г. Саратов |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А12-32025/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области - Васильев Н.Н., представитель по доверенности от 09.01.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" - Федорова Н.В., представитель по доверенности от 05.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, д. 30, ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2017 года по делу N А12-32025/2017 (судья Н.В. Стрельникова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" (403791, Волгоградская область, Жирновский район, г. Жирновск, ул. Пушкина, д. 24, ИНН 3407009122, ОГРН 1063453030288)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, д. 30(400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, д. 30, ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240))
о признании недействительным предписаний,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" (далее - ООО "Газнефтесервис", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, Управление) от 09.08.2017 N 4-135/2017-01-ВН, N 4-135/2017-02-ВН.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными предписания Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 09.08.2017 N 4-135/2017-01-ВН, N 4-135/2017-02-ВН в отношении ООО "Газнефтесервис".
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Волгоградской области поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Газнефтесервис" в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 13.02.2018, объявлялся перерыв до 20.02.2018 до 15 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 04.07.2017 N 135 Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Газнефтесервис" с целью проверки выполнения предписаний от 04.10.2016 NN 13-173-16-01-ВН, 13-173-16-02-ВН, 13-173-16-04-ВН, в ходе которой установлен факт неисполнения предписаний от 04.10.2016 N 13-173-16-02-ВН, N 13-173-16-01-ВН.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 09.08.2017 N 4-135/2017-ВН.
На основании установленных в ходе проведения проверки обстоятельств Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области ООО "Газнефтесервис" были выданы:
предписание от 09.08.2017 N 4-135/2017-01-ВН об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которым возложена обязанность в срок до 01.12.2017 не допускать размещение (захоронение) отходов I-V классов опасности в глубоких горизонтах без соответствующей лицензии на пользование недрами.
предписание от 09.08.2017 N 4-135/2017-02-ВН об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которым возложена обязанность в срок до 01.12.2017 не допускать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов в ходе проведения работ, связанных с пользованием недрами на лицензионных участках.
Считая предписания незаконными, ООО "Газнефтесервис" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания от 09.08.2017 N 4-135/2017-01-ВН, N 4-135/2017-02-ВН не содержат перечень мероприятий и указаний, не содержат четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи предписания от 09.08.2017 N 4-135/2017-01-ВН послужил факт неисполнения обществом ранее выданного предписания от 04.10.2016 N 13-173/16-01-ВН, из которого следовало, что ООО "Газнефтесервис" обязано в срок до 01.07.2017 не допускать размещение (захоронение) отходов I-IV классов опасности в глубоких горизонтах без соответствующей лицензии на пользование недрами.
На основании пункта 6 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции.
Согласно пункту 6.6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Газнефтесервис" осуществляет пользование недрами на территории Жирновского муниципального района Волгоградской области на основании лицензий на пользование недрами ВГЛ 01323 НЭ, ВГЛ 01998 НЭ. Целевое назначение лицензий - разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Восточно-Макаровского и Добринского участков недр. В процессе очистки добытой газоконденсатной смеси, полученной со скважин, образуются жидкие отходы.
В соответствии с пунктом 2.2 Приложения к лицензии ВЛГ 01998 НЭ, выданной обществу, участку недр на период разведки и добычи Добринского месторождения придается статус горного отвода с ограничением по глубине залегания кровли кыновского горизонта в границах уточненного месторождения, не выходящих за границы лицензионного участка недр.
Таким образом, обществу дана возможность осуществления геологического изучения с целью захоронения жидких отходов производства, образующихся при сероочистке газа и конденсата, без оформления дополнительной лицензии на геологическое изучение и оценку пригодности участка недр для захоронения отходов производства.
Вместе с тем согласно части 4 статьи 36.1 Закона о недрах работы по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
Во исполнение статьи 6.1 Закона о недрах обществом получен проект на проведение работ по теме: Геологическое изучение Добринского участка недр с целью обоснования возможности размещения (захоронения) промышленных стоков и отходов производства в глубокие горизонты скважины N 22" (подготовлен лицом, имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности ВГЛ 01998 НЭ от 15.08.2012) (далее - Проект).
