Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2018 г. N Ф09-2488/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А60-32642/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Зелениной Т.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии:
от истца - открытого акционерного общества "Уральский трубный завод": Маркитантов А.В., доверенность от 09.01.2018, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, открытого акционерного общества "Уральский трубный завод",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 ноября 2017 года
принятое судьей Абдрахмановой Е.Ю.,
по делу N А60-32642/2017
по иску открытого акционерного общества "Уральский трубный завод" (ОГРН 1026601502740, ИНН 6625005042)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066)
об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
установил:
Открытое акционерное общество "Уральский Трубный завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
- об урегулировании разногласий между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области и открытым акционерным обществом "Уральский трубный завод" по договору купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:58:0111001:2267, площадью 267 011 кв.м., местоположение: Свердловская область, г.Первоуральск, п. СТИ, разрешенное использование: под объект промышленности (промплощадка) - г.Первоуральск, ул.Сантехизделий, 34, требуя определить его на условиях протокола разногласий к проекту договора купли-продажи земельного участка по цене 36 582 613 рублей 68 копеек.
- об урегулировании разногласий между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области и открытым акционерным обществом "Уральский трубный завод" по договору купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:58:0111001:2268,площадью 28 414 кв.м., местоположение: Свердловская область, г.Первоуральск, п. СТИ, разрешенное использование: под объект промышленности (промплощадка) - г.Первоуральск, ул.Сантехизделий, 34, требуя определить его на условиях протокола разногласий к проекту договора купли-продажи земельного участка по цене 3 892 942 рубля 18 копеек.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2017 урегулированы возникшие между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области и открытым акционерным обществом "Уральский трубный завод" разногласия при заключении договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:58:0111001:2267, площадью 267 011 кв.м., местоположение: Свердловская область, г.Первоуральск, п. СТИ, разрешенное использование: под промышленности (промплощадка) - г.Первоуральск, ул.Сантехизделий, 34, по определению цены земельного участка, приняв п. 2.1 договора на условиях предложенных ответчиком, то есть при цене земельного участка 168 369 126 руб. 27 коп. Урегулированы возникшие между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области и открытым акционерным обществом "Уральский трубный завод" разногласия при заключении договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:58:0111001:2268, площадью 28 414 кв.м., местоположение: Свердловская область, г.Первоуральск, ул.Сантехизделий, 34, по определению цены земельного участка, приняв п. 2.1 договора на условиях, предложенных ответчиком, то есть при цене земельного участка 17 917 015 руб. 98 коп.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает на то, что в целях реализации ранее направленного заявления от 10.02.2014 истец был вынужден подать заявление о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208. При этом интерес истца в приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества, приобретенного истцом по договору купли-продажи N У-17/0 от 14.02.2007, не изменился, иного заявления о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267 и 66:58:0111001:2268 истец ответчику не направлял. Оспаривает вывод суда о возможности установления выкупной цены земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267, 66:58:0111001:2268 по состоянию на момент издания Управлением распоряжений о предоставлении земельных участков в собственность обществ, указав на то, что при своевременном исполнении Управлением обязанностей по разделу земельных участков, датой формирования земельных участков стало бы 12.04.2014, а датой формирования выписки - 02.05.2014. Считает, что несвоевременное исполнение ответчиком обязательства по подготовке и направлению истцу проекта договоров купли-продажи земельных участков не может лишать истца права приобрести земельные участки в собственность по цене, исходя из кадастровой стоимости на дату подачи заявления о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости общества. Настаивает на том, что представленные Управлением заявления общества (вх.N 2290 от 11.02.2016; вх.N 6229 от 11.04.2016; вх.N 6230 от 11.04.2016) о предварительном согласовании предоставления земельных участков не являются самостоятельными заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность. Указывает, что данные заявления были направлены обществом в целях исполнения требований земельного законодательства, установленных с 01.03.2015 в ст. 39.14 ЗК РФ, при этом нового заявления о предоставлении земельного участка, предусмотренного пп. 6 п. 1 ст. 39. 14 ЗК РФ общество не направляло. Кроме того, оспаривает вывод суда о том, что действия ответчика по подготовке договора купли-продажи земельных участков не противоречат п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ и соответствуют воле истца, выраженной в заявлении N 459 от 12.01.2017, указав на то, что редакция договоров, разработанная ответчиком, в части определения выкупной цены, не соответствовала содержанию заявления истца N 459 от 12.01.2017, в котором указана выкупная цена равная цене, указанной в исковом заявлении.
