г. Самара |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А65-20960/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 19 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года по делу N А65-20960/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Карповой Анны Сергеевны (ИНН 165012041548, ОГРН И308169005000308),
общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ВитЛуф" (ИНН 7709601100, ОГРН 1057746548276),
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ИНН 1655065554, ОГРН 1051622218559),
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани",
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Достовалова Олега Александровича, Шайхетдиновой Эльмиры Маратовны,
Якимовой Галины Георгиевны,
общества с ограниченной ответственностью "Консорциум - Капитал",
Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани,
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью 2 962 кв.м., адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Сибирский Тракт-Халитова, д. 36, расположенного под зданием по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сибирский Тракт-Халитова, изложенного в письме от 14.06.2017 N 3262/КЗИО-исх.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Карпова Анна Сергеевна, общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ВитЛуф" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - ответчики), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Достовалова Олега Александровича, Шайхетдиновой Эльмиры Маратовны, Якимовой Галины Георгиевны, общества с ограниченной ответственностью "Консорциум - Капитал", Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, (далее - третьи лица), о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью 2 962 кв.м., адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Сибирский Тракт-Халитова, д. 36, расположенного под зданием по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сибирский Тракт-Халитова, изложенного в письме от 14.06.2017 N 3262/КЗИО-исх..
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального района города Казани в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50 в собственность, изложенный в письме от 14.06.2017. На Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального района города Казани возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Карповой Анны Сергеевны и Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ВитЛуф" путем подготовки, подписания и направления им не позднее двухнедельного срока со дня получения настоящего решения проекта купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью 2 962 кв.м. по ул. Сибирский Тракт - Халитова, 36.
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
Карпова Анна Сергеевна апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Карпова Анна Сергеевна на основании договора купли-продажи от "12" марта 2012 г. N Р 12-3/1 является собственником следующих объектов недвижимости:
- помещения N N 1,1а,3,4, назначение: нежилое, общая площадь: 658,8 кв.м., этаж 1, кадастровый номер: 16:50:050202:272, адрес (местоположение объекта): РФ, РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, пом.N N 1,1а,3,4,
- помещение 2-го этажа N 1, антресоль: N N 1-5, назначение: нежилое, общая площадь: 785,8 кв.м., кадастровый номер: 16:50:050202:275, адрес (местоположение объекта): РФ, РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, пом.2-го этажа N 1, антресоль:N N 1-5.
ООО "ВитЛуф" на основании договора купли-продажи от 03.07.2017 является собственником нежилых помещений N 1000, расположенных на первом этаже здания по адресу: РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова номера на поэтажном плане 2,5,5а, площадью 867,2 кв.м., кадастровый номер 16:50:050202:219, и помещений N 1001, расположенных на первом этаже здания по адресу: РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, площадью 143,8 кв.м., кадастровый номер 16:50:050202:220.
Иными собственниками помещений, расположенных в здании по адресу: РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, являются Достовалов Олег Александрович, Шайхетдинова Эльмира Маратовна, Якимова Галина Георгиевна.
Данные помещения расположены в здании с кадастровым номером 16:50:050202:127, площадью 3036.5 кв.м., по адресу: Республика Татарстан, г Казань, Сибирский тракт-Халитова.
Указанное здание возведено ООО "Кантри ЛТД" в 2005 году.
ООО "Кантри ЛТД" на основании постановления Главы администрации г.Казани от 11.08.1997 г. N 1613 владело на праве аренды земельным участком на пересечении улиц Сибирский тракт и Халитова.
Постановлением главы администрации г.Казани N 2076 от 18.12.2002 лет земельный участок площадью 0,375 га предоставлен ООО "Кантри ЛТД" в аренду сроком на пять для реконструкции существующих торговых павильонов с организацией торгового комплекса на пересечении улиц Сибирский тракт и Халитова.
