г. Москва |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А40-198626/17 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Л.Г. Яковлева,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО ТД "Дан Трейд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-198626/17, принятое судьей Уточкиным И.Н. в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ООО ТД "Дан Трейд"
к ИФНС России N 29 по г. Москве
об оспаривании постановлений об административных правонарушениях
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ТД "Дан Трейд" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 29 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными и отмене постановлений N 05-27/1171 от 10.10.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ и N 05-27/1172 от 10.10.2017 о привлечении директора общества Беликовой И.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Решением суда от 18.12.2017 обществу отказано в удовлетворении требований об оспаривании постановления N 05-27/1171 от 10.10.2017; в части оспаривания постановления N 05-27/1172 от 10.10.2017 производство прекращено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, требования удовлетворить в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела следует, что инспекцией по результатам рассмотрения материалов о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО ТД "Дан Трейд", основанными на результатах проведенной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, вынесено постановление N 05-27/1171 от 10.10.2017 и постановление N 05-27/1172 от 10.10.2017 по делу об административном правонарушении.
В соответствии с указанным постановлением, заявитель привлечен к административной ответственности, за нарушения пункты 2 и 4 Указания Центрального Банка Российской Федерации "Об осуществлении наличных расчетов" от 07.10.2013 N 3073-У.
Вышеуказанное правонарушение выразилось в следующем: организацией ООО ТД "ДАН ТРЕЙД" 18.10.2016 необоснованно были выданы из кассы предприятия наличные денежные средства на сумму 150 000 руб.
Таким образом, ООО ТД "Дан Трейд" совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
За совершенное правонарушение налогоплательщику назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. на организацию. И 4000 руб. на должностное лицо.
При проведении выборочной проверки документального контроля организации ООО ТД "ДАН ТРЕЙД" по вопросам полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов за период с 01.01.2016 по 20.09.2017 включительно налоговый орган руководствуется Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и Федеральным Законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О Деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2011 N 133н.
В силу пункта 28 Административного регламента специалисты инспекции предоставляют проверяемому объекту поручение на исполнение государственной функции и служебные удостоверения. Проверяемый объект фиксирует факт предъявления поручения на исполнение государственной функции подписью с указанием своей должности и даты предъявления в поручении на исполнение государственной функции. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения на исполнение государственной функции эти действия отражаются специалистами инспекции в поручении на исполнение государственной функции.
УФНС России по г. Москве должностным лицам налогового органа выдано поручение от 20.09.2017 N 183 провести плановую проверку полноты учета выручки денежных средств в кассу общества с ограниченной ответственностью ТД "Дан Трейд" за период 01.01.2016 по 20.09.2017.
С поручением от 20.09.2017 N 183- о проведении проверки ознакомлен руководитель организации ООО ТД "Дан Трейд" Беликова И. А и Жесткова И. Г. Об указанном факте свидетельствуют проставленная подпись и дата (20.09.2017; 21.09.2017).
По результатам проверки составлен акт от 28.09.2017 N 25-14/183 и протоколы от 28.09.2017 N 05-20/2074; N 05-20/2075 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Второй экземпляр составленного акта проверки от 28.09.2017 N 25-14/183 и протоколы от 28.09.2017 N 05-20/2074; N 05-20/2075 об административном правонарушении и проведении административного расследования, вручен руководителю организации, о чем свидетельствует проставленная подпись.
В акте проверки от 28.09.2017 N 25-14/183 и протоколах от 28.09.2017 N 05-20/2074; N 05-20/2075 указывалось, что рассмотрение дела об административном правонарушении (материалов проверки и протокола об административном правонарушении) состоится 06.10.2017 в 10-00 в ИФНС России N 29 по г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Лобачевского, 66 а.
Таким образом, ООО ТД "Дан Трейд" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения административного дела.
Общество предоставило возражение 03.10.2017 на акт N 25-14/183 от 29.09.2017.
Время и дату рассмотрения материалов проверки ООО ТД "Дан Трейд" перенесли на 10.10.2017 по просьбе представителя организации.
Основанием для проведения проверки явились ст. 7 Федерального Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2011 N 133н, а также поручения заместителя начальника инспекции от 20.09.2017 N 183.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2, пункту 4 Указания Центрального Банка Российской Федерации "Об осуществлении наличных расчетов" от 07.10.2013 N 3073-У, наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов, между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:
выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
выдачи наличных денег работникам под отчет;
возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" определено, что контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговые органы.
Па территории города Москвы государственную функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей исполняют Инспекции по месту осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 54 Административного регламента в случае выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, специалисты инспекций возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Статья 4.5 КоАП РФ регулирует давность привлечения к административной ответственности.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которой постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Изменения вступили в силу с 15.07.2016 года.
Кроме того согласно решению по делу N 12-91/2016 к статье 15.1 КоАП применима часть 2 статьи 4.5 КоАП, согласно которой срок давности привлечения составляет 1 год.
При назначении административного наказания за совершенное административное правонарушение на организацию постановлением от 18.08.2017 N 05-27/951 наложен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ - 40 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению указанных выше положений законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа.
Таким образом, общество подлежит административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Следует отметить, что осуществляя экономическую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Так же суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановления по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
Главной 30 КоАП РФ определен порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Так, в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего кодекса: вынесенное судьей - в вышестоящий суд. Вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. Вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Из вышеперечисленного следует, что рассмотрение постановления N 05-27/1172 от 10.10.2017 в отношении Беликовой И.А. арбитражному суду неподсудно.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных ООО ТД "Дан Трейд" требований о признании незаконным постановления N 05-27/1171 от 10.10.2017; прекращено производство в части требования о признании незаконным постановления N 05-27/1172 от 10.10.2017.
Арбитражный апелляционный суд, оценив доказательств по делу в совокупности, полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Решение суда законно и обоснованно.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-198626/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО ТД "Дан Трейд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.