г. Воронеж |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А64-975/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Колянчиковой Л.А., |
судей |
Кораблевой Г.Н., |
|
Мокроусовой Л.М. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семеновым А.В., Малюгиным П.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Квартал": Иванчихина Ю.С., и.о. директора, приказ от 03.07.2017; Капустина К.И., представитель по доверенности б/н от 26.06.2017;
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" в лице Моршанского филиала: Туева Ю.В., представитель по доверенности от N 006/013 от 29.12.2017;
от Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от муниципального унитарного предприятия МУП "Единый расчетный центр": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квартал" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2017 г. по делу N А64-975/2017 (судья Макарова Н.Ю.), по исковому заявлению АО "Тамбовская сетевая компания" в лице Моршанского филиала к ООО "Квартал", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области, МУП "Единый расчетный центр", о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тамбовская сетевая компания", г. Тамбов в лице Моршанского филиала, г. Моршанск Тамбовской области (далее - АО "ТСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Квартал" (далее - ООО "Квартал", ответчик) о понуждении к заключению договора теплоснабжения N 45Т от 15.11.2016 года и договора холодного водоснабжения N 45Х от 15.11.2016 года.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.04.2017 г. привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области, МУП "Единый расчетный центр".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2017 г. по делу N А64-975/2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Квартал" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что суд области не учел всех обстоятельств дела. Принимая решение о понуждении ООО "Квартал" к заключению договоров теплоснабжения и холодного водоснабжения на условиях проекта, предоставленного истцом, не исследовал условия данных договоров на соответствие их положениям действующего законодательства. Кроме того, оснований для понуждения ответчика к заключению спорных договоров в соответствии с частью 18 статьи 12 ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не имеется, поскольку ранее собственниками помещений в многоквартирных домах было принято решение о непосредственном способе управления, а при изменении способа управления на управление управляющей компанией решением собственников помещений был сохранен существующий порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
Рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 14.02.2018 представители третьих лиц не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Посредством факсимильной связи через канцелярию суда от МУП "Единый расчетный центр" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В ходе рассмотрения дела суд, руководствуясь ст. ст. 159, 184, 266, 288 АПК РФ приобщил к материалам дела все представленные лицами, участвующими в деле, пояснения по делу и дополнительные доказательства. При этом суд апелляционной инстанции посчитал, что приобщение к материалам дела дополнительных доказательств будет способствовать всестороннему и полному исследованию обстоятельств дела и принятию правомерного судебного акта.
В судебном заседании представители ООО "Квартал" поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель АО "ТСК" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.02.2018.
В судебном заседании 21.02.2018 перерыв по делу продлен до 22.02.2018.
В ходе рассмотрения дела истец заявлял ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ИНВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ", администрации Крюковского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, администрации Устьинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, мотивируя отсутствием непосредственного присоединения сетей истца к сетям части многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Согласно части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила, в том числе, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Исходя из буквального толкования указанных норм права, привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, при рассмотрении дела в апелляционной инстанции не предусмотрено нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, доказательств принятия обжалуемого судебного акта о правах и обязанностях указанных третьих лиц истцом суду не представлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ИНВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ", администрации Крюковского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, администрации Устьинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч.1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, отзывы на нее, представленные дополнительные доказательства, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части и отказе в удовлетворении иска в части, в остальной части - изменении решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ, требований ст. 18 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме в срок до 1 мая 2008 года обязаны были выбрать один из способов управления многоквартирным домом, таких как непосредственное управление собственниками помещений, управление товариществом собственников жилья либо жилищным (специализированным потребительским) кооперативом, управление управляющей организацией.
На этом основании решений общих собраний собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Моршанск по адресам: ул. Южная д. 32, 34, ул. Сурикова, д. 27А, ул. Сакко-Ванцетти д. 110, 7-й городок д. 25, 114, 115,116; Моршанский район пос. Устьинский ул. Солнечная д. 2, 4, 7, 8, 10, 16, ул. Изумрудная д. 1 А, 5, ул. Кузнецова д. 10 выбрали такой способ управления домом как управление управляющей организацией ООО "Квартал".
Данный факт также подтверждается письмом администрации города Моршанска от 21.02.2017 г. и письмом администрации Моршанского района от 16.02.2017 г. в адрес АО "ТСК".