Между ООО "Кантри ЛТД" и Службой земельного кадастра по г.Казани 21.03.2003 заключен договор N 7535 аренды земельного участка, площадью 0,375 га, по адресу: РТ г.Казань, ул.Сибирский тракт на пересечении с ул.Халитова. Разрешенное использование: для реконструкции существующих торговых павильонов с организацией торгового комплекса.
ООО "Кантри ЛТД" 01.11.2005 заключило с ООО "Консорциум-Капитал" договор о долевом участии в инвестировании строительства (реконструкции) торгового комплекса на пересечении ул.Сибирского тракта и ул.Халитова Советского района г.Казани. На основании данного договора 20.03.2006 за ООО "Кантри ЛТД" зарегистрировано право долевой собственности на здание с кадастровым номером 16:50:050202:127 в размере 2051/3411 долей, за ООО "Консорциум-Капитал" зарегистрировано право долевой собственности в размере 1360/3411 долей.
Актом N 45п-1-6 от 20.01.2006 законченный строительством торговый комплекс "Восточный", расположенный по адресу: г.Казань, ул.Сибирский тракт-Халитова принят приемочной комиссией.
Далее ООО "Консорциум -Капитал" на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество от 14.04.2006 реализовало 230/3411 долей в собственность ООО "РТЦ-Недвижимость".
Между сторонами 15.12.2006 заключен договор о разделе недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности. Согласно данному договору стороны разделили в натуре помещение в следующем порядке:
- ООО "Консорциум-Капитал" перешли в собственность помещения N 2,5,5а на 1-м этаже, N 1а на 2 этаже, общей площадью 1011 кв.м.,
- ООО "РТЦ-Недвижимость" перешли в собственность помещения N 1а,1б,1в на 1 этаже, общей площадью 207,1 кв.м.,
- ООО "Кантри ЛТД" перешли в собственность помещения N 1,3,4,6,7 на 1 этаже, а также помещение N 1 на 2 этаже, общей площадью 1827,1 кв.м.
ООО "Кантри ЛТД" 11.10.2007 на основании договора купли-продажи реализовало принадлежащие обществу помещения 1-го этажа N N 1,3,4,6,7, 2-го этажа N 1, площадью 1827,10 кв.м., расположенные по адресу: РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, в собственность ООО "Коммерческая Фирма "Фобос".
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 01.08.2008 вынесено Постановление N 4194 "О предоставлении ООО "Кантри ЛТД", ООО "Консорциум-Капитал", ООО "РТЦ-недвижимость" земельного участка по ул. Сибирский тракт, площадью 2428 кв.м., занимаемый зданием торгового павильона, в аренду сроком на три года со множественностью лиц на стороне арендатора." Договор аренды у заявителей отсутствует.
На основании договора купли-продажи N 1-р от 02.02.2009 ООО "Коммерческая Фирма "Фобос" реализовало помещения 7,7а,7б,7в,7г,7д,7е,7ж, площадью 198,4 кв.м. Шайхетдиновой Э.М.
На основании договора купли-продажи N 2-р от 13.04.2010 ООО "Коммерческая Фирма "Фобос" реализовало помещения N 6,6а,6б,6в,6г,6д, площадью 200,4 кв.м. Достовалову О.А.
По договору купли - продажи N 3-р от 22.04.2011 ООО "Коммерческая Фирма "Фобос" реализовало помещения 1-го этажа N 1,1а,3,4, площадью 658,8 кв.м., и помещения 2-го этажа N 1, антресоль N 1-5, площадью 785,8 кв.м. обществу с ограниченной ответственностью "Авис".
На основании договора купли-продажи 12.03.2012 ООО "Авис" реализовало Карповой А.С. помещения 1-го этажа N 1,1а,3,4, площадью 658,8 кв.м., и помещения 2-го этажа N 1, антресоль N 1-5, площадью 785,8 кв.м.
По договору купли-продажи N 01/КП-К/2014 от 20.02.2014 ООО "РТЦ-Недвижимость" продало Якимовой Г.Г. помещения, площадью 204,2 кв.м.
