г. Томск |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А27-18660/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Л.А. Колупаевой, А.Ю. Сбитнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Ю. Горецкой с использованием средств аудиозаписи
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.С. Лукьянчикова по доверенности N 16/08/2017 от 16.08.2017 (на 1 год), паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 ноября 2017 года по делу N А27-18660/2017 (07АП-11611/17)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергоуголь" (650000, г. Кемерово, ул. Рудничная, д. 5, оф. 6, ОГРН 11642050576646 ИНН 4205325279)
к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, д.5, ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоуголь" (далее - заявитель, ООО "Энергоуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного уведомлением N 74-06-2510 от 14.04.2015 и обязании предоставить в аренду лесной участок с кадастровым номером 42:09:0000000:3190, площадью 55643 кв.м.
Решением от 07.11.2017 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены: уведомление N 01-15/3745 Департамента лесного комплекса Кемеровской области об отказе в предоставлении государственной услуги от 05.07.2017 признано незаконным; на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Энергоуголь" путем предоставления обществу в установленном законом порядке в аренду участка с кадастровым номером 42:09:0000000:3190, площадью 55643 кв.м. категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: разработка месторождения полезных ископаемых; с Департамента в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей; ООО "Энергоуголь" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что испрашиваемый лесной участок расположен за границами лицензионного участка, возможность размещение отвалов горных работ на испрашиваемом лесном участке зависит от правового режима конкретного лесного участка, сведения о наличии особо защитных участков леса отражены в материалах лесоустройства 2009 года с имеющимися параметрами особо защитных участков леса, нанесенными на картографический материал и характеристиками, отраженными в таксационном описании, а также в проектной документации, статус особо защитных участков леса содержится в государственном лесном реестре, в связи с чем испрашиваемый в аренду лесной участок частично находятся в границах особо защитных участков леса и не может быть выделен заявителю. Кроме этого, заявитель апелляционной жалобы считает, что обжалуемым судебным актом затронуты интересы лица, не привлечённого к участию в деле, - Федерального агентства лесного хозяйства, как органа уполномоченного на выделение особо защитных участков леса.
От ООО "Энергоуголь" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель, ссылаясь на недоказанность отнесения испрашиваемого в аренду лесного участка к особо защитным участкам леса, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268, частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установил наличия оснований для отмены решения суда первой инстанции и для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку принятый судебный акт непосредственно не затрагивает права или обязанности Федерального агентства лесного хозяйства (определение апелляционного суда от 18.01.2018).
В целях всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела и проверки доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд в порядке части 5 статьи 66 АПК РФ запросил у Федерального агентства лесного хозяйства информацию по вопросу принятия в отношении спорного лесного участка решения о выделении особо защитных участков леса на территории Новокузнецкого лесничества Кемеровской области и установления их границ, том числе по местоположению: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество, урочище "Сельское", квартал N 6 (выделы 26,27,29), квартал N 8 (выделы 8, 9).
Определение апелляционного суда судебное разбирательство откладывалось до 15.02.2018 9 час. 15 мин.
Во исполнение определения апелляционного суда от 18.01.2018 от Федерального агентства лесного хозяйства поступило ходатайство о приобщении к материалам дела приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2017 N 646 "О выделении особо защитных участков лесов на территории Костенковского и Пригородного участковых лесничеств Новокузнецкого лесничества Кемеровской области и установлении их границ на участках".
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 66, 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в абзаце пятом пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления, приобщил к материалам дела сообщение Федерального агентства лесного хозяйства, оформленное ходатайством, и приложенный к нему приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2017 N 646 "О выделении особо защитных участков лесов на территории Костенковского и Пригородного участковых лесничеств Новокузнецкого лесничества Кемеровской области и установлении их границ на участках" в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, о чем вынесено протокольное определение от 15.02.2018.
От Федерального агентства лесного хозяйства поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, обоснованное недостаточностью времени для подготовки мотивированного отзыва на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции не рассматривает поступившее от Федерального агентства лесного хозяйства ходатайство об отложении судебного разбирательства, поскольку оно не является лицом, участвующим в деле, в связи с чем не имеет возможности реализовывать в настоящем деле процессуальные права, предоставленные статьей 41 АПК РФ, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания от 15.02.2018.
