г. Владимир |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А38-3538/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техносервис" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.11.2017 по делу N А38-3538/2017, принятое судьей Фроловой Л.А.,
по иску Российской Федерации в лице Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл к обществу с ограниченной ответственностью "Техносервис", ИНН 1661009935, ОГРН 1031632202139,
о взыскании основного долга и договорной неустойки,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Российская Федерация в лице Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи
49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Техносервис" о взыскании долга по договору аренды лесных участков от 18.12.2012 N 2 за период с 20.09.2015 по 20.06.2017 в сумме 4 049 796 руб. 95 коп. (в федеральный бюджет - 1 006 880 руб. 70 коп., в республиканский бюджет - 3 042 916 руб. 25 коп.), договорной неустойки за период с 22.09.2015 по 20.06.2017 в размере 319 749 руб. 66 коп. (в федеральный бюджет -110 295 руб. 56 коп., в республиканский бюджет - 209 454 руб. 10 коп.) и задолженности по плате за дополнительный объем древесины, изъятой по результатам санитарно-оздоровительных рубок в сумме 37 551 руб. 76 коп. (в федеральный бюджет -25 709 руб. 88 коп., в республиканский бюджет -11 841 руб. 88 коп.).
Иск мотивирован нарушением должником условий договора аренды лесных участков о сроке внесения арендной платы и образовании у него задолженности за период с 20.09.2015 по 20.06.2017 и обоснован правовыми ссылками на статьи 307, 310, 606, 614 Гражданского кодекса РФ, статьи 20, 71, 94 Лесного кодекса РФ.
Решением от 28.11.2017 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Техносервис" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что судом не учтены произведенные ответчиком платежи по арендной плате за 2015 год в соответствии с условиями мирового соглашения.
Ссылается на наличие переплаты в сумме 1 280 534 руб.
Пояснил, что выполнение условия договора о проведении санитарно-оздоровительных рубок древесины не влечет уплату какого-либо дополнительного вознаграждения.
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения, просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенного аукциона Министерством лесного хозяйства Республики Марий Эл (арендодателем) и ООО "Техносервис" (арендатором) 18.12.2012 заключен договор аренды лесных участков N 2, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 17 309,98 га, местоположение: Республика Марий Эл, Моркинский район, Моркинское лесничество, Зеленогорское участковое лесничество, квартала 1-62, квартала 65-78, квартал 79, за исключением выделов 6а, 46, 47, 48, 49, 50, 51, квартал 80, за исключением выделов 1, 73, 74, квартала 83-87, номер в государственном лесном реестре 1797-2012-03; а также лесной участок площадью 16 008 га, местоположение: Моркинский район, Моркинское лесничество, Комсомольское участковое лесничество, квартал 1-77, номер учетной записи в государственном лесном реестре 1799-2012-03 (т. 1, л.д. 19-42).
Лесные участки переданы арендатору по акту приема-передачи лесных участков от 18.12.2012 (т. 1, л.д. 43-45).
Договор аренды лесных участков от 18.12.2012 зарегистрирован в установленном законом порядке 09.01.2013 (т. 1, л.д. 45 оборотная сторона).
Пунктом 26 договора установлен 30-летний срок аренды лесного участка с момента государственной регистрации договора аренды.
В течение 2015 года Министерством лесного хозяйства Республики Марий Эл и ООО "Техносервис" заключены четыре зарегистрированных в установленном порядке дополнительных соглашения к договору аренды.
Так, в заключенном 26.01.2015 дополнительном соглашении определен размер арендной платы в 2015, 2016, 2017 годах и изменены сроки внесения арендной платы (т. 1, л.д. 46-51).
В целях проведения санитарно-оздоровительных мероприятий 21.08.2015 заключено дополнительное соглашение, в котором установлен дополнительный объем заготовки древесины на 2015 год - 1171 куб.м, в том числе по хвойному лесу 1111 куб.м, а также определен дополнительный размер арендной платы на 2015 год в сумме 13 582,33 руб. (т. 1, л.д. 58-65).
В заключенном 03.12.2015 дополнительном соглашении установлен дополнительный объем заготовки древесины на 2015 год - 1405 куб.м, в том числе по хвойному лесу 1361 куб.м, а также определен дополнительный размер арендной платы на 2016 год в сумме 16 331,18 руб. (т. 1, 66-72).
25.12.2015 заключено дополнительное соглашение, в котором установлен дополнительный объем заготовки древесины на 2015 год - 366 куб.м, а также определен дополнительный размер арендной платы на 2016 год в сумме 8208,54 руб. (т. 1, л.д. 52-57).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.07.2017 по делу N А38-4462/2017 дополнительные соглашения от 21.08.2015, от 03.12.2015 и от 25.12.2015 к договору аренды лесных участков от 18.12.2012 N 2 признаны недействительными (т. 2, л.д. 133-139).
Договор аренды от 18.12.2012 действует только с учетом дополнительного соглашения от 26.01.2015, в котором определены размер и сроки внесения арендной платы (т. 1, л.д. 46-51).
