г. Томск |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А03-12517/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - не явился;
от третьего лица - не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Славгородский партнер" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 декабря 2017 г. по делу N А03-12517/2017 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Славгородский партнер" (Алтайский край, г. Славгород, ОГРН 1152210000139, ИНН 2210010129)
к Государственной инспекции Алтайского края (Алтайский край, г. Барнаул)
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "АлтайТеплосервисСлавгород",
об оспаривании постановления от 30.06.2017 N 12-08/61 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Славгородский партнер" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК Славгородский партнер") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) об оспаривании постановления от 30.06.2017 N 12-08/61 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "АлтайТеплосервисСлавгород" (далее - третье лицо, ООО "АлтайТеплосервисСлавгород").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.12.2017 в удовлетворении заваленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить полностью, прекратить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "УК Славгородский партнер", привлекаемое по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, объективно не содержат надлежащих достоверных и достаточных доказательств наличия вины в действиях управляющей компании, ее противоправных действиях, не установлены фактические обстоятельства по делу.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на несостоятельность доводов Общества, приведенных в апелляционной жалобе, просить решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в адрес Инспекции поступило обращение Рудь JI.B., проживающей по адресу: г. Славгород, ул. К. Либкнехта, 130 по факту несоответствия диаметра отверстия сопла элеватора расчетному диаметру в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Алтайский край, г. Славгород, ул. К. Либкнехта, 130.
Специалистом Инспекции на основании приказа N 16-02/1295 от 24.04.2017 проведена внеплановая документарная проверка по фактам, изложенным в обращении, в ходе которой установлено, что многоквартирный жилой дома N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде находится в непосредственном управлении собственниками жилых помещений указанного жилого дома.
ООО "УК Славгородский партнер" осуществляет деятельность по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома на основании договора от 03.09.2015 N 32 на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
На момент проведения проверки Инспекцией, выявлено, что тепловой узел на доме не был опломбирован, диаметр отверстия сопла элеватора не приведен в соответствие с расчетным значением, доказательств устранения указанных нарушений ООО "УК Славгородский партнер" в инспекцию не представлено.
По результатам проверки, 22.05.2017 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 30.06.2017 вынесено постановление N 12-08/61 о привлечении Общества к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, соблюдения порядка привлечения и срока привлечения к административной ответственности со стороны административного органа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Из материалов дела следует, что в адрес Инспекции поступило обращение Рудь Л.В., проживающей по адресу: г. Славгород, ул. К. Либкнехта, 130 по факту несоответствия диаметра отверстия сопла элеватора расчетному диаметру в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Алтайский край, г. Славгород, ул. К. Либкнехта, 130.
Специалистом инспекции на основании приказа N 16-02/1295 от 24.04.2017 проведена внеплановая документарная проверка по фактам, изложенным в обращении, в ходе которой установлено следующее.
Многоквартирный жилой дома N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде находится в непосредственном управлении собственниками жилых помещений указанного жилого дома. ООО "УК Славгородский партнер" осуществляет деятельность по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома на основании договора N 32 на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 03.09.2015.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103, Программой проведения проверки готовности у отопительному периоду 2016-2017 г., утвержденной постановлением Администрации г. Славгорода Алтайского края от 30.05.2016 N 751, на основании договора теплоснабжения N 13/у/3019 от 07.10.2015, ООО "АТССлавгород" выдало ООО "УК "Славгородский партнер" предписание от 07.04.2015 по подготовке к отопительному сезону, которое содержало информацию о диаметрах сопел элеваторов, в том числе о диаметре сопла элеватора дома N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде.
Так, в соответствии с пунктом 2.1 договора теплоснабжения N 13/у/3019 от 07.10.2015 РСО обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором обеспечивать поставку коммунального ресурса, а исполнитель (ООО "УК Славгородский партнер") обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором принять и оплатить поставленный коммунальный ресурс, обеспечить безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем с использованием которых осуществляется потребление Потребителем коммунального ресурса.