Департамент лесного комплекса Кемеровской области о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направил. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд счел возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель общества доводы отзыва поддержал, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; пояснил суду, что испрашиваемый лесной участок площадью 55643 кв.м. соответствует участку леса по местоположению: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество, урочище "Сельское", квартал N 6 выдел 27.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя по доводам отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 27.07.2016 ООО "Энергоуголь" получена лицензия на право пользования недрами КЕМ 01965 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча каменного угля на участке Подгорный Бунгурского каменноугольного месторождения, участок недр расположен на 7 км юго-западнее г. Новокузнецка Кемеровской области Российской Федерации; расположенного на территории Новокузнецкого муниципального района; дата окончания действия лицензии 20.10.2025 (л.д. 82 т. 1).
Право пользования недрами на участке недр предоставлено недропользователю в порядке переоформления лицензии КЕМ 13442 ТЭ от 30.12.2005 в соответствии с абзацем 7 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в связи с передачей прав пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом (л.д. 94-98 т. 1).
Участок недр имеет статус горного отвода; на участке Подгорном Бунгурского каменноугольного месторождения находятся участки лесного фонда (Приложения N N 3,6 к лицензии КЕМ 01965 ТЭ, л.д. 99-100, 105-116 т. 1).
В соответствии с Приказом Департамента N 01-06/2685 от 07.12.2016 был образован земельный участок площадью 92 426 кв.м. с разрешенным видом использования: разработка месторождений полезных ископаемых (л.д. 69 т. 1).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 42:09:0000000:3190 площадью 92 378 кв.м., разрешенное использование: разработка месторождений полезных ископаемых (кадастровый паспорт земельного участка от 21.12.2016 N 4200/001/16-779514, л.д. 70 т.1).
Приказом Департамента N 01-06/319 от 17.02.2017 (л.д. 71-72 т. 1) утверждена проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка общей площадью 36 785 кв.м, состоящего из двух участков:
- участок площадью 2387 кв.м, образуемый при разделе земельного участка с кадастровым номером 42:09:0000000:3190;
- участок площадью 34398 кв.м, образуемый при разделе земельного участка с кадастровым номером 42:09:0000000:3190.
Установлено местоположение образуемых участков:
- лесного участка площадью 2387 кв.м, имеющего местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество "Сельское", квартал 6, выдел 29;
- лесного участка площадью 34398 кв.м, имеющего местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество "Сельское", квартал 6 (выделы 26,29), квартал 8 (выделы 8,9).
Вид разрешенного использования образуемых участков: разработка месторождений полезных ископаемых.
Земельный участок с кадастровым номером 42:09:0000000:3190 сохранен в измененных границах без изменения вида разрешенного использования.
Лесной участок с кадастровым номером 42:09:0000000:3190 в измененных границах был поставлен на кадастровый учет, площадь участка составила 55 643 кв.м, вид разрешенного использования: разработка полезных ископаемых (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 06.06.2017 N 99/2017/19424460, л.д. 27 т. 1).
06.06.2017 общество обратилось в Департамент с заявлением на заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона с целью предоставления лесного участка кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 42:09:0000000:3190 площадью 55643 кв.м для разработки месторождений полезных ископаемых (отвал), срок использования - до 20.10.2025 ( на срок лицензии на использование недра и КЕМ 01965 ТЭ от 27.07.2016).
Уведомлением N 01-15/3745 от 05.07.2017 Департамент со ссылкой на часть 2.1 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации отказал в предоставлении лесного участка в связи с тем, что часть испрашиваемого лесного участка находится в границах особо защитных участков лесов (далее - ОЗУ): участки леса вокруг сельских населенных пунктов п. Рассвет.
Не согласившись с отказом Департамента в предоставлении испрашиваемого лесного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент не представил доказательств того, что особо защитный участок, расположенный на спорном лесном участке, выделен и его границы определены в установленном законом порядке, оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Из положений статей 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия решений закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов, участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделения лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платности использования лесов.
В пункте 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
В силу части 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.