По договору купли-продажи от 03.07.2017 ООО "Консорциум -Капитал" нежилые помещения N 1000, расположенные на первом этаже здания по адресу: РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова номера на поэтажном плане 2,5,5а, площадью 867,2 кв.м., кадастровый номер 16:50:050202:219, и помещения N 1001, расположенные на первом этаже здания по адресу: РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, площадью 143,8 кв.м., кадастровый номер 16:50:050202:220, реализованы ООО "ВитЛуф".
Следовательно, собственниками объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, являются заявители - ИП Карпова А.С. и ООО "ВитЛуф", а также третьи лица - Достовалов О. А., Шайхетдинова Э. М., Якимова Г. Г.
Сособственники помещений указанного здания по ул.Сибирский-Тракт в 2012 обратились в муниципальное образование г.Казани с заявлением сформировать земельный участок под данным зданием и предоставить его заявителям в собственность.
Письмом за исх.N 2814/кзио исх от 15.02.2013 Комитет земельных и имущественных отношений в ответ на письмо сособственников за вх.N 2150/кзио-вх предложил обратиться в Управление архитектуры и градостроительства ИК г. Казани для утверждения схемы расположения земельного участка.
В ответ на данные обращения в адрес сособственников Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани было направлено письмо от 25.12.2013 г. N 14-19-18225 с предложением согласовать формирование земельного участка площадью 3 183 кв.м. в границах, согласно приложенной графике.
При этом, в данном письме сведения о расположении испрашиваемого земельного участка в красных линиях отсутствуют.
Письмом от 28.01.2014 собственники помещений согласовали предложенный вариант формирования земельного участка.
В последующем, собственники помещений обратились в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории под зданием торгового центра и последующем предоставлении сформированного земельного участка в собственность.
В ответ на данное заявление из МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в адрес заявителей поступили письма от 13.03.2014 N 14-22-2688 и от 20.03.2014 N 4548, согласно которым, в границах формируемого земельного участка расположены земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:050201:2 и 16:50:050201:3, которые предоставлены муниципалитетом в аренду на 5 лет на основании договора от 21.03.2003 г. N 7535 иному лицу, что не дает возможность осуществить формирование приватизируемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда РТ от 11 марта 2015 года по делу N А65-29963/2014 обременения земельных участков были признаны отсутствующими, что позволило в осуществить формирование испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью: 2962,0 кв.м.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани постановлением от 24.06.2016 N 2592 "О предварительном согласовании предоставления гражданину О.А. Достовалову земельного участка по ул. Сибирский тракт" утвердил схему расположения земельного участка площадью 2 962 кв.м. по ул.Сибирский тракт (категория земель - земли населенных пунктов), образуемого из земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050201:24, 16:50:05020:11, на кадастровом плане территории (пункт 1.1.)
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 24.06.2016 N 2592 для земельного участка установлено разрешенное использование - объект технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования, предприятие общественного питания (код 4.0 - предпринимательство: размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности) (пункт 1.2.) (л.д. 66 - 67, том 1).
Заявители обратились в Исполнительный комитет МО г.Казани с заявлением оформить в собственность земельный участок с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью: 2962,0 кв.м., адрес: РФ, РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, д.36, расположенный под зданием по адресу: РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова.
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений г.Казани письмом от 03.03.2017 отказал заявителям в оформлении земельного участка в собственность, сославшись на расположение земельного участка в створе красных линий, являющихся границей территории общего пользования (л.д. 11, том 1).
В ответ на указанное письмо от 03.03.2017 ИП Карпова А.С. со ссылкой на статью 262 ГК РФ указала ответчику на неисполнение им обязательства по передаче земельного участка в собственность и подготовке договора купли - продажи земельного участка (л.д. 9, том 1).