На указанный Проект ООО "Газнефтесервис" было получено положительное экспертное заключение Нижне-Волжского территориального отделения ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 27.05.2016.
Уведомлением Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (ЮГНЕДРА) от 07.06.2016 исх.N 130-ЮФО-10-39/1371 Проект был одобрен и зарегистрирован в государственном реестре работ по геологическому изучению недр под гос. рег. N 18-16-462, дата гос. регистрации 07.06.2016.
Представитель ООО "Газнефтесервис" пояснил, что заявитель не осуществляет размещение (захоронение) отходов I-IV классов опасности в глубоких горизонтах, Управление подменяется понятие деятельности по "опытной закачке при проведении ОФР в процессе геологического изучения недр", на которую лицензия не требуется, понятием деятельности по "промышленному размещению отходов", на осуществление которой лицензия необходима.
Вышеизложенное подтверждается неоднократными разъяснениями уполномоченных органов (Роснедр, Югнедр) в ответ как на запросы общества, так и на запросы самого Управления, а именно: письмо Югнедра от 11.07.2016 N ВО-ЮФО-10-09/1724, письмо Югнедра от 06.09.2016 N ЮФО-01-01-09/2265, письмо Роснедра от 27.07.2016, совместный запрос Управления и общества поданные в период рассмотрения административного дела у мирового судьи - запрос Управления от 15.09.2017 N4706 и запрос общества от 20.09.2017 N 691 и ответ на него ФБУ "РОСГЕОЭКСПЕРТИЗА" от 19.10.2017 N ЛЛ-02/2418 и Югнедра от 21.09.2017 исх. N /30-ЮФО-10-09/2429, в которых выражена позиция о том, что геологическое изучение недр Добринского участка с целью обоснования возможности размещения стоков и отходов производства в глубокие горизонты скважины N 22 должно проводиться в соответствии с утвержденным проектом, прошедшим государственную экспертизу. Если проектом предусмотрено поведение опытной закачки жидких отходов на стадии опытно-фильтрационных работ для достоверного определения параметров пласта, то данные работы должны выполняться в соответствии с проектом. В связи с этим осуществление ООО "Газнефтесервис" геологического изучения с целью захоронения жидких отходов производства, образующихся при сероочистке газа и конденсата, являлось правомерным без оформления дополнительной лицензии на геологическое изучение и оценку пригодности участка недр для захоронения отходов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отдельной лицензии на проведение работ по Проекту, реализуемому на стадии геологического изучения недр, не требуется.
Также из материалов дела следует, что 18.03.2016, т.е. до начала проведения работ по Проекту, общество обратилось в Югнедра с заявкой N 79-2 от 18.03.2016 о внесении изменений в лицензию на право пользование недрами, с целью включения в лицензию права на захоронение отходов промышленного производства при проведении опытно-фильтрационных работ.
Уведомлением N ВО-ЮФО-10-09/909 от 15.04.2016 с приложением протокола рассмотрения заявки, распорядитель недр отказал обществу в выдаче лицензии (изменения к лицензии), указав, что ООО "Газнефтесервис" имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр в рамках имеющейся у него лицензии на пользование недрами и на основании проекта, получившего положительное заключение, и цель которого получить геологическое обоснование самой возможности разработки проекта на строительство полигона захоронения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не принимает довод Управления о необходимости прохождения Проекта на геологическое изучение недр, реализованного обществом, государственной экологической экспертизы, поскольку указанный проект не относится к объектам, подлежащим государственной экологической экспертизе, так как указанной экспертизе подлежат сами проекты на строительство (эксплуатацию) объектов размещения, захоронения отходов.