Пунктами 1 и 2 части статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
В части 3 статьи 102 ЛК РФ содержится указание на возможное отнесение участков к особо защитным участкам леса; участки леса вокруг сельских населенных пунктом отдельно не выделены, вместе с тем, могут устанавливаться и другие особо защитные участки леса (пункт 7 части 3).
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 ЛК РФ).
При этом, частью 7 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Данным Перечнем отвалы отнесены к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 2), а также к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 2.2).
В связи с этим, размещение отвала в эксплуатационных лесах, на участках леса относящихся к особо защитным участкам леса, противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением.
Согласно части 6 статьи 102 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Пунктом 39 статьи 81 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
На дату обращения с заявлением на заключение договора аренды таким государственным органом являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, что следует из положений 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства.
Таким образом, Департамент не осуществляет отнесение лесов к особо защитным участкам леса, а использует материалы лесоустройства с имеющимися параметрами ОЗУ, нанесенными на картографический материал и характеристиками, отражёнными в таксационном описании.
Из материалов дела следует и представителем общества подтверждено в судебном заседании апелляционной инстанции (15.02.2018), что испрашиваемый лесной участок с кадастровым номером 42:09:0000000:3190 площадью 55 643 кв.м. соответствует местоположению: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество "Сельское", кварталу 6 выделу 27, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 42:09:0000000:3190 площадью 92 378 кв.м. на лесной участок общей площадью 36 785 кв.м и лесной участок в измененных границах общей площадью 55 643 кв.м, испрашивался обществом в целях размещения отвала при разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с представленной в материалы дела проектной документацией лесного участка, она разработана на основании материалов лесоустройства 2009 года, в приложении N 5 которой отражены сведения об особо защитном участке леса в квартале 6 выдел 27 площадью 5,5642 га, в приложении N7 отражены сведения об объектах, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на проектируемом лесном участке, в том числе: Новокузнецкое лесничество Пригородное "Сельское" урочище лесной квартал 6 лесотаксационные выделы 26, 27, 29, объект - "отвал", Новокузнецкое лесничество Пригородное "Сельское" урочище лесной квартал 8 лесотаксационный выдел 8, объект - "отвал", общей площадью 7,7583 га.
Согласно части 1, 3 статьи 6, статьей 7, 67 - 68.2 ЛК РФ границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно части 1 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В соответствии с пунктом 4 части 2 данной статьи в государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе об особо защитных участках лесов.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый лесной участок относится к эксплуатационным лесам (таблица 2.4.1, л.д. 134 - оборотная сторона т. 1; л.д. 135 - оборотная сторона т. 1; приложение к проектной документации лесного участка N N 1,2, л. д. 136 - оборотная сторона т. 1).
Факт отнесения выдела 27 квартала 6 Сельского урочища Пригородного участкового лесничества Новокузнецкого лесничества Кемеровской области к особо защитным участкам леса - "участки леса вокруг сельских населенных пунктов" подтверждается таксационными описаниями, выполненными ФГУП "РОСЛЕСИНФОРГ" "ЗАПСИБЛЕСПРОЕКТ" в 2010 году по состоянию на 01.01.2009 год.
Наличие статуса особо защитного участка леса подтверждается выпиской из государственного лесного реестра, являющейся приложением N 9 к проектной документацией лесного участка в целях использования лесов ООО "Энергоуголь" площадью 9,2426 га для разработки месторождений полезных ископаемых на территории Новокузнецкого лесничества Кемеровской области, утвержденной приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 07.12.2016 N 01-06/2685 "Об утверждении проектной документации", где в разделе 3.6 "Особо защитные участки лесов" в отношении лесотаксационного выдела 27 квартала 6 Пригородного "Сельского" урочища Новокузнецкого лесничества, общей площадью 5,5642 га отражена информация о наименовании особо защитного участка леса - "участки леса вокруг сельских населенных пунктов" (л.д. 139-140 т.1).
Доказательств, опровергающих статус испрашиваемого лесного участка площадью 55 643 кв.м. (местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество "Сельское", квартал 6 выдел 27) как особо защитный участок леса - "участки леса вокруг сельских населенных пунктов", материалы дела не содержат.