Согласно пункту 4.3.2 договора теплоснабжения исполнитель обязан поддерживать надлежащее состояние и обеспечивать техническое обслуживание внутридомовой инженерной системы, которая подключена к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения РСО, исключая утечку теплоносителя.
Таким образом, ответственность за надлежащее техническое состояние внутридомовых инженерных коммуникаций лежит на ООО "УК Славгородский партнер" как на организации, оказывающей услуги по содержанию и ремонту жилого дома N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде, а также исполнителе коммунальных услуг.
Расчет диаметра сопла элеватора указанного дома произведен ООО "АТССлавгорода" согласно свода Правил СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов", с использованием данных, представленных ООО "УК Славгородский партнер". Согласно данным расчетам диаметр сопла должен составлять 4,5 мм, что отражено в выданном ООО "АТССлавгород" в адрес ООО "УК Славгородский партнер" предписании по подготовке к отопительному периоду от 07.04.2016, в акте проверки абонентского ввода тепловой сети от 16.12.2016, согласно которому в доме N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде отсутствует пломба на тепловом устройстве, а также сопло увеличено с 4,5 мм до 5,5 мм, что подтверждается актом проверки абонентского ввода тепловой сети от 16.12.2016.
На момент проведения проверки тепловой узел на доме не был опломбирован, диаметр отверстия сопла элеватора не приведен в соответствие с расчетным значением, доказательств устранения указанных нарушений ООО "УК Славгородский партнер" в инспекцию не представлено.
Необоснованное увеличение диаметра сопла элеватора приводит к увеличению расхода сетевой воды, перегреву помещений и разбалансированности системы теплоснабжения, так как увеличение расхода сетевой воды происходит за счет других потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам. проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальным отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 164 ЖК РФ установлено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 11 Правил содержания содержание общего имущества в зависимости от состава. конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышении энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Согласно абзаца 3 подпункта "а" пункта 16 Правил содержания надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом) в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об энергосбережении).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона об энергосбережении здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 11 Федерального закона об энергосбережении требования энергетической эффективности зданий, сооружений, строений должны включать в себя показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении; требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивными инженерно-техническим решениям.
Частью 9 статьи 11 Федерального закона об энергосбережении установлено, что собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечений выполнения которых в соответствии с настоящим федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (далее - Правила энергетической эффективности), которые определяют содержание, условия, применения и порядок установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 2 Правил энергетической эффективности требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений. сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.
Пунктом 8 Правил энергетической эффективности предусмотрено, что к обязательным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимым с момента установления требований энергетической эффективности, относятся:
а) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
б) требования к отдельным элементам и конструкциям зданий, строений, сооружений и к их эксплуатационным свойствам;
в) требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, включая инженерные системы.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона об энергосбережении установлено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повешению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2010 N 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме", статьей 12 Федерального закона об энергосбережении, Постановлением Администрации Алтайского края от 20.09.2010 N 487 утвержден перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1.1 указанного перечня управляющая компания, обслуживающая либо энергосервисная организация, в целях рационального использования тепловой энергии, экономии потребления тепловой энергии в системе отопления, обязаны осуществлять балансировку системы отопления с установкой запорной арматуры (задвижек, вентилей, клапанов).
Расчет сопла элеватора теплового узла является неотъемлемой частью мероприятий по балансировки системы отопления.
Частью 8 статьи 12 Федерального закона об энергосбережении установлено, что в отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил.
Согласно пункту 6.2.2 Приказа N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Приказ N 115) организация, эксплуатирующая тепловые сети, осуществляет контроль за соблюдением потребителем заданных режимов теплопотребления.
Пунктом 9.3.25 Приказа N 115 установлено, что в процессе тепловых испытаний выполняется наладка и регулировка системы для:
- обеспечения в помещениях расчетных температур воздуха;
- распределения теплоносителя между теплопотребляющим оборудованием в соответствии с расчетными нагрузками;
- обеспечения надежности и безопасности эксплуатации;
- определения теплоаккумулирующей способности задания и теплозащитных свойств ограждающих конструкций.