В суде первой инстанции привлеченные судом первой инстанции специалисты пояснили, что деятельность осуществляемая обществом по проекту - проведение опытно-фильтрационных работ с использованием реальных отходов производства в ходе геологического изучения недр не тождественна понятию "размещения отходов при промышленном захоронении".
Указанные выводы подтверждаются также имеющимися в материалах дела экспертными заключениями.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у ООО "Газнефтесервис" имела место не опытно-промышленная, а опытная закачка.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что неисполнение первоначально выданного предписания от 04.10.2016 N 13-173/16-01-ВН послужило основанием для составления Управлением в отношении общества протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и обращением с указанным протоколом и материалами административного дела в суд с заявлением о привлечении ООО "Газнефтесервис" к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Волгоградской области от 29.09.2017 N5-8-544/2017, оставленным без изменения решением Жирновского районного суда Волгоградской области от 15.12.2017 по делу N12-75/2017, прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Указанными судебными актами установлено, что осуществление ООО "Газнефтесервис" геологического изучения с целью дальнейшего получения лицензии на захоронение жидких отходов производства, образующихся при сероочистке газа и конденсата, без оформления дополнительной лицензии на геологическое изучение и оценку пригодности участка недр для захоронения отходов производства является правомерным, использование натуральных отходов при проведении опытно-фильтрационных работ на скважине N 22 Добринского участка предусмотрено Проектом на геологическое изучение недр с целью определения гидрогеологических параметров, выработки рекомендаций по технологии закачки, разработки регламента и методики закачки отходов и является неотъемлемой частью опытно-фильтрационных работ, соответственно, выданное в отношении ООО "Газнефтесервис" предписание от 04.10.2016 N 13-173/16-01 нельзя считать законным, в связи с чем неисполнение данного предписания не может быть признано административным правонарушением.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, из материалов дела следует, что ООО "Газнефтесервис" прекратило опытно-фильтрационные работы в середине июня 2017 года, т.е. еще до момента проведения проверки (09.08.2017) и вынесения предписания от 09.08.2017 N 4-135/2017-01-ВН.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что возложение предписанием от 09.08.2017 N 4-135/2017-01-ВН обязанности на общество не допускать размещение (захоронение) отходов I-V классов опасности в глубоких горизонтах без соответствующей лицензии на пользование недрами является неправомерным ввиду недоказанности осуществления обществом такой деятельности.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи предписания от 09.08.2017 N 4-135/2017-02-ВН послужил факт неисполнения обществом ранее выданного предписания от 04.10.2016 N 13-173/16-02-ВН, согласно которому ООО "Газнефтесервис" обязано в срок до 01.07.2017 не допускать загрязнение недр и гидроминералогических ресурсов в ходе производства работ, связанных с пользованием недрами на лицензионных участках.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства наличия факта загрязнения недр ввиду осуществления обществом деятельности на скважине.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Газнефтесервис" осуществляет регулярный мониторинг закачки жидких промышленных отходов. Указанный мониторинг включает в том числе: регулярные наблюдения за подземными водами, нагнетательными сооружениями (скважинами), а также за отдельными компонентами окружающей природной среды в границах соответствующих подземных водных объектов; регистрацию наблюдаемых показателей и обработку информации. На основании полученных данных мониторинга можно сделать вывод о том, что никакого вреда недрам, в том числе вызванного их загрязнением, не производится.
Постановлением от 04.07.2013 N 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
Правила устанавливают порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее - вред).
Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых расчет размера вреда производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При вменении надзорным органом причинения вреда недрам, вызванного их загрязнением, необходимо доказать:
вред недрам повлек утрату полезных ископаемых (в нашем случае нет добычи полезных ископаемых);
нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых (свойства при геологическом изучении недр не нарушаются);
вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение- в нашем случае особо охраняемых геологических объектов не имеется).
При определении вреда необходимо представить доказательства, подтверждающие факт причинения и размер вреда проверяющим органом
По результатам проверки 2016 года, получено письмо N 6680-1963-ВН от 24.11.2016 с "Расчетом вреда, причиненного недрам вследствие нарушения ООО "Газнефтесервис" законодательства о недрах", согласно которому по результатам проведенных опытно-фильтрационных работ с использованием опытной закачки жидких отходов 2016 года, расчет вреда причиненного недрам составляет 0 рублей.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что неисполнение первоначально выданного предписания от 04.10.2016 N 13-173/16-02-ВН послужило основанием для составления Управлением в отношении общества протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и обращением с указанным протоколом и материалами административного дела в суд с заявлением о привлечении ООО "Газнефтесервис" к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Волгоградской области от 29.09.2017 N5-8-545/2017, оставленным без изменения решением Жирновского районного суда Волгоградской области от 15.12.2017 по делу N12-74/2017, прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Указанными судебными актами установлено, что осуществление ООО "Газнефтесервис" геологического изучения с целью дальнейшего получения лицензии на захоронение жидких отходов производства, образующихся при сероочистке газа и конденсата, на геологическое изучение и оценку пригодности участка недр для захоронения отходов производства, в ходе которого производились опытно-фильтрационные работы, сопровождающиеся опытной закачкой жидких отходов в глубокие горизонты, правомерны, что подтверждается доказательствами имеющимися в материалах дела (протоколом ГКЗ, неоднократными разъяснениями лицензирующих органов - Роснедра, Югнедра, показаниями специалистов, экспертные заключениями) и не могут повлечь за собой загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов, поскольку все стадии работ, выполняемых ООО "Газнефтесервис", обоснованы и закреплены в Проекте "Геологическое изучение Добринского участка недр с целью обоснования возможности размещения (захоронения) промышленных стоков и отходов производства в глубокие скважины N 22", получившим положительное Заключение Нижне-Волжского территориального отделения ФБУ "Росгеологоэкспертиза", т.е. разрешение уполномоченного государственного органа, который, одобряя представленный Проект, рассматривал его и на предмет гидрогеологической закрытости пласта - коллектора, обеспечивающей надежную изоляцию водоносных горизонтов (нижележащих и вышележащих) от подольско-мячковского горизонта, являющегося целевым. Довод Управления о наличии загрязнения ввиду проводимых обществом в соответствии с Проектом опытно-фильтрационных работ сводится к размещению отходов в недрах без получения лицензии. При этом обстоятельства, указывающие на факт непосредственно загрязнения недр и наступившие негативные последствия, в жалобе не приводятся. Соответственно, выданное в отношении ООО "Газнефтесервис" предписание от 04.10.2016 N 13-173/16-02-ВН нельзя считать законным, в связи с чем неисполнение данного предписания не может быть признано административным правонарушением.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, из материалов дела следует, что ООО "Газнефтесервис" прекратило опытно-фильтрационные работы в середине июня 2017 года, т.е. еще до момента проведения проверки (09.08.2017) и вынесения предписания от 09.08.2017 N 4-135/2017-02-ВН.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возложение предписанием от 09.08.2017 N 4-135/2017-02-ВН обязанности на общество не допускать загрязнение недр и гидроминералогических ресурсов в ходе производства работ, связанных с пользованием недрами на лицензионных участках является неправомерным ввиду недоказанности осуществления обществом такой деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые предписания незаконными.
Довод апеллянта о том, что предписания от 04.10.2016 обществом не обжаловались, опровергается выше установленным обстоятельствами дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что общество, обжалуя предписания, манипулирует понятиями опытно-фильтрационные работы, опытно-промышленная закачка, попутные сточные воды, промышленные стоки и отходы, стадии и этапы проведения работ по геологическому изучению недр, тем самым пытается уклониться от выполнения обязанностей, возлагаемых на природопользователя законодательством о недрах и в области охраны окружающей среды, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка N 8 Волгоградской области, в связи с чем судебной коллегией не принимаются.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2017 года по делу N А12-32025/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.