До начала судебного заседания от ТУ Росимущества в Свердловской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний поддержал выводы, сделанные судом первой инстанции, и просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Заявление судом рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Маркитантов А.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области направило открытому акционерному обществу "Уральский трубный завод" проекты договоров о купле-продаже: земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2267 по цене 168 369 126 руб. 27 коп., площадью 267 011 кв.м., местоположение: Свердловская область, г.Первоуральск, п.СТИ, разрешенное использование; под объект промышленности (промплощадка) - г.Первоуральск, ул.Сантехизделий, 34; земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2268 по цене 17 917 015 руб. 98 коп., площадью 28 414 кв.м., местоположение: Свердловская область, г.Первоуральск, п. СТИ, разрешенное использование: под объект промышленности (промплощадка) - г.Первоуральск, ул.Сантехизделий, 34.
По итогам рассмотрения обществом "Уральский трубный завод" указанных проектов договоров им составлены и направлены ТУ Росимущества в Свердловской области протоколы разногласий в связи с невозможностью принятия условий договора о цене в предложенной ответчиком редакции, а именно: в протоколе разногласий к договору купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2267 вместо цены участка в размере 168 369 126 руб. 27 коп. обществом "Уральский трубный завод" предложена цена участка в размере 36 582 613 руб. 68 коп.; в протоколе разногласий к договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2268 вместо цены участка в размере 17 917 015 руб. 98 коп. обществом "Уральский трубный завод" предложена цена участка в размере 3 892 942 руб. 18 коп.
ТУ Росимущества в Свердловской области письмом N АР-5571/09 от 15.05.2017 отклонило предложенные истцом протоколы разногласий, указав на то, что цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, которая указана в выписках ЕГРН от 02.02.2017 (в отношении участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2267) и от 06.02.2017 (в отношении участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2268).
Указанные обстоятельства послужили основанием истцу для обращения в суд с требование (с учетом уточнения принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) урегулировать возникшие между сторонами разногласия.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости урегулирования разногласий путем принятия редакции договоров купли-продажи о цене земельных участков, предложенных ответчиком.
В данном случае между сторонами при заключении договоров купли - продажи земельных участков возникли разногласия по размеру цены выкупаемых земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исходя из положений ст. 554 и 555 ГК РФ существенными условиями договора купли-продажи недвижимости являются условия о предмете и его цене.
При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, не применяются (п. 1 ст. 555 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон. Таким образом, разрешая переданный спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора.
Истец указывает, что земельные участки, являющиеся предметом рассматриваемых договоров, приобретаются им в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
По смыслу норм земельного законодательства (ст. 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) договор купли-продажи земельного участка, заключаемый сторонами в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, носит для ответчика обязательный характер. В досудебном порядке вопрос о цене земельных участков сторонами не урегулирован, настоящий спор является преддоговорным.
В соответствии с п. 2 ст. 39.1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации допускается продажа без проведения торгов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 39.1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации допускается продажа без проведения торгов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством
Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта
Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6 ст.39.17 ЗК РФ).
По смыслу изложенных норм земельного законодательства (ст.ст. 39.14, 39.15, 39.17 ЗК РФ) обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган соответствующего требованиям закона заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в связи с чем выкупную стоимость земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи соответствующего заявления.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2017 N 14- КГ17-12, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением. Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем, строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Ответчик полагает, что выкупная стоимость земельного участка, указанная в проектах договоров купли-продажи, подготовленных ответчиком, рассчитана на основании Приказа МУГИСО от 29.09.2015 N 2588, действовавшего на момент возникновения правоотношений по выкупу земельных участков, а именно на момент издания распоряжений о предоставлении земельных участков в собственность истцу. Оснований для применения выкупной цены, предложенной истцом, по мнению ответчика не имеется, поскольку истцом поданы самостоятельные заявления о предварительном согласовании вновь образованных земельных участков в феврале и апреле 2016.