Комитет земельных и имущественных отношений, рассмотрев повторное обращение об оформлении права общей долевой собственности на земельный участок, письмом от 14.06.2017 N 3262/кзио-исх отказал в предоставлении земельного участка в собственность, указав в обоснование: "_земельный участок с кадастровым номером 16:50:050201:50 расположен в створе красных линий, являющихся границей территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и устанавливаются для прокладки и эксплуатации систем транспортной и инженерной инфраструктур. Согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации приватизация земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования запрещена". В данном письме Комитет земельных и имущественных отношений пояснил, что такие земельные участки могут предоставляться лишь в пользование - постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду и субаренду (л.д. 8, том 1).
Считая отказ Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью: 2962,0 кв.м., адрес: РФ, РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, д.36, оформленный письмом от 14.06.2017 г. N 3262/кзио-исх, нарушающим права и интересы заявителей как лиц, имеющих исключительное право на приобретение земельных участков в собственность, заявители обратились в Арбитражный суд РТ с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что участок, находящийся под объектом недвижимости, принадлежащим лицу на праве собственности, не может относится к землям общего пользования.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. По правилам статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного Кодекса.
В пункте 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Статья 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из предоставленного ответчиком в материалы дела Градостроительного заключения на заявку от 27.08.2015 г. N 7239/УАиГ/ОГ, подписанного главным архитектором г.Казани Т.Г.Прокофьевой, испрашиваемый земельный участок расположен в проектных красных линиях, границах транспортной развязки; согласно Генеральному плану г.Казани участок расположен в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения, в зоне прохождения перспективного метрополитена и строительства станции метрополитена и в охранной зоне ЛЭП.
Как указали в судебном заседании суда первой инстанции представители ответчика и Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденным генеральным планом предназначен для размещения объектов местного значения (пункт 17 статьи 39.16 ЗК РФ), а именно предстоит строительство дорожной развязки и расширение дороги.
Суд первой инстанции, отклоняя указанные доводы, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрК РФ (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Решением Казанского Совета народных депутатов от 24 декабря 1998 г. N 9-13 утвержден Градостроительный устав Казани.
На основании статьи 41 Градостроительного устава города Казани красные линии разрабатываются, согласовываются, утверждаются и изменяются в составе проекта планировки территории. Процедура утверждения проектов планировок территории регулируется статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответствующими им положениями статьи 42 Градостроительного устава города Казани.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного устава города Казани МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" осуществляет в городе Казани ведение дежурного плана красных линий, в котором отражаются, собираются и хранятся подлинные чертежи планов красных линий, разбивочные чертежи и акты установления (изменения) красных линий, иные материалы по красным линиям.
Порядок проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации определен в Инструкции (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30.
В соответствии с пунктом 3.8 инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (пункт 4.1 инструкции).
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3. инструкции).
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 инструкции).
Данная Инструкция предусматривает, что после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий (пункт 4.5).
Подлинные чертежи планов красных линий, разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий хранятся в органах архитектуры и градостроительства вместе с соответствующей градостроительной документацией (пункт 4.8).
Согласно пункту 5.3.3 инструкции действующие красные линии показываются красным цветом. Действующие линии, подлежащие отмене данным чертежом, зачеркиваются крестами черного цвета. При этом в приложении А (Условные картографические знаки красных и других линий градостроительного регулирования) данной инструкции определено, что красная линия имеет условное обозначение "красная линия" и представляет собой сплошную линию.
Так, для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ), выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ). Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий, который подлежит утверждению органами местного самоуправления.
Следовательно, как верно указал суд, существующее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 242-О).
Градостроительное законодательство не содержит понятия "проектные красные линии". Сводный план красных линий включает в себя только утвержденные в установленном порядке красные линии.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов и пояснения третьего лица -представителя Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, красные линии, проходящие по ул.Сибирский тракт, являются проектными, не утвержденными в установленном порядке, проект планировки территории, в которой расположен спорный земельный участок, не утвержден, отсутствует.
