г. Воронеж |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А14-12007/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Алфёровой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновым А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СТЕРХ": Мутигулин В.Р., представитель по доверенности б/н от 06.09.17;
от Департамента промышленности Воронежской области: Ерофеева Е.А., представитель по доверенности N 1-ок от 01.06.17;
от Управления федерального казначейства по Воронежской области: Копытин Н.М., представитель по доверенности N 31-18-10/9342 от 28.11.17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТЕРХ" (ОГРН 1023601547090; ИНН 3661018620) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2017 по делу N А14-12007/2017 (судья Соболева Е.П.) по исковому заявлению Воронежской области в лице Департамента промышленности Воронежской области (ОГРН 1093668000381; ИНН 3664095189) к обществу с ограниченной ответственностью "СТЕРХ" (ОГРН 1023601547090; ИНН 3661018620) о взыскании 1 214 920 руб. 24 коп. необоснованно полученной субсидии, при участии в деле третьего лица: Управления Федерального казначейства по Воронежской области (ОГРН 1023601577922; ИНН 3666033639),
УСТАНОВИЛ:
Воронежская область в лице Департамента промышленности Воронежской области (далее - Департамент, истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СТЕРХ" (далее - ООО "СТЕРХ", ответчик) о взыскании 1 214 920 руб. 24 коп. необоснованно полученной субсидии (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федерального казначейства по Воронежской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "СТЕРХ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом уточнения), в которой общество просит решение отменить.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что в 2015 и 2016 годах ответчику был фактически предоставлен аналогичный вид поддержки, условия которого совпадают, не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Истцом и третьим лицом представлены отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения доводов жалобы.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 01.09.2016 в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, утвержденным постановлением правительства Воронежской области N 521 от 21.07.2016 (далее - Порядок) общество с ограниченной ответственностью "СТЕРХ" обратилось в Департамент промышленности Воронежской области с заявлением (рег. N 23) о предоставлении субсидии из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Воронежской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", в том числе участникам инновационных территориальных кластеров на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
К заявлению ответчик представил комплект документов, подтверждающих соответствие условиям предоставления субсидии, установленным Порядком.
В заявлении ответчик подтвердил, что не является получателем аналогичной поддержки (условия, оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания в отношении которых не истекли.
С ответчиком было заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров" б/н от 16.11.2016 и предоставлена субсидия на общую сумму в размере 1 214 920 руб. 24 коп. (платежное поручение N 639868 от 28.11.2016 о перечислении денежных средств).
Субсидия была предоставлена ответчику на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 12.10.2016 N 1 и соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров" от 16.11.2016 б/н (далее - соглашение от 16.11.2016).
В соответствии с п. 6.1 Порядка, ответственность за достоверность представляемых в Департамент сведений и соблюдение условий, установленных Порядком, возлагается на получателей субсидий - субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ходе проверки Управлением федерального казначейства по Воронежской области (далее - УФК) соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2016 г., проводимой с 05.04.2017 по 17.05.2017 (акт проверки от 17.05.2017), было выявлено нарушение следующего условия предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 14 раздела 2 Порядка: право на получение субсидий имеют субъекты малого и среднего предпринимательства (в том числе участники инновационных территориальных кластеров) в отношении которых ранее не было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания в отношении которых не истекли.
По результатам проверки ДП ВО получил от УФК предписание N 31-12-18/22-2838 от 31.05.2017 о возврате субсидии, выданной ООО "СТЕРХ" в размере 1 214 920 руб. 24 коп. с нарушением требований, установленных пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктом 14 раздела 2 Порядка.
Пунктом 6.5 Порядка предусмотрено, что при выявлении нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, Департамент принимает меры по возврату субсидий в областной бюджет - направляет получателям субсидий - субъектам малого и среднего предпринимательства требования о возврате субсидий. Субсидии подлежат возврату получателями субсидий - субъектами малого и среднего предпринимательства в течение 30 календарных дней с даты получения требования.
При невозврате субсидий в срок Департамент принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в областной бюджет в судебном порядке.
06.06.2017 в адрес получателя субсидии была направлена претензия N 62-11/771 (получена ответчиком 21.06.2017) с требованием о возврате денежных средств в размере 1 214 920 руб. 24 коп., которая последним оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчиком денежные средства не возвращены до настоящего времени, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства -деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии указанной категории лиц предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
Согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 21.07.2016 N 521 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров" (далее по тексту - Порядок предоставления субсидий N 521 от 21.07.2016), предоставление субсидии осуществляется Департаментом промышленности Воронежской области.
Департамент промышленности Воронежской области требует возвратить субсидии в размере 1 214 920 руб. 24 коп., поскольку имеет место нарушение ответчиком условий получения субсидии.
В ходе проверки УФК соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2016 г., проводимой с 05.04.2017 по 17.05.2017 (акт проверки от 17.05.2017), было установлено, что в 2015 году на основании соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Воронежской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", в том числе участникам инновационных территориальных кластеров на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров от 17.12.2015 б/н ООО "СТЕРХ" была предоставлена аналогичная поддержка - субсидия (платежное поручение от 24.12.2015 N 462362 на сумму 434 330 руб. 47 коп.). Срок действия соглашения от 17.12.2015 б/н - 3 года.
