г. Чита |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А19-6609/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2017 года по делу N А19-6609/2017 по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВОСТСИБЭНЕРГОСТРОЙ" (ОГРН 1153850024987, ИНН 3812113660; место нахождения: 664011, Иркутская обл., Иркутск г., Свердлова ул., 24)к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА (ОГРН 1023801011959, ИНН 3808074898; место нахождения: 664043, Иркутская обл., Иркутск г., Сергеева ул., 3, 25) о признании незаконным решения от 15.03.2017 N 048S19170004830, (суд первой инстанции - Л.А. Куклина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены;
от заинтересованного лица: не явились, извещены;
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВОСТСИБЭНЕРГОСТРОЙ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА (далее - Управление, ответчик, фонд) "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 15.03.2017 г. N 048S19170004830.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.11.2017 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА от 15.03.2017 N 048S19170004830 как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскано с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВОСТСИБЭНЕРГОСТРОЙ" расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что в июле 2016 года Обществом была обнаружена ошибка в ранее направленной форме СЗВ-М и 20.07.2016 г. для исправления ошибки в Управление Пенсионного фонда была направлена дополняющая форма, о чем свидетельствует Положительный протокол входного контроля и Протокол проверки электронного документа. Сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, представленные страхователем и принятые Управлением Пенсионного фонда 20.07.2016 г., представляли собой исправленную Обществом отчетность. Кроме того, первоначально сведения за апрель 2016 года, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", были представлены страхователем в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, заинтересованным лицом не установлено, у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и назначения страхователю штрафных санкций.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2017 года по делу N А19-6609/2017 отменить полностью и принять по делу N А19-6609/2017 новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Востсибэнергострой".
Полагает, что первоначально отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года был направлен Страхователем в Управление, в установленный законом срок. При этом в последующем была представлена дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении 3 застрахованных лиц отсутствовавших в первоначально предоставленной Страхователем исходной форме. Следовательно, Страхователем представлены неполные индивидуальные сведения, предусмотренные пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за апрель 2016 года в отношении 3 застрахованного лица.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не представлен.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.01.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Иркутска проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2016 года.
По результатам проведенной проверки 02.02.2017 г. составлен Акт проверки N 048S18170002459.
15.03.2017 г. заместителем руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Иркутска вынесено решение N 048S19170004830 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 1500 рублей 00 копеек и предложило заявителю уплатить финансовую санкцию.
Заявитель полагая, что решение Управления Пенсионного фонда нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решение суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ООО "ВОСТСИБЭНЕРГОСТРОЙ" является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
На основании пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, срок представления индивидуальных сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за апрель 2016 года истекал 10.05.2016 г.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных рассматриваемым Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзац третий статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусматривает ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона.
Абзац 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г., предусматривал, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Судом первой инстанции верно указано, что из содержания данной нормы в обеих редакциях следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Давая оценку акту проверки и решению Пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно пришел к следующему.
Как следует из решения от 15.03.2017 г. N 048S19170004830 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в рассматриваемом случае страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
Согласно акту 02.02.2017 г. N 048S18170002459 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и оспариваемому решению при установленном до 10.05.2016 г. сроке, сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года представлены Обществом в Управление Пенсионного фонда 20.07.2016 г.
При этом, судом первой инстанции установлено, что первоначально отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года был направлен страхователем в Управление Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи в 10 часов 18 минут 10.05.2016 г., то есть в установленный законом срок. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом проверки представленной отчетности. Данный отчет был принят Управлением Пенсионного фонда к обработке.
В июле 2016 года Обществом была обнаружена ошибка в ранее направленной форме СЗВ-М и 20.07.2016 г. для исправления ошибки в Управление Пенсионного фонда была направлена дополняющая форма, о чем свидетельствует Положительный протокол входного контроля и Протокол проверки электронного документа.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, представленные страхователем и принятые Управлением Пенсионного фонда 20.07.2016 г., представляли собой исправленную Обществом отчетность, следовательно, в действиях общества состав правонарушения, который ему вменяется пенсионным фондом, отсутствует.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно мотивировочной части решения Пенсионного фонда от 15.03.2017N 048S19170004830 ООО "Востсибэнергострой" привлекается к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ. В резолютивной части решения пенсионного фонда указан состав правонарушения - представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2-2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ.
Таким образом, пенсионный фонд привлек Общество к ответственности не за тот состав правонарушения, который описан в мотивировочной части решения.
При указанных обстоятельствах решение Пенсионного фонда нельзя признать законным и обоснованным.
Доводы пенсионного фонда, которые также были заявлены в суде первой инстанции, о том, что несвоевременно поданы сведения на 3 лиц, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными, поскольку такого деления составов правонарушения из абз.З ст. 17 закона N 27-ФЗ не следует: либо несвоевременная подача сведений, либо неполные (недостоверные) сведения.
Представление неполных или недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", образует другой состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена абзацем третьим статьи 17 вышеуказанного Федерального закона. При этом пенсионный фонд каких-либо обстоятельств недостоверности (неполноты) сведений не устанавливал, в акте и решении не отражал. Исходя из содержания решения Управления Пенсионного фонда от 15.03.2017 г. N 048S19170004830, совершение правонарушения, выразившегося в представлении неполных или недостоверных сведений, а равно нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных, страхователю не вменялось, к ответственности за такие нарушения Общество не привлекалось.
При этом абзац третий статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного (в настоящее время - пятидневного) срока представления скорректированных сведений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что первоначально сведения за апрель 2016 года, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", были представлены страхователем в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, заинтересованным лицом не установлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и назначения страхователю штрафных санкций.
При изложенных обстоятельствах заявленное требование Общества правомерно удовлетворены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2017 года по делу N А19-6609/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.