Истец полагает, что стоимость земельных участков должна быть определена на дату подачи им заявления о приватизации земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 - 20.01.2014, поскольку названное заявление является единственным заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, иного заявления истцом не подавалось, незаконные отказы и бездействия ответчика привели к длительному затягиванию приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости. При этом должно учитываться признание кадастровой стоимости равной рыночной согласно решению Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33490/2013.
Вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-21873/2016, N А60-56126/2016 установлено (ч. 2 ст. 69 АПК РФ), что между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и Первоуральский завод комплектных металлических конструкций 28.04.2003 был заключен договор аренды земельного участка N 158-М, в соответствии с которым арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:0015 на период с 28.04.2003 по 28.04.2052.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 01.08.2004 к Договору аренды N 158-М в тексте договора было изменено наименование арендатора на ООО "Первоуральский завод комплектных металлических конструкций - КОМЕТКОН".
В соответствии с дополнительным соглашением N 2 от 14.03.2006 к Договору аренды N 158-M права и обязанности арендодателя по договору были переведены Российской Федерации в лице ТУ Росимущества.
ООО "ПЗКМК-КОМЕТКОН" (продавец) и ОАО "Уральский трубный завод" (покупатель), заключили 14.02.2007 договор N У-17/07х купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым (п.3.1.) права и обязанности арендатора по договору аренды N 158-М в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:0015 переведены на покупателя.
Факт перевода прав и обязанностей арендатора по договору аренды N 158-М с ООО "ПЗКМК-КОМЕТКОН" на ОАО "Уральский трубный завод" подтверждается штемпелем Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области о регистрационной записи 66-66-16/005/2007-157 от 19.02.2007 на последнем листе договора аренды N 158-М.
ООО ""ПЗКМК - КОМЕТКОН" 14.01.2009 прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании Определения Арбитражного суда Свердловской области о завершении конкурсного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
На основании приказа ТУ Росимущества от 26.12.2006 N 1588 из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:0015, общей площадью 345 851 кв.м., сформированы земельные участки площадью 6486 кв.м, 13 690 кв.м и 325 567 кв.м с кадастровыми номерами 66:58:01 11 001:0132, 66:58:011 1 001:0133 и 66:58:0111 001:0134, соответственно.
На основании приказа ТУ Росимущества от 01.03.2007N 262 из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111 001:0133 сформированы земельные участки площадью 2752 кв.м., 7751 кв.м. и 315172 кв.м. с кадастровыми номерами 66:58:0111001:0142, 66:58:0111001:0141 и 66:58:0111001:0143, соответственно.
Распоряжением N 384-р от 08.12.2010 заинтересованное лицо сформировало из земельного участка с кадастровым 66:58:0111001:0143 земельные участки: 66:58:0111001:204, площадью 6 344 кв.м., 66:58:0111001:205, площадью 9 208 кв.м., 66:58:0111001:206, площадью 857 кв.м., 66:58:0111001:207, площадью 74 кв.м. и 66:58:0111001:208, площадью 298 231 кв.м.
Для реализации исключительного права приватизации заявитель обратился 20.01.2014 с заявлением к ответчику о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:208, на котором расположены объекты недвижимости заявителя, приобретенные по договору купли-продажи недвижимого имущества N У-17/07 от 19.02.2007.
Заявитель 20.06.2014 представил повторное заявление о приобретении права собственности на вышеназванный земельный участок.
Письмом N АР-14082/09 от 21.10.2014 ответчик отказал в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 по причине ограничения данного участка в обороте в связи с наличием на земельном участке защитного сооружения гражданской обороны ВУ А III-1200, инв. N 580036.