УФК указало, что срок оказания данной поддержки не истек, так как пунктом 3.4.1 соглашения от 17.12.2015 б/н определено ежегодное предоставление получателем в ДП ВО в течение срока его действия не позднее 01 марта года, начиная с года, следующего за годом предоставления субсидии, следующих документов: анкеты получателя поддержки (по форме, утвержденной Порядком); документов, подтверждающих наличие на балансе приобретенного оборудования, сохранение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, наличие не менее одного рабочего места, созданного в рамках реализации проекта по созданию и (или) развитию, и (или) модернизации производства товаров.
Целями предоставления субсидий согласно пункту 1.4 Порядка предоставления субсидий N 521 от 21.07.2016 являются: стимулирование создания субъектами малого и среднего предпринимательства производственных предприятий на территории Воронежской области; обновление материально-технической базы субъектов малого и среднего предпринимательства путем приобретения нового оборудования; рост экологической и энергетической эффективности производства за счет внедрения в производство приобретенного субъектами малого и среднего предпринимательства нового оборудования; расширение ассортимента продукции, производимой на территории Воронежской области.
Аналогичная по содержанию норма содержалась и в пункте 1.4 Порядка предоставления субсидий N 752 от 22.09.2015.
Основной целью приобретения оборудования являлось увеличение объема выпускаемой продукции за счет покупки нового оборудования и наращивания производственных мощностей (пункты 1.4 технико-экономического обоснования проектов по приобретению оборудования 2015 года и 2016 года).
Одним из условий предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства согласно Порядку предоставления субсидий N 521 от 21.07.2016 являлось отсутствии ранее принятого в отношении таких субъектов малого и среднего предпринимательства решения об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания в отношении которых не истекли.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, не соответствующие условиям представления субсидии не вправе претендовать на ее получение.
Ответственность за достоверность представляемых в Департамент сведений и соблюдение условий, установленных Порядком предоставления субсидий N 521 от 21.07.2016, возлагается на получателей субсидий - субъектов малого и среднего предпринимательства.
Установлено, что 17.12.2015 между Департаментом промышленности Воронежской области и ответчиком было заключено соглашение б/н на компенсацию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования в сумме 434 330 руб. 47 коп.
Срок действия соглашения и выполнения обязательств истекают 17.12.2018.
16.11.2016 между Департаментом промышленности Воронежской области и ООО "СТЕРХ" было заключено соглашение б/н о предоставлении субсидии из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров в размере 1 214 920 руб. 24 коп., сроком действия до 16.11.2019.
Таким образом, в 2015 и 2016 годах ответчику был фактически предоставлен аналогичный вид поддержки, условия оказания которых совпадают, а именно: по форме: субсидия на компенсацию части затрат на приобретение оборудования; по виду и цели поддержки: финансовая - компенсация части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
При этом срок оказания поддержки по соглашению от 17.12.2015 на дату заключения соглашения 16.11.2016 не истек.
Исполнение Департаментом своих обязательств по перечислению суммы субсидии в размере 1 214 920 руб. 24 коп. и 434 330 руб. 47 коп. подтверждается платежными поручениями N 639868 от 28.11.2016 и N 462362 от 21.12.2015 (л.д. 39, 54).
При таких обстоятельствах, предоставление ООО "СТЕРХ" субсидии противоречит Закону N 209-ФЗ, а также подпункту 14 пункта 2 Порядка предоставления субсидий N 521 от 21.07.2016, поскольку срок действия субсидии, предоставленной по договору от 17.12.2015, не истек, фактически по договору от 16.11.2016 Департамент промышленности Воронежской области предоставил обществу аналогичную субсидию по виду и форме поддержки.
В разъяснениях Минэкономразвития России от 16.12.2010 N Д05-4670, от 13.01.2011 N Д05-36, от 31.01.2011 N Д05-263 также указано, что понятие "аналогичная поддержка" применяется в случае, если поддержка оказана в отношении одного и того же субъекта малого и среднего предпринимательства, совпадает по форме, виду, срокам. Следовательно, аналогичной будет признана поддержка, за счет которой субсидируются одни и те же затраты.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО "СТЕРХ" не имело права на получение субсидии в размере 1 214 920 руб. 24 коп.
Арбитражный суд в силу статьи 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании вышеизложенного, суд области пришел к правомерному выводу о том, что ответчик доказательств перечисления суммы необоснованно полученной субсидии в добровольном порядке не представил, равно как и не представил доказательств соответствия ООО "СТЕРХ" условиям предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным постановлением Правительства Воронежской области N 521 от 21.07.2016 "Об утверждении Порядка представления субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров" (статьи 65, 9 АПК РФ).
На основании вышеизложенного, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании в пользу областного бюджета, в интересах которого выступает Департамент промышленности Воронежской области - главный распорядитель бюджетных средств, денежные средства (субсидии) в размере 1 214 920 руб. 24 коп.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, при отсутствии к тому правовых оснований.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2017 по делу N А14-12007/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТЕРХ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.