г. Томск |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А27-19114/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Ждановой,
судей М.А. Фертикова, И.И. Терехиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Ташлыковой,
при участии в судебном заседании:
от истца: Штеймиллер Ю.Л. по доверенности от 03.10.2017 (сроком до 31.12.2018), свидетельство о заключении брака от 11.11.2017,
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (07АП-11699/2017) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 ноября 2017 года по делу N А27-19114/2017 (судья О.С. Ходякова)
по иску Кузбасского акционерного общества энергетики и электрофикации (ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333, 650000, г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, 30)
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478, 650000, г. Кемерово, пр-т Советский, 58)
о признании недействительным в части договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кемеровская теплосетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - комитет, ответчик) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 17.01.2013 N 14-01-Э/13 в редакции уведомления от 10.07.2017 N 9-6-07/461 в той части, в какой размер арендной платы с 01.01.2016 превышает 41 296 руб. в год (КС х 1,6%); с 01.01.2017 по 01.07.2017 - 21 415 руб. 09 коп. ((КС х 1,6% +4%): 365 х 182 дня); с 02.07.2017 по 31.12.2017 превышает 21 491 руб. 34 коп. ((КС х 1,6% + 3,8 %) : 365 х 183 дня).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10 ноября 2017 года по делу N А27-19114/2017 произведена замена акционерного общества "Кемеровская теплосетевая компания" на его правопреемника - Кузбасское акционерное общество энергетики и электрофикации (далее - АО "Кузбассэнерго", истец); исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на то, что истец не представил в материалы дела справку уполномоченного органа об отнесении спорного объекта к объектам регионального или местного значения.
Истец в соответствии со статьей 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобе, просил решения суда оставит без изменения; заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (копия запроса N 3-11/03-94829/17-0-0 от 02.11.2017, копия ответа N 09-01/5340 от 28.11.2017).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилися.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Рассмотрев ходатайство о приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их приобщении к материалам дела исходя из следующего.
В соответствии частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции при наличии ходатайства лица, участвующего в деле, о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств и при условии надлежащего обоснования лицом, участвующим в деле, невозможности представления в суд первой инстанции данных доказательств по причинам, не зависящим от него, а также в случае отказа судом первой инстанции в удовлетворении соответствующего ходатайства.
Учитывая необходимость оценки представленных документов в совокупности с другими, имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что их не приобщение может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009), суд апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 АПК РФ, представленные истцом документы (копия запроса N 3-11/03-94829/17-0-0 от 02.11.2017, копия ответа N 09-01/5340 от 28.11.2017), принял в качестве дополнительных доказательств.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, АО "Кузбассэнерго" как правопреемник АО "Кемеровская теплосетевая компания" является собственником подкачивающей насосной станции тепломагистрали от Кемеровской ТЭЦ в Рудничный район первая очередь, назначение: нежилое здание, 1- этажный, общая площадь 1628,3 кв.м, адрес объекта: г.Кемерово, Рудничный район, 500 м юго-западнее жилого дома N 32 по ул. Михайловская (свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2016 взамен свидетельства 04.06.2012). Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0401002:247.
Между комитетом (арендодателем) и ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" (арендатором) заключен договор аренды от 17.01.2016 N 14-01-Э/13 земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401002:247 площадью 6422 кв.м, расположенного по адресу: г.Кемерово, 500 м юго-западнее жилого дама N 32 по ул. Михайлоской, для размещения подкачивающей насосной станции тепломагистрали от Кемеровской ТЭЦ в Рудничный район первая очередь (лит.А).
Уведомлением от 10.07.2017 N 9-6-07/461 комитет на основании пункта 3.6 договора сообщил обществу об изменении арендной платы, указав, что за период с 01.01.2016 арендная плата устанавливается 19 206 руб. 13 коп. и определяется по формуле: А= КС х Кв х Ки х S/П, где А - размер арендной платы; КС = 401,90 - кадастровая стоимость земельного участка (руб./кв.м); Кв = 5,45 % - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (приложение N 1 к Порядку N 62); Ки = 1,1 х 1,065 х 1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055 х 1,129 (коэффициенты, учитывающие уровень инфляции на 2010 - 2016 годы); S - 6433 - площадь земельного участка (кв.м); П -12 -количество периодов внесения арендной платы в году.
С 01.01.2017 арендная плата устанавливается 20 320,09 руб. в месяц и определяется А = 19 206,13 х 1,058, где 19 206,13 руб. - арендная плата в 2016 году, 1,058 - коэффициент, учитывающий уровень инфляции на 2017 год.
С 03.05.2017 арендная плата составляет 39 415,74 руб. в месяц и определяется по формуле: А= КС х Кв х Кбд х Ки х S/П, где А - размер арендной платы; КС = 401,90 - кадастровая стоимость земельного участка (руб./кв.м); Кв = 5,45 % - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (приложение N 1 к Порядку N 62); УПКСЗ = 1512,19 - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере группы видов разрешенного использования; Кбд = квадратный корень (1512,19/ 401,90) + 1,93974293 - коэффициент базовой доходности; Ки = 1,1 х 1,065 х 1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055 х 1,129 х 1,058 (коэффициенты, учитывающие уровень инфляции на 2010 - 2017 годы); S = 6422 - площадь земельного участка (кв.м); П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в году.