Согласно расчету истца у ответчика имеется задолженность по внесению арендной платы за период с 20.09.2015 по 20.06.2017 в сумме 4 049 796 руб. 95 коп. (в федеральный бюджет - 1 006 880 руб. 70 коп., в республиканский бюджет - 3 042 916 руб. 25 коп.).
Истец представил направленную ответчику претензию от 10.02.2017 с требованием об уплате задолженности за 2015-2016 годы (т. 1, л.д. 16-18).
В связи с тем, что ответчик не исполнил надлежащим образом обязательства по уплате арендных платежей, Министерство обратилось с настоящим иском в суд.
Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Факт передачи ответчику во временное пользование лесного участка подтверждается актом приема-передачи.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об исполнении ответчиком обязанности по внесению арендных платежей в полном объеме.
Поскольку ответчик факт пользования лесным участком не оспорил, доказательств полной уплаты истцу арендных платежей вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии задолженности за период с 20.09.2015 по 20.06.2017 в сумме 4 049 796 руб. 95 коп. (в федеральный бюджет - 1 006 880 руб. 70 коп., в республиканский бюджет - 3 042 916 руб. 25 коп.).
При этом материалы дела свидетельствуют, что платежи, произведенные ответчиком, были направлены истцом на погашение ранее образовавшейся задолженности за 2015 год (т. 3, л.д. 59), что прямо предусмотрено пунктом 5.3. Порядка администрирования Министерством лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов, зачисляемых в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от 01.07.2015 N 298 (т. 3, л.д. 41-50).
Более того, в результате неисполнения ответчиком условий мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.08.2015 по делу N А38-2800/2015 (т.1, л.д. 96-100), в отношении общества было возбуждено исполнительное производство, в рамках осуществления исполнительных действий в отношении должника удерживались денежные средства путем перечисления на лицевой счет службы судебных приставов (т. 3, л.д. 59-60, 67-75).
Размер задолженности по арендной плате произведен истцом без учета сумм, согласованных сторонами в дополнительных соглашениях от 21.08.2015, 03.12.2015, 25.12.2015, признанных недействительными.
Таким образом, довод ответчика об отсутствии долга по арендной плате не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Так как материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору, предъявление истцом требования о взыскании неустойки является правомерным.
Взимание с должника неустойки предусмотрено пунктом 14 договора, в соответствии с которым ответчик обязан уплатить неустойку в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции, проверив расчет пени, руководствуясь статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно признал его верным за период с 22.09.2015 по 20.06.2017 в размере 319 749 руб. 66 коп. (в федеральный бюджет -110 295 руб. 56 коп., в республиканский бюджет - 209 454 руб. 10 коп.).
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности по плате за дополнительный объем древесины, изъятой по результатам санитарно-оздоровительных рубок.
В силу статьи 1 Лесного кодекса РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Согласно положениям статьи 64 ЛК РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) и осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 статьи 55, частью 4 статьи 61 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
Пунктом 4.1 договора аренды от 18.12.2012 установлено, что арендатор может использовать дополнительный объем заготовки от санитарных рубок, который оформляется отдельным соглашением. Однако дополнительные соглашения от 21.08.2015, от 03.12.2015 и от 25.12.2015 к договору аренды лесных участков от 18.12.2012, в которых был установлен дополнительный объем заготовки древесины по результатам проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, признаны недействительными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.07.2017 по делу N А38-4462/2017 (т. 2, л.д. 133-139).
В то же время суд указал, что исполнение арендатором публично-правовой обязанности по осуществлению санитарно-оздоровительных рубок (предусмотренной действующим законодательством и договором аренды, а также проектом освоения лесов), без заключения соответствующих дополнительных соглашений, не может являться нарушением лесного законодательства.
Изменения к проекту освоения лесов в части установления дополнительного объема заготовки древесины при проведении санитарных рубок прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение (т. 4, л.д. 19-40).
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЛК РФ граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. В силу статьи 94 ЛК РФ изъятый ресурс подлежит оплате.
Согласно Ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (пункт 10 примечаний к таблице 1) при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на коэффициенты.
На основании вышеизложенного, поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты за объем ликвидной древесины, получаемой при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии долга по оплате за такой дополнительный объем древесины в сумме 37 551 руб. 76 коп. (в федеральный бюджет -25 709 руб. 88 коп., в республиканский бюджет -11 841 руб. 88 коп.) - т. 4, л.д. 9-18.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о неправильном определении размера задолженности по арендной плате проверен судом апелляционной инстанции и отклонен как не подтвержденный материалами дела.
Довод заявителя об отсутствии обязанности по внесению платы за дополнительный объем древесины, изъятой по результатам санитарно-оздоровительных рубок, является юридически несостоятельным, поскольку противоречит принципу платности лесопользования, установленному в статьях 1 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.11.2017 по делу N А38-3538/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техносервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.