Судом установлено, что Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани, оригинал которого обозревался судом.
Пунктом 3.2.2 Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, которое заключается в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорог путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в разных уровнях.
Согласно пункту 3.2.2.2. Положения Генеральным планом предусматривается строительство 24 транспортных развязок в разных уровнях.
В первую очередь строительства планировались транспортные развязки на следующих территориях:
- две транспортные развязки по ул. Фатыха Амирхана - на пересечении с пр. Ямашева и с ул. Чистопольской;
- транспортная развязка на пересечении ул. Чистопольской с пр. Ибрагимова;
- транспортная развязка на пересечении ул. Николая Ершова с ул. Патриса Лумумбы (1-й этап);
- две транспортные развязки по пр. Победы - на пересечении с ул. Рихарда Зорге и с ул. Академика Сахарова.
Согласно пункту 1.5. Генерального плана выделены следующие временные сроки его реализации:
- расчетный срок Генерального плана, на который запланированы все основные проектные решения Генерального плана городского округа Казань, - 2020 год;
- первая очередь Генерального плана, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана, - 2010 год.
Срок реализации мероприятий первой очереди истек в 2010 году.
Указанным Генеральным планом муниципального образования города Казани строительство транспортной развязки на ул. Сибирский тракт не предусмотрено.
Суд, проверяя правомерность отказа администрации с точки зрения положений пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ, исследовал утвержденный по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации, документ территориального планирования - Генеральный план муниципального образования города Казани, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
Пунктом 3.2.2. Генерального плана установлено, что развитие общегородской улично-дорожной сети на расчетный срок реализации Генерального плана и прогнозируемый период осуществляется в соответствии со Схемой общегородской улично-дорожной сети и транспорта и Схемой очередности развития общегородской улично-дорожной сети.
В системе улиц и дорог в Генеральном плане выделяются: скоростные дороги, улицы общегородского значения непрерывного и регулируемого (в том числе координированного) движения, улицы районного значения, городские дороги.
Представителем Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани представлены в материалы дела графический материал - Схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта в подлиннике в полном объеме на обозрение суда и в виде выкопировки в материалы дела, а также Схема функциональных зон, совмещенной со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050. При этом, Схема очередности развития общегородской улично-дорожной сети в материалы дела не представлена.
Схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта содержит следующие условные обозначения:
"синий круг" - существующие транспортные развязки,
"белый круг" - транспортные развязки, предусмотренные генпланом на 2020 г.,
"синий квадрат" - существующие путепроводы,
"белый квадрат" - путепроводы, предусмотренные генпланом на 2020 г.,
"алая разметка с черной линией" - улицы общегородского значения с непрерывным движением,
"фиолетовая разметка" - улицы общегородского значения с координированным светофорным движением "по зеленой волне",
"синяя разметка с белой пунктирной линией" - перспективные участки городской уличной сети.
В представленной ответчиком Схеме общегородской уличной сети и транспорта на улице общегородского значения с непрерывным движением Сибирский тракт отмечены один синий круг, означающий существование транспортной развязки, и два синих квадрата, означающие существование путепроводов.
Из указанной схемы видно планирование строительства транспортной развязки, предусмотренной генпланом на 2020 год на пересечении ул.Сибирский Тракт и ул. Поперечно -Ноксинской, расстояние от которого до испрашиваемого земельного участка достаточно значительное.
Однако, из указанной схемы не видно планирование строительства транспортной развязки на территории, где находится испрашиваемый земельный участок, транспортная развязка уже существует.
Суд, обозрев представленную Схему общегородской улично-дорожной сети и транспорта установил, что спорный земельный участок не находится в зоне перспективного развития.
Из представленной в материалы дела Схемы функциональных зон, совмещенной со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 года, не видно в какой срок и развитие какой улично - дорожной сети планируется.
Судом изучена Схема очередности развития общегородской улично - дорожной сети, опубликованной на официальном сайте Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани (http://www.uag.kzn.ru/gradostroitelstvo/general_plan/).
В указанной Схеме даны условные обозначения, где:
- улично - дорожная сеть, существующая в 2005 году выделена черным цветом;
- развитие общегородской улично - дорожной сети, планируемой в 2010 году - выделена темно - синим цветом;
- развитие общегородской улично - дорожной сети, планируемой в 2020 году - голубым цветом;
- развитие общегородской улично - дорожной сети, планируемой в 2050 году - голубым с пунктирными линиями.
Из указанной Схемы очередности развития общегородской улично - дорожной сети судом установлено, что улично - дорожная сеть спорной территории окрашена в черный цвет, то есть развитие улично - дорожной сети по ул. Сибирский тракт в 2020 и 2050 годах не планируется. Это развитие уже реализовано до 2010 года.
В данной Схеме очередности развития общегородской улично - дорожной сети также видно наличие транспортного узла, выделенного черным кругом.
Следовательно, на ул. Сибирский тракт уже существуют транспортные развязки и путепроводы.
Из предоставленного представителем Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани графического материала - Схема функциональных зон, совмещенная со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 года, следует, что спорный земельный участок расположен в уже существующей зоне. Данный участок не входит в зону планируемых территорий.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что Схема очередности развития общегородской улично-дорожной сети, как часть графического материала Генерального плана, не имеет красных линий, обозначающих границы территории планируемого перспективного строительства транспортной развязки по улице Сибирский тракт города Казани.
Пункт 3.2.2.1. Генерального плана содержит перечень общегородских улиц и дорог, предлагаемых к строительству и реконструкции на расчетный срок реализации Генерального плана.
Из указанного пункта следует, что территория, на которой расположен спорный земельный участок, не входит в данный перечень.
Пункт 3.2.2.2. Генерального плана содержит перечень территорий, в отношении которых предусматривается строительство искусственных сооружений.
Судом установлено, что территория, на которой расположен спорный земельный участок, в данный перечень не входит. Искусственное сооружение на данной территории уже построено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд верно указал, что испрашиваемый земельный участок, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Казани, не относится к территории, предназначенной для строительства транспортной развязки и (или) развития улично - дорожной сети.
Красные линии на данной территории в Генеральном плане не отображены, поскольку отсутствует документация по планировке этой территории, а значит и красные линии, не утверждались.
Из Генерального плана муниципального образования г.Казани (пункт 3.2.3) также следует, что строительство первого участка второй линии метрополитена планируется до остановочной платформы Компрессорный. Фраза "до остановочной платформы" означает, что линия метрополитена не будет пересекать железнодорожные пути, тогда как испрашиваемый участок расположен по другую сторону железнодорожных путей.
Данный факт был подтвержден представителем Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, который пояснил, что линия метрополитена не будет пересекать железнодорожные пути.
Представленная на обозрение суда Управлением архитектуры и градостроительства схема развития метрополитена не соответствует описательной части Генерального плана.
В целях исследования вопроса о том, входит ли фактически спорный участок в границы зон планируемого размещения объектов местного значения, на которые ссылаются ответчик и Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, судом вынесено протокольное определение о проведении 06 декабря 2017 года в 9 часов 45 минут выездного судебного заседания по адресу: РФ, РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, д.36.
При выездном судебном заседании на место нахождения испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью: 2962,0 кв.м., адрес: РФ, РТ, г.Казань, ул.Сибирский Тракт-Халитова, д.36, судом установлено следующее.
