г. Томск |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А45-28345/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
при участии:
от заявителя: - без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 ноября 2017 г.
по делу N А45-28345/2017 (судья Т.В. Абаимова)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области, г. Бердск
к обществу с ограниченной ответственностью "Профсервис", г. Бердск
(ОГРН 1145476153503 ИНН 5445038583)
о взыскании финансовой санкции в размере 5 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской об-ласти с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Профсер-вис" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Профсервис", Страхователь) о взыскании 5000 рублей финансовых санкций за представление неполных сведений, предусмотренных частью 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за сентябрь, ноябрь, декабрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Пенсионный фонд обратился в Седьмой Арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применением судом норм материального права, несоответствие выводов суда имеющимся в деле обстоятельствам, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает следующее. Заместителем Начальника Управления ПФР в г. Бердске в отсутствии лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения актов, вынесены Решения N N 064S 19170017645 от 10.05.2017, 064S 19170017643 от 10.05.2017, 064S19170017642 от 10.05.2017 о привлечении ООО "ПРОФСЕРВИС" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек (10 чел.*500 руб.=5000 руб.).
Страхователем в установленный законом срок вышеуказанные решения не обжалованы.
Требования об уплате финансовых санкций обществом в добровольном порядке не исполнены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что в актах об обнаружении фактов и в решениях о применении финансовых санкций отсутствует установление всех элементов состава правонарушения, в том числе события и виновности заявителя, из содержания решения не предоставляется возможным установить, в чем именно заключается неполнота представленных сведений.
Вместе с тем, форма актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 064S 18170011747 от 31.03.2017, 064S18170011789 от 31.03.2017; 064S18170011804 от 31.03.2017, составленных УПФР в г. Бердске, полностью соответствует форме и требованию к составлению акта, утвержденных Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29.07.2016 N 684п".
Решения N N 064S19170017645 от 10.05.2017, 064S19170017643 от 10.05.2017, 064S19170017642 от 10.05.2017 о привлечении ООО "ПРОФСЕРВИС" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), также составлены в соответствии с формой, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 N 1058п.
В пункте 2 вышеперечисленных актов и в части "установил:" решений УПФР полностью изложены обстоятельства данного правонарушения.
Кроме того, к иску приложены формы СЗВ-М с типом форм "ИСХ" и "ДОП", которые также свидетельствуют об обстоятельствах данного дела.
Апеллянт полагает, что Управление правомерно квалифицировало непредставление сведений о застрахованных лицах в ранее представленных формах СЗВ-М с типом формы "ИСХ" по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ - как предоставление неполных сведений, поскольку пункт 2.2 статьи 11 указанного закона, содержит обязанность страхователя представлять указанные в этом пункте сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Вывод суда первой инстанции о том, что Закон N 27-ФЗ не устанавливает для страхователя срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М не соответствует действующему законодательству, поскольку Федеральный закон N 27-ФЗ устанавливает единый срок предоставления сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 настоящего закона, а именно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - (месяцем), (в редакции действовавшей до 01.01.2017 - не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), независимо от типа форм: "исходная", "дополняющая" или "отменяющая".
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Определением суда от 22.01.2018 судебное разбирательство отложено до 20 февраля 2018 года.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, ООО "Профсервис" в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закона N 27-ФЗ), является страхователем и обязан представлять сведения о каждом застрахованном лице.
В соответствии со пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Срок сдачи сведений по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь 2016 г. - не позднее 10.10.2016, 10.12.2016, соответственно; за декабрь - не позднее 15.01.2017.
Обществом представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года (тип формы "ИСХД") 10.10.2016, за ноябрь 2016 года (тип формы "ИСХД") - 01.02.2016, за декабрь 2016 года (тип формы "ИСХД") - 16.01.2017.
06.03.2017 страхователем дополнительно представлены сведения за сентябрь 2016 года на 1 застрахованное лицо, за ноябрь 2016 года- на 1, за декабрь 2016 года - на 8, 15.03.2017 страхователем дополнительно представлены сведения на 1 застрахованное лицо за ноябрь, на 5 застрахованных лиц за декабрь 2016 года.
По результатам камеральной проверки ООО "Профсервис" управление 31.03.2017 составило акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 064S18170011747, N064S18170011789, N 064S8170011804.
По мнению заявителя, ООО "Профсервис" представлены неполные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2016 года.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (в редакции действовавшей с 01.01.2017).
Заместителем Начальника Управления ПФР в г. Бердске Кусовой Т.Ю., в отсутствии лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения актов, вынесены Решения N 064S19170017645 от 10.05.2017, N 064S19170017643 от 10.05.2017, N 064S19170017642 от 10.05.2017 о привлечении ООО "Профсервис" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за сентябрь 2016 года, в виде штрафа в размере 500 рублей 00 копеек; за ноябрь 2016 в виде штрафа - 1000 руб.; за декабрь 2016 в виде штрафа - 3500 руб.
В связи с тем, что требование об уплате штрафа обществом не было исполнено в добровольном порядке, Пенсионный фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что страхователем самостоятельно устранены нарушения, допущенные при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, пришел к выводу об отсутствии у органа пенсионного фонда оснований для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ плательщики страховых взносов ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (далее - форма СЗВ-М).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Между тем, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ также закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ с 01.04.2016 утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа: исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом Российской Федерации сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и зарегистрированной в Минюсте России, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемых решений, предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция ранее была отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
В рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил недостатки в представленных сведениях и до обнаружения данных недостатков Пенсионным фондом, направил дополнительные сведения в адрес органа пенсионного фонда, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у заявителя правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Кроме того, судом отмечено, что причины расхождения между представленными обществом сведениями за один период, в ходе проверки пенсионным фондом не устанавливались. Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.
В данном случае пенсионный фонд ограничился констатацией факта представления неполных и недостоверных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив вину лица в совершении вмененного ему правонарушения, что является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку именно наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Пенсионного фонда по делу, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Фонд социального страхования и Пенсионный Фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 ноября 2017 г. по делу N А45-28345/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28345/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2018 г. N Ф04-2252/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ БЕРДСКЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРОФСЕРВИС"