912/2017) и назначено максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого решения не истек.
Ссылка апеллянта на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2018 по делу N А40-163445/17-1491559 является необоснованным, поскольку его предметом являются иные отношения в сфере общественного питания, а не производство мясных продуктов.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2017 по делу N А63-10019/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.