Спорный земельный участок расположен посередине уже сформированной дорожной развязки:
- по направлению из города в сторону жилого массива Дербышки (далее - Дербышки) организовано одностороннее четырехполосное движение (в том числе, полоса для общественного городского транспорта), далее данная дорога разветвляется и уходит прямо на Дербышки и влево по направлению в центр города на улицы: пр.Ямашева, Сиб.Тракт, ак.Арбузова,
- по направлению со стороны Дербышек в сторону улиц: пр.Ямашева, Сиб.Тракт, ак.Арбузова, организовано одностороннее четырехполосное движение (в том числе, полоса для общественного транспорта), которое разделяется далее на две дороги по 3 полосы со спуском с развязки на пр.Ямашева (левее) и прямо на искусственный путепровод в сторону ак.Арбузова, Сиб.Тракт; по правую сторону от этой развязки построен и действует еще один искусственный путепровод, по которому проходят железнодорожные пути,
- между испрашиваемым участком и основной дорогой по направлению в сторону Дербышек имеется земельный участок, на котором расположены торговые павильоны, не принадлежащие истцам, не относящиеся к предмету спора, ориентировочная ширина участка - 10 метров, протяженность равна протяженности испрашиваемого земельного участка. Кроме того, между основной дорогой по направлению в Дербышки и земельным участком, на котором расположены торговые павильона проходят трамвайные пути.
- между испрашиваемым участком и участком, на котором расположены торговые павильоны, имеется двухполосная односторонняя дорога для движения общественного городского транспорта и всех транспортных средств в сторону центра города,
- перед территорией испрашиваемого участка сформирован разворот для трамваев (ул.Халитова-2),
- железнодорожная остановочная платформа Компрессорный расположена на расстоянии примерно в 300 метрах от спорного участка,
- зона ЛЭП расположена в стороне от спорного участка, земельный участок не пересекает. Документы, подтверждающие нахождение испрашиваемого участка в охранной зоне ЛЭП, в материалы дела не представлены,
- спорный земельный участок расположен непосредственно под зданием с кадастровым номером 16:50:050202:127 по его периметру (за исключением небольшой площади с северо-восточного угла). Площадь участка составляет 2 962 кв.м. Данные границы участка были скорректированы ответчиком, как то следует из имеющейся в материалах дела переписки между сторонами, с учетом места его расположения. Испрашиваемый земельный участок не затрагивает дороги и пешеходные переходы и дорожки, которые обрамляют земельный участок со всех сторон.
Судом при проведении выездного судебного заседания в результате осмотра территории установлено наличие существующей транспортной развязки, отсутствие других вариантов возможного размещения этой транспортной развязки.
Представитель ответчика в ходе выездного судебного заседания пояснил, что на ул.Сибирский тракт в сторону Дербышек расположены однопутные трамвайные линии.
Расположение в указанной части однопутной трамвайной линии свидетельствует о необходимости в указанном месте трамвайных путей, но ограниченной площади, что, в свою очередь, свидетельствует о невозможности дальнейшего расширения дороги на данном участке (в сторону Дербышек).
В сторону центра города (ул. 8 марта, в обратную сторону) расположены три эстакады на пересечении Сибирского тракта с улицей Академика Арбузова и пр. Ямашева, что свидетельствует о существовании транспортной развязки.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что расширение существующей четырехполосной дороги (как в ту, так и в обратную сторону - всего 8) за счет испрашиваемого земельного участка с учетом дальнейшего сужения (и в ту и в обратную сторону) является нецелесообразным.
В ходе выездного судебного заседания судом установлено, что Схема общегородской улично - дорожной сети и транспорта, из которой следует наличие транспортной развязки на спорной территории, где находится испрашиваемый земельный участок, соответствует действительности.
Соответственно, на сегодняшний день дорожная развязка на пересечении улиц Сибирский тракт - пр.Ямашева сформирована, расширений не требует.
Суд установил, что испрашиваемый участок не входит в границы зон планируемого размещения объектов, указанных в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования; красные линии для обозначения границ территории общего пользования не установлены.
Из материалов дела следует, что единственным доказательством наличия проектных красных линий является приложенная к оспариваемому отказу топографическая съемка. Иных доказательств в обоснование своей позиции ни ответчиками, ни третьим лицом не представлено.
Между тем, топографическая съемка с нанесенными проектными красными линиями в виде пунктиров в отсутствие указания на планирование строительства в зоне испрашиваемого земельного участка транспортной развязки в Генеральном плане муниципального образования города Казани не является надлежащим доказательством планирования территории для размещения объектов местного значения.