При наличии указанных документов, содержащих сведения о выделении особо защитного участка леса в квартале 6 выдел 27 Сельского урочища Пригородного участкового лесничества Новокузнецкого лесничества Кемеровской области, и требований части 2 статьи 65 АПК РФ, согласно которой определение предмета доказывания, то есть совокупности обстоятельств, которые необходимо установить для вынесения законного и обоснованного судебного акта, является компетенцией суда, рассматривающего дело, суд первой инстанции был не вправе признать незаконным оспариваемый отказ Департамента со ссылкой на то, что в материалы дела не представлено доказательств как о выделении Рослесхозом особо защитных участков на территории спорного лесного участка, так и о направлении материалов для выделения особо защитных участков лесов на территории Новокузнецкого лесничества, поскольку Департамент не наделен полномочиями проверки достоверности содержащихся в государственном лесном реестре сведений, в том числе по вопросу законности включения в реестр сведений о лесных участках с присвоением им особого статуса.
На основании изложенного доводы заявителя о том, что Департамент обязан был представить доказательства правомерности включения в государственный лесной реестр испрашиваемого лесного участка с кадастровым номером 42:09:0000000:3190 площадью 55 643 кв.м. местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество "Сельское", квартал 6 выдел 27 со статусом особо защищенный участок леса судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
В целях проверки доводов Департамента суд апелляционной инстанции в порядке части 5 статьи 66 АПК РФ запросил у Федерального агентства лесного хозяйства информацию по вопросу принятия в отношении спорного лесного участка решения о выделении особо защитных участков леса на территории Новокузнецкого лесничества Кемеровской области и установления их границ, том числе по местоположению: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество, урочище "Сельское", квартал N 6 (выделы 26,27,29), квартал N 8 (выделы 8, 9).
Федеральным агентством лесного хозяйства в ответе поступившем 12.02.2018 подтверждено отнесение выдела 27 в квартале 6 Сельского урочища Пригородного участкового лесничества Новокузнецкого лесничества Кемеровской области к особо защитным участкам леса, в подтверждение представлен приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2017 N 646 "О выделении особо защитных участков лесов на территории Костенковского и Пригородного участковых лесничеств Новокузнецкого лесничества Кемеровской области и установлении их границ на участках".
Кроме этого, из приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2017 N 646 "О выделении особо защитных участков лесов на территории Костенковского и Пригородного участковых лесничеств Новокузнецкого лесничества Кемеровской области и установлении их границ на участках" следует, что Департамент лесного комплекса Кемеровской области обратился с предложением о выделении особо защитных участков лесов на территории Новокузнецкого лесничества (от 26.06.2017 N01-15/3517), материалы по отнесению лесов к защитным лесам и выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установлению и изменению их границ подготовлены Рослесхозом (протокол от 21.09.2017 N АВ-13/385-пр) до вынесения обжалуемого судебного акта.
По правилам частей 2 и 5 статьи 66 АПК РФ суд был вправе истребовать указанные документы от Федерального агентства лесного хозяйства, в необходимом для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, виде и объеме.
Доводы заявителя о том, что приказ N 646 от 14.11.2017 подтверждает незаконность действий Департамента на момент вынесения решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного уведомлением N 74-06-2510 от 14.04.2015 судом апелляционной инстанции отклоняются поскольку не меняют на момент рассмотрения дела статуса лесного участка как особо защищенного участка леса на котором запрещены виды деятельности, несовместимые с их целевым назначением.
Согласно абзацу 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах" земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Поскольку испрашиваемый лесной участок находится в границах особо защитных участков леса и в соответствии со статей 102 ЛК РФ, а так же на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р не может быть выделен для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых с целью размещения отвала, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента в предоставлении спорного лесного участка в аренду соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт суда первой инстанции следует отменить на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, принять в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 156, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 ноября 2017 года по делу N А27-18660/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Энергоуголь" о признании незаконным решения Департамента лесного комплекса Кемеровской области об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного уведомлением N 74-06-2510 от 14.04.2015, и обязании предоставить в аренду лесной участок с кадастровым номером 42:09:0000000:3190, площадью 55643 кв.м. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18660/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2018 г. N Ф04-2309/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Энергоуголь"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Кемеровской области
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства