город Омск |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А46-9606/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16593/2017) Открытого акционерного общества "ОмскВодоканал"
на решение Арбитражного суда Омской области от 31.10.2017 по делу N А46-9606/2017 (судья Луговик С.В.),
принятое по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (ИНН 5503083235, ОГРН 1045504022740)
к Открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344)
о взыскании 1 673 885 руб. 59 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области - Тиханович А.Ю. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 01/6533 от 11.10.2017 сроком действия 1 год); Персикова Л.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 01/6487 от 10.10.2017 сроком действия 6 месяцев);
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Демидова Е.Г. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 35 от 19.01.2018 сроком действия по 31.12.2018); Литвинова О.Н. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 425 от 29.12.2017 сроком действия по 31.12.2018),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Омской области, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее по тексту - ОАО "ОмскВодоканал", общество, ответчик) о взыскании 1 673 885 руб. 59 коп.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные Управлением Росприроднадзора по Омской области требования в полном объеме, взыскав с ОАО "ОмскВодоканал" в пользу Управления 1 673 885 руб. 59 коп. задолженности, в доход федерального бюджета 29 739 руб. 00 коп. государственной пошлины.
При этом арбитражный суд исходил из того, что представленные в обращении ОАО "ОмскВодоканал" затраты, произведенные в 2012 году, не могут быть включены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнений к ней) ОАО "ОмскВодоканал" указывает, что вывод суда о невозможности включения в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду затрат, понесенных ОАО "ОмскВодоканал" в 2012 году, является незаконным, не соответствует обстоятельствам дела, противоречит пунктам 3, 5 Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2013 N 347 (далее по тексту - Правила N 347).
Кроме того, как полагает податель апелляционной жалобы, арбитражным судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не дана оценка соответствия проведенных ОАО "ОмскВодоканал" природоохранных мероприятий требованиям части 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 3 Правил N 347, позволяющим осуществлять зачет (корректировку, уменьшение) платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В представленных до начала судебного заседания возражениях Управление Росприроднадзора по Омской области просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу ОАО "ОмскВодоканал" - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО "ОмскВодоканал" поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления Росприроднадзора по Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с учетом дополнений к ней), письменные возражения на неё, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "ОмскВодоканал" при осуществлении хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в понятии Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В этой связи ОАО "ОмскВодоканал" осуществляет плату за соответствующее негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год, представленному ОАО "ОмскВодоканал" (сопроводительное письмо от 15.01.2016 N 238/16), сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, осуществляемые ОАО "ОмскВодоканал", в 2015 году составляет 1 673 885,59 руб.
Вышеуказанная сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год со стороны ОАО "ОмскВодоканал" оплачена не была, поскольку, как указывает ОАО "ОмскВодоканал", последнее в 2012 году понесло затраты на реализацию природоохранных мероприятий - восстановление фильтров доочистки и внедрение системы нитриденитрификации.
По результатам рассмотрения представленных документов 11.05.2017 Управление Росприроднадзора по Омской области направило в ОАО "ОмскВодоканал" требование "О доначислении и довнесении в бюджеты Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду" N 1/2017 в размере 1 673 885,59 руб., которое обществом исполнено не было.
Поскольку ОАО "ОмскВодоканал" не исполнило обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
31.10.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое ОАО "ОмскВодоканал" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с частями 1-3 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно частям 1-3 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.
На основании частей 1, 2 статей 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Как уже отмечалось выше, ОАО "ОмскВодоканал" в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год самостоятельно рассчитало сумму платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, осуществляемые ОАО "ОмскВодоканал" в 2015 году, - 1 673 885,59 руб.
Размер указанной платы сторонами не оспаривается.
Как полагает ОАО "ОмскВодоканал", ссылаясь на пункты 3,5 Правил N 347, указанную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год общество платить не должно, поскольку в 2012 году ОАО "ОмскВодоканал" понесло затраты на реализацию природоохранных мероприятий - восстановление фильтров доочистки и внедрение системы нитриденитрификации.
В свою очередь, Управление Росприроднадзора по Омской области, возражая против позиции ОАО "ОмскВодоканал", указывает, что указанные Правила вступили в законную силу с 28.04.2013, следовательно, они применяются только к правоотношениям, возникшим после их вступления в законную силу, так как самим нормативным правовым актом не установлено, что он имеет обратную силу.
Кроме того, как указывает Управление, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") указанные выше Правила N 347 признаны утратившими силу.
Аналогичные выводы применительно к указываемым ОАО "ОмскВодоканал" Правилам N 347 содержатся в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Не согласившись с данными выводами суда первой инстанции, ОАО "ОмскВодоканал" указывает в апелляционной жалобе, что законодательство, действующее в период проведения природоохранных мероприятий (пункты 6.3, 6.4, 6.13 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных 26.01.1993 Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации), а также в период проведения корректировки (пункты 3, 5 Правил N 347), разрешало осуществлять зачет (корректировку, уменьшение) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущих платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией подателя апелляционной жалобы о том, что действующее в период проведения природоохранных мероприятий, а также в период проведения корректировки законодательство предусматривало возможность осуществлять зачет (корректировку, уменьшение) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущих платежей.
Вместе с тем в настоящее время указанные нормы утратили силу в связи с закреплением указанных положений в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно: пунктом 10 статьи 16.3 указанного Закона установлено, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировку ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 11 указанной нормы из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Факт проведения ОАО "ОмскВодоканал" природоохранные мероприятий, а также их соответствие требованиям части 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 3 Правил N 347, устанавливающим аналогичные требования в спорном периоде (2012 и 2015 годы, соответственно), Управлением, действительно, не оспаривается, на что указывает податель апелляционной жалобы.
Вместе с тем, как следует из представленных ОАО "ОмскВодоканал" в материалы дела документов, в том числе письма исполняющего обязанности главного инженера ОАО "ОмскВодоканал" Г.Г. Шамсутдинова о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год, пояснительной записки с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанной начальником отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды производственно-технической дирекции Е.Г. Делидовой, ОАО "ОмскВодоканал" выполняет природоохранные мероприятия для реализации экологической политики.
Затраты на реализацию природоохранных мероприятий - восстановление работы фильтров доочитски и внедрение системы нитриденитрификации, реализованных ОАО "ОмскВодоканал" в 2012 году, предусмотрены согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов и подтверждены в отчете о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2012 год, представленном в Управление Росприроднадзора по Омской области в установленном порядке (т. 2 л.д. 13-16). В результате выполнения мероприятий - восстановление работы фильтров доочистки и внедрение системы нитриденитификации в 2012 году произошло снижение объема сбросов загрязняющих веществ, что подтверждено отчетом о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2012 год.
При установленных по делу и изложенных выше обстоятельствах следует вывод о том, что сроки начала и окончания работ по исполнению плана рассматриваемых природоохранных мероприятий ограничиваются 2012 годом.
При этом в силу пункта 12 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" затраты, соответствующие установленным требованиям и не учетные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (аналогичное положение в спорной части содержалось в редакции данной нормы, действующей в 2015 году).
Таким образом, рассматриваемые затраты ОАО "ОмскВодоканал", произведенные в 2012 году, не могут быть включены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год, что повлекло обоснованное удовлетворение иска Управления в полном объеме.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 31.10.2017 по делу N А46-9606/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.