Сам истец в своем дополнении к отзыву по настоящему делу указывает, что наличие на земельном участке защитного сооружения гражданской обороны исключает возможность приватизации данного участка целиком, в связи с чем указанный ответ N АР-14082/09 от 21.10.2014 истцом не оспорен, истец согласился с основаниями для отказа в приватизации земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
Оценивая данные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что вопрос и процесс приватизации конкретного земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, по заявлению от 20.01.2014 был окончен в момент получения истцом ответа N АР-14082/09 от 21.10.2014, не обжалованного и не оспоренного истцом, поскольку была выявлена объективная невозможность приватизации земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
Таким образом, оснований полагать, что заявление от 20.01.2014 о приватизации земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 сохранило свое действие после прекращения процесса приватизации данного земельного участка, не имеется.
На это указывают и последующие действия, предпринятые истцом, означающие начало нового процесса по формированию земельных участков под объектами, принадлежащими истцу, и которые могут быть приватизированы в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ.
Вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-21873/2016, N А60-56126/2016 установлено (ч. 2 ст. 69 АПК РФ), что в целях устранения возникшего препятствия в реализации права на приватизацию 11.11.2014 заявитель обратился с заявлением к ответчику о разделе на два отдельных участка земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, на котором расположены объекты недвижимости заявителя, а также выявлено защитное сооружение гражданской обороны ВУ А III-1200, инв. N 580036.
В свою очередь ответчик уклонился от ответа на заявление от 11.11.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2015 по делу N А60-56126/2014 признано незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Свердловской области, выразившееся в непринятии решения (ответа) по заявлению открытого акционерного общества "Уральский трубный завод" от 10.11.2014 о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111 001:208, суд обязал рассмотреть указанное заявление и принять по нему решение в соответствии с законом.
Поскольку указанным решением ТУ Росимущества было признано незаконным бездействие по рассмотрению ЗАО общества "Уральский трубный завод" от 10.11.2014 о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111 001:208 и заинтересованное лицо обязано рассмотреть по существу заявление истца о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
При этом судом первой инстанции был рассмотрен и правомерно отклонен, довод истца о том, что названным судебным актом был признан незаконным отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 в собственность истцу, как противоречащий содержанию названного решения.
Указанное свидетельствует о том, что истцом был инициирован процесс раздела земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 в целях определения конкретных земельных участков под объектами, принадлежащими истцу, и которые могут быть приватизированы в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ. Данные обстоятельства, по мнению суда, также указывают на завершение процесса приватизации именно земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 по заявлению от 20.01.2014 г. и на инициирование процесса предоставления иных земельных участков, которые должны быть сформированы из именно земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
Далее, в связи с изменением порядка предоставления земельных участков и с учетом письма ответчика N АР-12685/09 от 16.09.2015, 11.04.2016 заявитель обратился в ТУ Росимущества с заявлениями:
- о предварительном согласовании предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 267018 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208;
- о предварительном согласовании предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 28413 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208;
- о предварительном согласовании предоставления в аренду ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 2800 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
Письмами N АР-4709/09 от 28.04.2016, N АР-4710/09 от 28.04.2016 и N АР-4711/09 от 28.04.2016 ТУ Росимущества отказало в предварительном согласовании, указав в письмах на то, что ранее было принято распоряжение Управления Росимущества от 21.11.2014 N 695-р, которым предписано погасить запись о правах на все земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:143. Дано поручение обжаловать судебный акт по делу А60 -33999/2015 об отказе в удовлетворении требования о погашении записей о правах на все земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:143.
Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-21873/2016 признан незаконным отказ Территориального Управления Росимущества в Свердловской области, оформленный письмом N АР-4709/09 от 28.04.2016, в предварительном согласовании предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 267018 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208. На Территориальное Управление Росимущества в Свердловской области возложена обязанность осуществить предварительное согласование предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 267018 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208. Признан незаконным отказ Территориального Управления Росимущества в Свердловской области, оформленный письмом N АР-4710/09 от 28.04.2016, в предварительном согласовании предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 28413 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208. На Территориальное Управление Росимущества в Свердловской области возложена обязанность осуществить предварительное согласование предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 28413 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208. Признан незаконным отказ Территориального Управления Росимущества в Свердловской области, оформленный письмом N АР-4711/09 от 28.04.2016, в предварительном согласовании предоставления в аренду ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 2800 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208. На Территориальное Управление Росимущества в Свердловской области возложена обязанность осуществить предварительное согласование предоставления в аренду ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 2800 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
ТУ Росимущества в Свердловской области во исполнение указанного судебного акта были изданы распоряжение N 698 от 09.11.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка ОАО "Уральский трубный завод" в собственность земельного участка площадью 267018 кв.м., распоряжение N 699 от 09.11.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка ОАО "Уральский трубный завод" в собственность площадью 28 413 кв.м.