На основании испытаний, результатов обследования и расчетов необходимо разрабатывать мероприятия по приведению в соответствие расчетных и фактических расходов воды, пара по отдельным теплоприемникам и установить режимные параметры перепада давления и температур нормальной работы системы, способы их контроля в процессе эксплуатации.
Регулировку систем необходимо производить после выполнения всех разработанных мероприятий и устранения выявленных недостатков.
В процессе регулировки подготовленной водяной системы производится коррекция диаметров сопл элеваторов и дроссельных диафрагм, а также настройка автоматических регуляторов на основании измерения температуры воды в подающем и обратном трубопроводах, определяющих фактический режим работы налаживаемой системы или отдельного теплоприемника; в паровых системах - настройка регуляторов давления, установка дроссельных устройств, рассчитанных на гашение избыточного напора. Результаты испытаний оформляются актом и вносятся в паспорт системы здания.
Пунктом 11.5 Приказа N 115 установлено, что для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяются и оформляются актами:
- выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
- состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери и т.п.) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
- состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
- наличие и состояние контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов;
- работоспособность защиты систем теплопотребления;
- наличие паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
- отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
- плотность оборудования тепловых пунктов;
- наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
В соответствии с пунктом 16 МДС 41-6.2000 Организационно-методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 06.09.2000 N 203 приемка подготовленных систем теплопотребления, тепловых сетей и тепловых пунктов потребителей должна быть оформлена двухсторонними актами (приложения 3, 4) с участием представителей теплоснабжающей организации и потребителя.
Приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила N 130), которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка).
В соответствии с пунктом 4 Приказа N 103 в отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду.
Пунктом 5 Приказа N 103 установлено, что проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).
Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются: объекты, подлежащие проверке; сроки проведения проверки; документы, проверяемые в ходе проведения проверки.
Согласно абзацу пункта 8 Приказа N 103 в целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 103 в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
2) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
Постановлением администрации г. Славгорода Алтайского края от 30.05.2016 N 751 утверждена программа проведения проверки готовности к отопительному периоду 2016 - 2017 годов (далее - Программа).
Пунктом 3.2 Программы установлено, что потребители тепловой энергии представляют в теплоснабжающую организацию информацию по выполнению требований по готовности объектов теплоснабжения к работе в зимних условиях. Теплоснабжающая организация осуществляет допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии потребителей, элеваторных узлов, гидропневамтическую промывку систем теплопотребления. Теплоснабжающая организация оформляет акт проверки готовности к отопительному периоду потребителей и направляет его на рассмотрение комиссии.
Таким образом, теплоснабжающая организация ООО "АТССлавгород" была уполномочена проводить обследование теплового пункта (элеваторного узла) многоквартирного дома и выявлять нарушения требований его эксплуатации, в том числе касающихся расчета диаметра сопла элеватора.
В материалах дела имеется предписание по подготовке к отопительному периоду от 07.04.2016 г., выданное ООО "АТССлавгород" ООО "УК Славгородский партнер", направленное в ООО "АТССлавгород", с данными для расчета диаметра сопел на элеваторных и безэлеватроных тепловых узлах в домах, находящихся в управлении (обслуживании) ООО "УК Славгородский партнер", что подтверждает вывод о том, что ООО "АТССлавгород" уполномочено производить расчет диаметр сопел на элеваторных и безэлеватроных тепловых узлах.
На момент проведения проверки тепловой узел на доме не был опломбирован, диаметр отверстия сопла элеватора не приведен в соответствие с расчетным значением, доказательств устранения указанных нарушений ООО "УК Славгородский партнер" в инспекцию не представлено.
Таким образом, в действиях ООО "УК Славгородский партнёр" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательств невозможности надлежащего исполнения требований законодательства об энергосбережении Обществом не представлено.
Довод Общества о том, что факт отсутствия пломбы на тепловом узле системы отопления дома N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде не установлен при проведении проверки, а также не исследованы выводы по несоответствию размера диаметра сопла элеватора теплового узла расчетному, не подтверждаются достаточными и достоверными доказательствами, противоречит материалам административного дела.