Полагая, что размер арендной платы должен определяться, исходя из утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - приказ Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347) ставок, АО "Кузбассэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 39.7, 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из того, что установленный комитетом размер арендной платы на 2016, 2017 годы превышает предельно допустимый размер годовой арендной платы, определенный на основании приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ договор аренды является возмездным, основной обязанностью арендатора является своевременное внесение платы за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 данного Постановления также указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку спорный земельный участок относятся к категории публичных земель, с учетом вышеприведенных правовых норм стоимость аренды земельного участка является в силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ регулируемой ценой и подлежит применению независимо от порядка ее определения в договоре аренды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившим в силу с 1 марта 2015 года, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 названного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 2 статьи 49 ЗК РФ к таким объектам относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность признаются объектами теплоснабжения (пункт 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
В соответствии с нормативами градостроительного проектирования Кемеровской области (утв. постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 406) в рекомендуемый перечень объектов капитального строительства местного значения для отражения в документах территориального планирования муниципальных образований входят тепловые подкачивающие насосные станции (пункт 3 таблицы приложения N 1).
В рассматриваемом случае в генеральном плане города Кемерово, утвержденном решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2011 N 36, в составе карты (приложение N 2.1) отражены объекты местного значения, в том числе подкачивающая насосная станция (кадастровый номер ОКС 42:24:0401002:151, кадастровый номер земельного участка, на котором находится объект - 42:24:0401002:247).
Более того, Управлением Архитектуры и градостроительства письмом от 28.11.2017 исх.N 09-01/5340 подтверждает, что отображенная на указанной карте в составе генерального плана города Кемерово насосная станция (кадастровый номер ОКС 42:24:0401002:151) относится к объектам местного значения городского округа в области теплоснабжения населдения).
Строительными нормами и правилами Российской Федерации "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети" (приняты Постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 N 110) установлено, что правила распространяются на тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями) от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) тепловых пунктов (узлов вводов) зданий и сооружений, транспортирующие горячую воду с температурой до 200 °C и давлением до 2,5 МПа включительно, водяной пар с температурой до 440 °C и давлением до 6,3 МПа включительно, конденсат водяного пара (абзац 1 пункта 1).
В состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и т.п. (абзац 2 пункта 1).
В разделе I Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295, предусмотрено, что насосные станции входят в состав имущества тепловых сетей на территории электростанции (пункт 1.14).
Таким образом, подкачивающая насосная станция на тепловых сетях АО "Кузбассэнерго" является объектом местного значения в области теплоснабжения населения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение п. 5 Правил принят Приказ Минэкономразвития N 347 от 18.06.2013, согласно которому ставка арендной платы в отношении указанных земельных участков установлена в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (пункт 1 приказа).
Пунктом 2 названного приказа установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Для расчета арендной платы в отношении земельного участка применима ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка, установленная приказом N 347.
Пунктом 3 приказа N 347 установлено, что предельные ставки арендной платы, установленные пунктом 2 настоящего приказа, изменяются согласно пункту 8 Правил N 582.
Из содержания пункта 8 Правил N 582, следует, что размер арендной платы изменяется в зависимости от уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Принимая во внимание изложенное выше, учитывая то, что с 01.01.2016 в расчёте применяется новая кадастровая стоимость земельного участка, в 2017 году индекс инфляции установлен федеральным законом дважды (в соответствии в первоначальной редакции статьи 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" показатель уровня инфляции на 2017 год установлен в размере 4 %, а в редакции Федерального закона от 01.07.2017 N 157-ФЗ предусмотрен показатель уровня инфляции 3,8 %), суд апелляционной инстанции, также как и суд первой инстанции, приходит к выводу, что размер арендной платы на 2016 год составит 41 296 руб. в год (2 581 000 руб. х 1,6 %), размер арендной платы с 01.01.2017 составит 42 947,84 руб. в год (2 581 000 руб. х 1,6 % х 1,04); с 02.07.2017 - 42 865,25 руб. в год (2 581 000 руб. х 1,6 % х 1,038).
Установленный комитетом размер арендной платы на 2016, 2017 годы превышает предельно допустимый размер годовой арендной платы, определенный на основании приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 и противоречит требованиям п. 4 ст.39.7 ЗК РФ.
Доводы ответчика о непредставлении истцом в целях подтверждения обоснованности применения ставки арендной платы на основании п. 4.ст. 39.7 ЗК РФ справки уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, расположенного на арендуемом земельном участке, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку предоставление справки в целях определения размера арендной платы за использование земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, ЗК РФ не предусмотрено.
Кроме того, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 12 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 25 Перечня документом, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, является "*" выписка из документа территориального планирования или выписка из документации по планировке территории, подтверждающая отнесение объекта к объектам регионального или местного значения.
Согласно сноске 3 таблицы приложению к приказу документы, обозначенные символом "*", запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Каких-либо возражений по расчету арендной платы ответчик в материалы дела не представил, иных доводов в апелляционной жалобе не привел.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 ноября 2017 года по делу N А27-19114/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
М.А. Фертиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19114/2017
Истец: АО "Кемеровская теплосетевая компания", АО "Кузбассэнерго"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области