г. Челябинск |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А47-13265/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2017 по делу N А47-13265/2016 (судья Шабанова Т.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стимул" - Козлова О.П. (доверенность N 04 от 11.11.2016, паспорт);
некоммерческой организации "Фонда модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" - Шульга В.В. (доверенность б/н от 09.01.2017, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стимул" (далее - заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к некоммерческой организации "Фонд модернизации Жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее - заинтересованное лицо, региональный оператор):
- о признании незаконными действия (бездействия) некоммерческой организации "Фонд модернизации Жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", выразившиеся в не прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора по многоквартирным домам (по ул. Волгоградская, д. 34, 34/1, 34/2, 36, 36/2, 36/3, 38, 38/1, 40, 40/1, 42, 42/3, 44, 44/1, 44/2, 46, ул. Салмышская, д. 1/1, 2, 3/1, 3/3, 4, 5, 5/1, 5/3, 6, 7, ул. Тихая, д. 6, ул. Всесоюзная, д. 9, пр. Дзержинского, д. 39, 40), изложенных в письме N 7408/16 от 06.10.2016, а также в осуществлении сбора взносов за капитальный ремонт с собственников вышеуказанных многоквартирных домов.
- обязании заинтересованного лица прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении следующих многоквартирных домов: ул. Волгоградская, д. 34, 34/1, 34/2, 36, 36/2, 36/3, 38, 38/1, 40, 40/1, 42, 42/3, 44, 44/1, 44/2, 46, ул. Салмышская, д. 1/1, 2, 3/1, 3/3, 4, 5, 5/1, 5/3, 6, 7, ул. Тихая, д. 6, ул. Всесоюзная, д. 9, пр. Дзержинского, д. 39,40.
- перечислении со счетов Некоммерческой организации "Фонд модернизации Жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на специальные счета ООО "УК "Стимул" денежных средств фонда капитального ремонта, в виде взносов, оплаченные собственниками по следующим многоквартирным домам: ул. Волгоградская, д. 34, 34/1, 34/2, 36, 36/2, 36/3, 38, 38/1, 40, 40/1, 42, 42/3, 44, 44/1, 44/2, 46, ул. Салмышская, д. 1/1, 2, 3/1, 3/3, 4, 5, 5/1, 5/3, 6, 7, ул. Тихая, д. 6, ул. Всесоюзная, д. 9, пр. Дзержинского, д. 39, 40, за период с 01.10.2014 по 02.11.2017 (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области (далее- ГЖИ по Оренбургской области, инспекция).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2017 в требования управляющей компании удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ее податель указывает, что в адрес регионального оператора письмом от 01.07.2016 N 14-29 ООО "УК "Стимул" были направлены копии протоколов общих собраний собственников спорных многоквартирных домов (далее - МКД). Из указанных протоколов усматриваются даты принятия решений по изменению способа управления МКД, выбрана управляющая организация, а также принято решение по изменению способа формирования фонда капитального ремонта МКД - со счета регионального оператора на специальный счет МКД, владельцем которого выбрана ООО УК "Стимул". Апеллянт указывает, что договоры по управлению МКД между собственниками помещений и УК "Стимул" заключены только 01.07.2016, в период проведения общих собраний, на которых принималось решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, УК "Стимул" не являлось управляющей организацией спорных МКД. Полагает, что управляющая организация осуществляет деятельность по управлению МКД на основании договора управления, а не протокола общего собрания собственников. Таким образом, апеллянт считает, что принятие решения по вопросу изменения способа формирования фонда капитального ремонта до даты, с которой управляющая организация будет осуществлять управление МКД, является нарушением норм жилищного законодательства.
В судебном заседании представитель регионального оператора поддержал доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции отменить.
Представитель управляющей организации возражал против изложенных доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. В обоснование своих возражений представил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей ГЖИ по Оренбургской области.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании норм Жилищного Кодекса РФ (далее ЖК РФ), постановления Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 562-п создан региональный оператор - Некоммерческая организация "Фонд модернизации Жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
В адрес регионального оператора письмом от 01.07.2016 N 14-29 (т. 1, л.д. 15) управляющей организацией направлены копии протоколов общих собраний собственников помещений МКД, расположенных по адресам: ул. Волгоградская, д. 34, 34/1, 34/2, 36, 36/2, 36/3, 38, 38/1, 40, 40/1, 42, 42/3, 44, 44/1, 44/2, 46, ул. Салмышская, д. 1/1, 2, 3/1, 3/3, 4, 5, 5/1, 5/3, 6, 7, ул. Тихая, д. 6, ул. Всесоюзная, д. 9, пр. Дзержинского, д. 39, 40.
Данные протоколы содержали решения о выборе управляющей организации по управлению МКД и о начале деятельности по управлению с 01.07.2016, а также об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД.