Согласно кадастровому делу земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2267, выписке из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости от 31.08.2017 N 66/001/616/2017-7829, земельный участок площадью 267 018 кв.м. поставлен на кадастровый учет 29.11.2016 с кадастровым номером 66:58:0111001:2267 с обременением в виде аренды в пользу истца; согласно кадастровому делу земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2268, выписке из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости от 31.08.2017 N 66/001/616/2017-7830, земельный участок площадью 28 413 кв.м поставлен на кадастровый учет 29.11.2016 с кадастровым номером 66:58:0111001:2268 с обременением в виде аренды в пользу истца.
Таким образом, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 были определены конкретные земельные участки, расположенные под объектами, принадлежащими истцу и которые могут быть приватизированы в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, в данном случае - с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267 и 66:58:0111001:2268.
Из указанного следует, что фактически земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:208 был разделен, перестал существовать (п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ), что также свидетельствует о завершении процесса приватизации именно земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 по заявлению от 20.01.2014.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 ЗК РФ).
Таким образом, при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 возникли новые объекты недвижимого имущества - земельные участки с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267 и 66:58:0111001:2268, которые являются самостоятельными объектами права с определенными характеристиками, в том числе определенной кадастровой стоимостью.
В связи с этим у истца не может быть иного интереса, чем интерес в приватизации конкретных, образованных в результате раздела земельного участка, не подлежащего приватизации, земельных участков, расположенных под объектами, принадлежащими истцу и которые могут быть приватизированы - с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267 и 66:58:0111001:2268.
Иного истцом не доказано, из материалов дела не следует.
Поэтому после постановки на кадастровый учет истец направил ответчику заявление Вх.N 459 от 12.01.2017 о направлении кадастровых паспортов и выписок из ЕГРП о правах РФ на земельные участки, образованные из земельного участка 66:58:0111001:208. Названное заявление истца также содержит просьбу к ответчику об осуществлении необходимых действий по исполнению, в том числе распоряжений N 698 , N 699 с указанием на необходимость учета даты первоначальной заявки истца о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 и определения выкупной цены с учетом решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33490/2013.
ТУ Росимущества в Свердловской области изданы распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка ОАО "Уральский трубный завод" N 49-р в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2267, распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка ОАО "Уральский трубный завод" N 49 -р в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2268.
С учетом ст. 39.14, 39.17 Земельного кодекса РФ ответчиком подготовлены договоры купли-продажи данных земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267 и 66:58:0111001:2268 и направлены истцу 01.03.2017 с письмом N АР-1948/09 от 01.03.2017.
При этом объектами договоров являются земельные участки с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267 и 66:58:0111001:2268, которые являются самостоятельными объектами права с определенными характеристиками, в том числе определенной кадастровой стоимостью, которая в соответствии с Земельном кодексом Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 определяет цену земельного участка.
В соответствии с информацией, указанной в выписке из ЕГРН от 02.02.2017, на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:2267, кадастровая стоимость земельного участка составляет 168 369 126 руб. 27 коп.
