г. Красноярск |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А33-26441/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" марта 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Креол ТЕК"): Полякова А.В., представителя по доверенности от 01.01.2018 N 1,
от ответчика (администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края): Кориневской Е.Д., представителя по доверенности от 29.12.2017 N 01-50/82,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Креол ТЕК"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" декабря 2017 года по делу N А33-26441/2017, принятое судьёй Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Креол ТЕК" (ИНН 2452036535, ОГРН 1092452000354, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к закрытому административно-территориальному образованию город Железногорск в лице администрация закрытого административно-территориального образования город Железногорск (ИНН 2452012069, ОГРН 1022401419590, далее - ответчик) о признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 08.09.2017 N 2, в части отказ в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, проезд Мира, 4.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "18" декабря 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что действующее законодательство, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, не требуют от претендента предоставления именно лицензии (копии) на управление многоквартирным домом для участия в конкурсе, а требуют лишь предоставления документов, подтверждающих соответствие претендентов установленным требованиям для участия в конкурсе
Документом, подтверждающим соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 7.2 конкурсной документации, является, по мнению заявителя, предоставленная выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о наличии у претендента лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданная органом государственного жилищного надзора.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация ЗАТО г.Железногорск отзыв на апелляционную жалобу не представила, представитель ответчика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
ООО "Креол ТЕК" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092452000354, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории ЗАТО г. Железногорск.
Администрацией ЗАТО г.Железногорск объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красноярский край, ЗАТО г.Железногорск, проезд Мира, дом 4, в котором доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов.
Конкурсная документация утверждена 02.08.2017. Извещение о проведении торгов N 130717/2896549/01 размещено на официальном сайте администрации ЗАТО г.Железногорск и на сайте: http://torgi.gov.ru/.
Согласно журналу регистрации конкурсных заявок претендентов на участие в открытом конкурсе на право заключения договора управления многоквартирным домом (г.Железногорск, пр.Мира, д.4, протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 07.09.2017, протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению от 08.09.2017 N 130717/2896549/01 для участия в вышеуказанном конкурсе подано 4 заявки, а именно ООО "Ленинградское", ООО "Креол ТЭК", ООО "Катран" и ООО "Октябрьское".
Согласно протоколу N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению от 08.09.2017 N 130717/2896549/01 конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе ООО "Креол ТЭК" в связи с непредставлением документов, подтверждающих соответствие претендента установленным требованиям.
Полагая решение конкурсной комиссии администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края, оформленное протоколом от 08.09.2017 N 2, в части отказа обществу в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Красноярский край, г.Железногорск, проезд Мира, 4, незаконным, нарушающим права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии обязанности у претендента подтверждать свое соответствие установленным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в том числе представлять копию лицензии на соответствующий вид деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
По части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс о отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 1 статьи 10 Устава муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края", утвержденного Решением Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 23.06.2011 N 16-95Р, органом местного самоуправления ЗАТО Железногорск является исполнительно-распорядительный орган - администрация закрытого административно- территориального образования город Железногорск.
Пунктами 1, 2 статьи 36 Устава муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края" предусмотрено, что администрация ЗАТО г.Железногорск является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления ЗАТО Железногорск и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
Согласно пункту 1 решения Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 13.12.2011 N 20-124р администрация ЗАТО г.Железногорск является органом, уполномоченным на организацию и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования ЗАТО Железногорск в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов.
Исходя из пункта 1.1. решения Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 13.06.2017 N 20-83р пункт 1 решения Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 13.12.2011 N 20-124р дополнен вторым абзацем следующего содержания: "Установить, что администрация ЗАТО г.Железногорск является органом, уполномоченным на организацию и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов."
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация ЗАТО г.Железногорск является органом, уполномоченным на организацию и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила).
Для участия в конкурсе претендент подает заявку по утвержденной форме (пункт 52 Правил).
Пункт 53 Правил, устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые претендент на участие в конкурсе обязан предоставить в составе своей конкурсной заявке. В составе заявки представляются документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе: документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; копии документов, подтверждающих соответствие претендента, установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, если федеральными законами установлены такие требования; копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Согласно пункту 18 Правил претенденту может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в случае несоответствия претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил.