Рассмотрев указанные протоколы, региональный оператор письмом N 5104/16 от 03.08.2016 (т. 2, л.д. 4) уведомил управляющую организацию о невозможности принятия решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Управляющая организация в дополнении к ранее представленным протоколам, письмами от 26.08.2016 N 14-100 (т. 2, л.д. 71), от 29.08.2016 N 14-102 (т. 2, л.д. 45), N 14-103 (т. 2, л.д. 33), от 30.08.2016 N 14-325 (т. 2, л.д. 16) представила копии протоколов по адресам: ул.Волгоградская, 44/1, 44/2, 40, 34/1, 36, 36/3, 38/1, 42, 46, 34/2, 34, 36/2, 38, 40/1, 42/3, 44, ул. Салмышская, 2, 3/3, 6, 7, 5, 1/1, 3/1, 4, 5/1, 5/3, ул. Тихая, 6, пр. Дзержинского, 39,40, ул.Всесоюзная, 9, в которых приняты решения об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере доходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.
Письмом N 7408/16 от 06.10.2016 (т. 2, л.д. 6) региональный оператор также уведомил управляющую организацию о невозможности принятия решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Полагая указанные действия (бездействие) регионального оператора незаконным, нарушающим права и интересы собственников жилых помещений в МКД, управляющая организация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности отказа регионального оператора в прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в МКД регулируется разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяется региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В Оренбургской области порядок проведения капитального ремонта общего имущества МКД регламентирован нормами Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области".
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 1 статьи 173 Жилищного кодекса установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
В силу части 4 статьи 170 ЖК РФ, части 3 статьи 8 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 5 статьи 3 настоящего Закона.
Согласно части 5 статьи 3 указанного Закона, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Оренбургской области;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений МКД, расположенных по адресам: ул. Волгоградская, д. 34, 34/1, 34/2, 36, 36/2, 36/3, 38, 38/1, 40, 40/1, 42, 42/3, 44, 44/1, 44/2, 46, ул. Салмышская, д. 1/1, 2, 3/1, 3/3, 4, 5, 5/1, 5/3, 6, 7, ул. Тихая, д. 6, ул. Всесоюзная, д. 9, пр. Дзержинского, д. 39, 40,ул. Тихая, д. 6, ул. Всесоюзная, д. 9 на общих собраниях, оформленных протоколами, приняты решения о выборе ООО УК "Стимул" в качестве управляющей организации, а также о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определено ООО "УК "Стимул".После принятия данных решений управляющая организация обратилась к региональному оператору фонда капитального ремонта с просьбой о перечислении средств фонда капитального ремонта указанных МКД на специальные счета, приложив к уведомлениям копии протоколов общих собраний собственников помещений МКД.
Региональным оператором в адрес управляющей организации направлено письмо об отказе в удовлетворении данных требований, со ссылкой на то, что управляющей организацией не представлены копии договоров управления МКД.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ООО УК "Стимул" до момента заключения договоров управления не могло являться владельцем специального счета фонда капитального ремонта. Данные доводы подлежат отклонению, ввиду нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Выбор способа управления МКД и выбор способа формирования фонда капитального ремонта входят в полномочия общего собрания собственников помещений МКД согласно статье 44 ЖК РФ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, собственники помещений МКД реализовали свое право на принятие решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем размещения отчислений на специальных счетах управляющей организации - ООО "УК "Стимул". Кроме того, при указании в протоколах на изменение способа управления МКД на управление управляющей организацией ООО УК "Стимул", собственниками помещений МКД определены сроки начала осуществления полномочий управляющей организацией - с 01.07.2016. В данной связи следует отметить, что жилищное законодательство не содержит норм о том, что управляющая организация наделяется своими полномочиями по управлению МКД только с момента заключения договоров управления. Более того, согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Из материалов дела не усматривается, что решения, принятые на собраниях собственников МКД, в том числе в части выбора владельца специального счета, оспаривались или признавались недействительными. Таким образом, доводы апеллянта о том, что ООО УК "Стимул" не могло быть избрано владельцем специального счета основаны на неверном толковании норм права.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 182 ЖК РФ к числу обязанностей регионального оператора относится перечисление денежных средств фонда капитального ремонта на специальный счет. При этом, при обращении владельца специального счета с требованием о перечисление денежных средств фонда капитального ремонта на специальный счет проведение правовой оценки региональным оператором представленных документов не предусмотрено.
На основании изложенного действия (бездействие) некоммерческой организации "Фонд модернизации Жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", выразившиеся в не прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора по многоквартирным домам (по ул. Волгоградская, д. 34, 34/1, 34/2, 36, 36/2, 36/3, 38, 38/1, 40, 40/1, 42, 42/3, 44, 44/1, 44/2, 46, ул. Салмышская, д. 1/1, 2, 3/1, 3/3, 4, 5, 5/1, 5/3, 6, 7, ул. Тихая, д. 6, ул. Всесоюзная, д. 9, пр. Дзержинского, д. 39, 40), изложенных в письме N 7408/16 от 06.10.2016, а также в осуществлении сбора взносов за капитальный ремонт с собственников вышеуказанных многоквартирных домов, обоснованно признаны незаконными и нарушающими права собственников жилых помещений на принятие решений по выбору (изменению) способа формирования фонда капитального ремонта. Доводы апелляционной жалобы об обратном отклонены апелляционной коллегией.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2017 по делу N А47-13265/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.