В соответствии с информацией, указанной в выписке из ЕГРН от 06.02.2017 на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:2268, кадастровая стоимость земельного участка составляет 17 917 015 руб. 98 коп.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267 и 66:58:0111001:2268 являются самостоятельными объектами права, в том числе с определенной кадастровой стоимостью, их предоставление производится в рамках отдельной процедуры по действующим в момент рассмотрения вопроса об их предоставлении правилам с учетом поданных истцом заявлений от 10.11.2014 о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, а также о предварительном согласовании предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 267 018 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208; о предварительном согласовании предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 28413 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208; о предварительном согласовании предоставления в аренду ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 2800 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
С учетом указанного выше, сделанных судом выводов о прекращении процесса приватизации земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 по заявлению от 20.01.2014 в момент получения истцом ответа N АР-14082/09 от 21.10.2014, не обжалованного и не оспоренного истцом, поскольку была выявлена объективная невозможность приватизации земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, основания полагать, что раздел земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, распоряжения ответчика N 49-р от 10.02.2017 о предоставлении в собственность истцу земельного участка 66:58:0111001:2267, площадью 267 011 кв.м. и N 50-р от 10.02.2017 о предоставлении в собственность истцу земельного участка 66:58:0111001:2268, площадью 28 414 кв.м., предоставление истцу земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267, 66:58:0111001:2268 являются результатом рассмотрения ответчиком заявления от 20.01.2014, у суда не имеется.
Ссылка истца на то, что кроме заявления от 20.01.2014 иные заявления поданы не были, как не было подано заявление, предусмотренное п. 6 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, судом отклоняется в связи со следующим.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2016 по делу N А60-21873/2016 на Территориальное Управление Росимущества в Свердловской области возложена обязанность осуществить предварительное согласование предоставления в собственность ОАО "Уральский трубный завод" земельного участка площадью 267018 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208; земельного участка площадью 28413 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, земельного участка площадью 2800 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
Территориальным Управлением Росимущества во исполнение указанного судебного акта были изданы распоряжение N 698 от 09.11.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка ОАО "Уральский трубный завод" в собственность земельного участка площадью 267018 кв.м., распоряжение N 699 от 09.11.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка ОАО "Уральский трубный завод" в собственность площадью 28 413 кв.м.
При этом решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.
С учетом содержащегося в заявлении N 459 от 12.01.2017 о направлении кадастровых паспортов и выписок из ЕГРП о правах РФ на земельные участки требования выполнить действия по исполнению, в том числе распоряжений N 698 , N 699 с указанием на необходимость учета даты первоначальной заявки истца о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 и определения выкупной цены с учетом решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33490/2013, фактически выражающего волю истца на предоставление земельных участков в собственность, дальнейшие действия ответчика по подготовке соответствующих договоров купли-продажи земельных участков соответствуют выраженной в данном заявлении воле истца не противоречат п.5 ст. 39.17 ЗК РФ.
Иного истцом не доказано, из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах ТУ Росимущества в Свердловской области правомерно согласно Правилам определения цены земельного участка определило цену земельного участка (выкупную цену) с кадастровым номером 66:58:0111001:2267 в размере его кадастровой стоимости - 168 369 126 руб.27 коп., земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2268 также в размере его кадастровой стоимости - 17 917 015 руб. 98 коп., не оспоренной истцом в установленном законом порядке.
Ссылки истца на то, что в результате противоправных деяний ответчика истец был лишен возможности своевременно и до изменения порядка предоставления земельных участков реализовать принадлежащее ему исключительное право на получение в собственность земельного участка под размещение существующих объектов недвижимости производственного назначения, судом во внимание не принимается с учетом указанного выше о существовании двух отдельных процессов по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 по заявлению от 20.01.2014 г., а также по вопросу предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111001:2267, 66:58:0111001:2268.
Судебная практика, на которую ссылается истец, исходит из иных фактических обстоятельств, и подтверждает вывод суда о том, что вопрос о цене земельного участка при приватизации может решаться лишь в отношении конкретного земельного участка, сформированного именно для использования только объектов недвижимости, которые принадлежат заявителю.
В силу статьи 446 ГК РФ, статьи 173 АПК РФ, разрешив преддоговорной спора в отношении условий договора, суд урегулировал разногласия сторон, определив цену земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2267 в размере 168 369 126 руб. 27 коп. и цену земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:2268в размере 17 917 015 руб. 98 коп.
Судом первой инстанции были рассмотрены и правомерно отклонены доводы ТУ Росимущества в Свердловской области на то, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, как несостоятельные.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 ноября 2017 года по делу N А60-32642/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В. Макаров |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.