Подпунктом 1 пункта 15 Правил от 06.02.2006 N 75 предусмотрено, что при проведении конкурса устанавливается следующее требование к претендентам: соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 16 Правил от 06.02.2006 N 75 требования, указанные в пункте 15 настоящих Правил, предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.
Основания для отказа допуска к участию в конкурсе установлены пунктом 18 Правил от 06.02.2006 N 75, согласно подпункту 1 которого основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе является непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что администрацией ЗАТО г.Железногорск объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красноярский край, г.Железногорск, проезд Мира, дом 4 (л.д.89-93).
Согласно пункту 3 документации открытого конкурса предметом конкурса является право на заключение договора управления многоквартирным домом (л.д.94-99).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7.3 документации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 7.2.
Подпунктом 1 пункта 7.2 документации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлены следующие требования к претендентам: соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
По пункту 2 пункта 8.3 документации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом заявка на участие в конкурсе включает в себя документы, подтверждающие соответствие претендентов установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов: копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 7.2 конкурсной документации, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу части 3 данной статьи к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Частью 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением среди прочего случая, предусмотренного частью 3 статьи 200 названного Кодекса.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, установлено требование - осуществление деятельности на основании лицензии, в связи, с чем документом, подтверждающим соответствие претендента установленным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, учитывая предмет конкурса - право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Железногорск, проезд Мира, дом 4, является лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданная органом государственного жилищного надзора.
Как следует из материалов дела, обществом в составе заявки представлены следующие документы: опись документов, заявка на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.08.2017 N 92В/2017, приказ от 23.05.2017 N 2 "О вступлении в должность директора ООО "Креол ТЕК" - Кравцова Е.О.", доверенности от 01.09.2017 N 1, 2, 3 на Кравцова Е.О., Кравцова И.А., платежное поручение от 09.09.2017 N 490 на сумму 139 378 рублей 08 копеек, Устав ООО "Креол ТЕК", изменения N 1 Устав ООО "Креол ТЕК", изменения от 15.11.2013 N 2 Устав ООО "Креол ТЕК", изменения от 22.04.2015 N 2 Устав ООО "Креол ТЕК", решение от 31.12.2009 N 2 единственного участника ООО "Креол ТЕК", решение от 15.11.2013 N 4 единственного участника ООО "Креол ТЕК", решение от 22.04.2015 N 04/15 единственного участника ООО "Креол ТЕК", справка от 01.09.2017 N 1 об отсутствии кредиторской задолженности, справка из МИФНС России N 2 по Республике Хакасия от 23.08.2017 N 7067 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, справка от 28.08.2017 N 423 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1), утвержденный бухгалтерский баланс за 2016 год, квитанция о приеме налоговой декларации (л.д.20-50).
Копия лицензия подтверждающая право на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами заявителем в составе заявки отсутствовала, в связи, с чем конкурсная комиссия пришла к обоснованному выводу о не предоставлении претендентом копии необходимых документов в составе заявки и приняла решение об отказе ООО "Креол ТЭК" в допуске к участию в открытом конкурсе по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по проезду Мира, 4, г. Железногорск.
Довод заявителя жалобы о том, что конкурсная комиссия не имела возможности требовать от претендентов документов, не предусмотренных пунктом 53 Правил N 75, в связи с чем и не была представлена лицензия, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку лицензия является документом, устанавливающим его правоспособность, то есть наличие у данного лица потенциального права на участие в тех или иных гражданских правоотношениях.
Из смысла статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что граждане и юридические лица свободны в реализации только принадлежащих им гражданских прав.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 53 Правил N 75 установлено, что к заявке на участие в конкурсе прилагаются также документы, подтверждающие соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 данных Правил, то есть документа, подтверждающие наличие у лица права на участие в таком конкурсе и на заключение соответствующего договора.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку общества на копию выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о выданных юридическому лицу лицензиях, поскольку такая выписка не подменяет собой обязанность подтверждать соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 7.2 конкурсной документации, путем представления именно копии лицензии как самостоятельного документа.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" декабря 2017 года по делу N А33-26441/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.