Как пояснил представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства, в Генеральный план г.Казани не вносятся изменения в части уже исполненных проектов.
Судом установлено, что большая часть современных транспортных развязок строилась в соответствии с "Программой развития улично - дорожной сети и системы городского пассажирского транспорта города Казани на период до 2013 года с прогнозом до 2020 года", разработанной в 2009 году для обеспечения транспортной инфраструктуры XXVII Всемирной летней Универсиады, проведенной в городе в 2013 году.
В ходе судебного разбирательства представитель Управления архитектуры и градостроительства также пояснил, что транспортная развязка на ул. Сибирский тракт построена к Всемирной летней Универсиаде, которая проводилась в 2013 году.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что наличие транспортной развязки на спорной территории, эстакады на пересечении Сибирского тракта с улицей Академика Арбузова свидетельствует уже об исполнении проекта.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30).
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).
Как было указано выше, на картах Генерального плана красные линии не нанесены. Проектные красные линии, которые явились основанием для отказа предоставления земельного участка в собственность, усматриваются только лишь из топографической съемки.
С учетом отсутствия нанесенных красных линий на картах, прилагаемых к Генеральному плану, отсутствия оснований для их нанесения, поскольку, как следует из пояснений представителя Управления архитектуры и градостроительства, транспортная развязка уже построена, а также установлено судом в ходе выездного судебного заседания, суд сделал правильный вывод о том, что проектные красные линии нанесены на топографическую съемку произвольно, поскольку указанные линии больше ничем не предусмотрены.
Судом установлено, что на обратной стороне топографической съемки имеется штамп, в котором указано следующее "ПР. красные линии соответствуют разработанным_". На данном штампе не указано чему именно соответствуют проектные красные линии. Содержащаяся на штампе подпись не имеет расшифровки: ни фамилии, имени, отчества, ни должностного положения лица (л.д. 18, том 1).
На обратной стороне топографической съемки имеется еще один штамп, из которого следует, что она изготовлена МУП г.Казани "Центр подготовки исходной документации" 12 апреля 2017 года, то есть до того, как был дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка.
Суд правомерно указал на то, что указанная топографическая съемка специально изготовлена для обоснования оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что при нанесении проектных красных линий руководствовались тем, что "когда - нибудь кем - нибудь будет решено что - то там построить".
Такой подход к проектным красным линиям, которые фактически и физически можно нанести в любое время и на любой схеме топографической съемки, лишает (нивелирует) предусмотренное законом право собственника объекта недвижимости на приобретение земельного участка в собственность.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания по делам об оспаривании ненормативных правовых актов возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поскольку суду не представлены доказательства того, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов местного значения, ответчик не доказал наличие основания, предусмотренного пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, не представил надлежащих доказательств законности и обоснованности вынесенного отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
При этом верно указав, что существующее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 242-О).
Таким образом, ссылка на топографическую съемку, которая является единственным документом, где нанесены проектные красные линии, не является правомерной.
Неосновательным является также довод ответчика о том, что земельный участок не подлежит приватизации ввиду расположения его на территории общего пользования.
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный участок, на котором возведен объект недвижимости, функционально не соответствующий назначению участка общего пользования, утрачивает основное условие отнесения его к земельным участкам общего пользования - свободный доступ, поэтому такой участок по существу перестает быть земельным участком общего пользования.
Из смысла пункта 12 статьи 85 ЗК РФ следует, что запрет на приватизацию распространяется на те земельные участки, которые заняты объектами общего пользования. Исходя из того, что на испрашиваемом земельном участке в установленном порядке возведен объект недвижимости, не являющийся объектом общего пользования, с момента застройки он не может считаться землей общего пользования и может быть приватизирован.
Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм права и оценка доказательств, отличная от оценки их судом, не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года по делу N А65-20960/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.