Суд первой инстанции верно указал, со ссылками на действующее законодательство, что при проведении проверки теплового узла по адресу: г. Славгород, ул. К. Либкнехта, 130, проведенной 16.12.2016 ООО "АТССлавгород" совместно с ООО "УК Славгородский партнер", было установлено, что в указанном многоквартирном доме ООО "УК "Славгородский партнер" не обеспечило сохранность пломбы теплового узла, а также самостоятельно увеличило диаметр сопла элеватора с расчетного 4,5 м на 5,5 мм, что подтверждается актом проверки абонентского ввода тепловой сети от 16.12.2016.
При этом необоснованное увеличение диаметра сопла элеватора приводит к увеличению расхода сетевой воды, перегреву помещений и разбалансированности системы теплоснабжения, так как увеличения расхода сетевой воды происходит за счет других потребителей. Арбитражным судом в решении также указано, что на момент проведения проверки тепловой узел на доме не был опломбирован, диаметр отверстия сопла элеватора не приведен в соответствие с расчетным значением, доказательств устранения указанных нарушений ООО "УК Славгородский партнер" в Инспекцию представлено не было.
Довод Общества о том, что замер диаметра сопла элеватора не производился не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражным судом Алтайского края установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации г. Славгорода от 30.05.2016 N 751 утверждена программа проведения проверки готовности к отопительному периоду 2016-2017 гг. (далее - Программа).
Пунктом 3.2 Программы установлено, что потребители тепловой энергии представляют в теплоснабжающую организацию информацию по выполнению требований по готовности объектов теплоснабжения к работе в зимних условиях. теплоснабжающая организация осуществляет допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии потребителей, элеваторных узлов, гидропневматическую промывку систем теплопотребления. теплоснабжающая организация оформляет акт проверки готовности к отопительному периоду потребителей и направляет его на рассмотрение комиссии.
ООО "АТССлавгород" является теплоснабжающей организацией г. Славгорода и уполномочено проводить обследование теплового пункта (элеваторного узла) многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103, Программой проведения проверки готовности к отопительному периоду 2016-2017 гг., утвержденной постановлением Администрации г. Славгорода от 30.05.2016 N 751, на основании договора от 07.10.2015 на отпуск тепловой энергииN 13/у/3019, теплоснабжающая организация ООО "АТССлавгогорода" выдало ООО "УК Славгородский партнер" предписание от 07.04.2016 по подготовке к отопительному сезону. Указанное предписание содержало информацию о диаметрах сопла элеватора многоквартирного дома N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде.
Довод ООО "УК Славгородский партнер" о том, что расчет сопла элеватора не был произведен, также противоречит фактическим обстоятельства дела.
Как верно указал суд первой инстанции в своем решении, расчет сопла элеватора указанного дома произведен ООО "АТССлавгород" согласно своду правил СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов" с использованием данных, представленных ООО "УК Славгородский партнер". Согласно указанным расчетам по приведенной в материалах проверки формуле диаметр сопла должен составлять 4,5 мм.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в жилых помещениях дома N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде была соблюдена предусмотренная действующим законодательством нормативная температура воздуха не имеет отношения к фактическим материалам дела.
Температура воздуха в жилых помещениях устанавливается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Ответственность за нарушение нормативного уровня или режима предоставления коммунальных услуг предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. Проверка по указанным фактам Инспекцией не проводилась, ООО "УК Славгородский партнер" к административной ответственности за нарушение нормативного уровня или режима предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений дома N 130 по ул. К. Либкнехта в г. Славгороде, предусмотренное статьей 7.23 КоАП РФ не привлекалось.
Таким образом, поскольку доказательств невозможности надлежащего исполнения требований законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности ООО "УК Славгородский партнер" представлено не было, вывод суда первой инстанции о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ является обоснованным.
Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном законодателем.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 декабря 2017 г. по делу N А03-12517/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12517/2017
Истец: ООО "Управляющая компания Славгородский партнер"
Ответчик: Государственная инспекция Алтайского края Государственный жилищный надзор
Третье лицо: ООО "АлтайтеплосервисСлавгород"