г. Хабаровск |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А73-18427/2017 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 16.01.2018
по делу N А73-18427/2017
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления о наложении административного штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства N 14086/15/27027.
УСТАНОВИЛ:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю от 10.11.2017 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства N 14086/15/27027.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.01.2018 в удовлетворении заявленных министерством требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.01.2018 по делу N А73-18427/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона).
05.05.2012 в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 041046748, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска по делу N 2-6563/11 на основании решения от 08.12.2011, возбуждено исполнительное производство N 20895/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Согласно требованиям исполнительного документа на министерство возложена обязанность - предоставить Пышкиной Л.А. благоустроенное, изолированное отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. метров на состав семьи один человек в г. Комсомольске-на-Амуре.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена министерству.
Указанным постановлением министерству установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа министерству неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда. В адрес отдела судебных приставов от министерства в ответ на требования поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда края в г. Комсомольска-на-амуре.
30.04.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 5000 руб. в связи с неисполнением министерством исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.06.2013 по делу N 2-4737/13 постановление ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 30.04.2013 о взыскании с должника исполнительского сбора оставлено без изменения.
По состоянию на 02.07.2014 решение суда по делу N 2-6563/11 министерством не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем 03.07.2014. министерству вручено требование от 02.07.2014 об исполнении решения суда в срок до 08.07.2014, также в указанный срок предлагалось уведомить судебного пристава - исполнителя о чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным исполнение решения суда.
В требовании министерство предупреждалось об административной уголовной ответственности за неисполнения решения суда.
По состоянию на 09.07.2014 министерством решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
18.07.2014 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска. в отношении министерства вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Министерство, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.09.2014 по делу N А73-10065/2014 постановление от 18.07.2014 о привлечении министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП оставлено без изменения.
Решение суда первой инстанции от 24.09.2014 оставлено без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 N 06АП-6083/2014.
После передачи материалов исполнительного производства в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю произошла перерегистрация исполнительного производства на номер 14086/15/27027.
11.12.2015 и. о. начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю в отношении министерства вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Министерство, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.02.2016 г. по делу N А73-18722/2015 постановление от 11.12.2015 оставлено без изменения.
Указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 N 06АП-1647/2016.
Постановлением и. о. начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю от 27.03.2017 министерство привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства N 14086/15/27027.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.06.2017 г. по делу N А73-4315/2017 постановление от 27.03.2017 оставлено без изменения.
Указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 N 06АП-3798/2017.
По состоянию на 26.10.2017 решение суда по делу N 2-6563/11 министерством не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем 26.10.2017 министерству вручено требование от 26.10.2017 об исполнении решения суда в срок до 01.11.2017, также в указанный срок предлагалось уведомить судебного пристава - исполнителя о чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным исполнение решения суда. В случае невыполнения вышеуказанных требований министерство было уведомлено о необходимости явиться 02.11.2017 в 09 часов 00 минут в Межрайонный отдел судебных приставов по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 4, каб. N 2 с документом, удостоверяющим личность, для дачи объяснения по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса о привлечении министерства к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В требовании министерство предупреждалось об административной уголовной ответственности за неисполнения решения суда.
По состоянию на 02.11.2017 министерством решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
02.11.2017 судебным приставом-исполнителем в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
02.11.2017 начальником межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 09 часов 00 минут на 10.11.2017 по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 4.
Копия протокола об административном правонарушении, а также определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены министерству 03.11.2017.
По состоянию на 10.11.2017 министерством решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено. Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не поступало.
10.11.2017 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю вынесено постановление о привлечении министерства к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно части 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 до 70 000 рублей.
Отклоняется довод апелляционной жалобы об имущественном характере требования. Требование исполнительного документа об обязании министерства предоставить гражданину помещение имеет неимущественный характер согласно статье 105 Закона N 229-ФЗ, поскольку в нем установлена обязанность должника совершить определенные действия. Сумма денежного эквивалента обязательным действиям должника в судебном акте не указана.
Судебному приставу-исполнителю не предоставлено право изменять содержание исполнительного документа. В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, так как о необходимости исполнения решения суда министерству было известно со дня вынесения соответствующего судебного акта, то есть с 2011 года.
Направление министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (правопреемнику министерства имущественных отношений края) заявок на приобретение квартир для нуждающихся граждан, а также направление информационных писем судебному приставу-исполнителю с указанием процедуры приобретения жилого помещения не свидетельствует об отсутствии вины министерства в совершении административного правонарушения. Указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, принятые министерством меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Довод жалобы министерства на то, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, о возможном предоставлении жилого помещения после его приобретения министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку судом возложена обязанность именно на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии министерства состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 10.11.2017.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции. Суд апелляционной инстанции с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, обязательности исполнения судебного акта не усматривает оснований для применения к спорным отношениям положений статей 2.9, 3.4 КоАП РФ.
Возражение заявителя жалобы о том, что министерство не является надлежащим ответчиком в рамках гражданского иска по делу, рассмотренному в суде общей юрисдикции, на основании которого выдан спорный исполнительный лист, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, как не имеющий правового значения в рамках настоящего спора, предметом которого является оспаривание постановления о привлечении заявителя к административной ответственности в связи с неисполнением им в установленный срок без уважительных причин требования, содержащегося в исполнительном документе суда общей юрисдикции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.01.2018 по делу N А73-18427/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.