Истец 25.11.2016 г. направил в адрес ООО "Квартал" для подписания договоры теплоснабжения N 45Т от 15.11.16 г. и холодного водоснабжения N 45Х от 15.11.16 г.
12.12.2016 г. исх.N 217/46 ООО "Квартал" для подписания договоров запросило в АО "ТСК" дополнительную информацию, в части тарифной политики, правовых оснований предоставления коммунальных услуг, условий договоров.
20.12.2016 г. исх. N 006/2530 АО "ТСК" в лице Моршанского филиала в адрес ООО "Квартал" направило ответное приложениями 20.01.2017 г. АО "ТСК" направило в адрес ООО "Квартал" претензию исх.N 006/254 о необходимости вернуть подписанные и скрепленные печатью экземпляры договоров.
31.01.2017 г. в ответ на претензию ООО "Квартал" выразило отказ от подписания указанных договоров, ссылаясь на отсутствие обязанности по предоставлению коммунальных услуг потребителям в Уставе общества и в рамках договоров МКД.
На запросы АО "ТСК" исх. N 755 от 13.10.2016 г., N 2104 от 25.11.2016 г., N 130/2405 от 12.12.2016 г., в ответ ООО "Квартал" предоставляло сведения по общей площади и местам общего пользования в отношении многоквартирных домов находящихся у организации в управлении.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества 4 собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
В силу п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 - "предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от О3.05.2007 г. N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 постановления N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления. Собственники жилых помещений проверяемого многоквартирного жилого дома приняли решение вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Согласно пункту 27 постановления N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются: а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по 6 платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме; б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом; в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг; г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности; д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации. Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации. Данный вывод соответствует решению Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
Согласно ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с п. 11 Постановления N 124, в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд области удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно п. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По п. 3ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу частей 1,2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Удовлетворяя исковые требования, понуждая ответчика заключить договоры теплоснабжения и холодного водоснабжения на условиях проекта АО "Тамбовская теплосетевая компания" судом первой инстанции не учтено следующее.
С 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 176-ФЗ).
В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В связи с вступлением в силу части 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах по состоянию на 30 июня 2015 года на основании пунктов 6 - 9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункта 30 Правил N 124, в том числе путем совершения потребителями конклюдентных действий, действуют до истечения срока действия таких договоров или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
При принятии решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), в том числе, о сохранении предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО (часть 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ). В этом случае договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах на основании пунктов 6 - 9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункта 30 Правил N 124 (в том числе путем совершения конклюдентных действий) до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, продолжают действовать и после изменения способа управления многоквартирным домом и (или) выбора иной управляющей организации. При этом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО, принятое в соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ, сохраняет сложившиеся договорные отношения между собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме и такими РСО и его следует отличать от решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (решение о прямых расчетах с РСО).
Также необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктом 13 Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) наличие предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договора ресурсоснабжения между РСО и собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме, а также наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг) являются основаниями для отказа РСО от заключения договора ресурсоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами, или иными специализированными потребительскими кооперативами.
Истец просит понудить ответчика заключить договоры теплоснабжения и холодного водоснабжения в отношении многоквартирных домов N 114, 115 по ул. 7-ой Городок, N 32, 34 по ул. Южная, N 110 по ул. Сакко и Ванцетти, г. Моршанска, Тамбовской области; N16 по ул. Солнечная, N27а по ул. Сурикова, N 1а по ул. Изумрудная, пос. Устьинский, Моршанского района, Тамбовской области.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общим собранием собственников помещений дома N 27а по ул. Сурикова 01.07.2014 принято решение о выборе непосредственного способа управления (протокол N 1), изменение способа управления на управляющую компанию ООО "Квартал" имело место 02.08.2015 (протокол N 2) с сохранением прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги. Договор управления с ответчиком заключен 10.08.2015.
Общим собранием собственников помещений в доме N 114 по ул. 7-ой Городок 15.02.2015 года принято решение о выборе непосредственного способа управления (протокол N1), изменение способа управления управляющей компанией ООО "Квартал" имело место 30.10.2015 (протокол N2) с сохранением прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги. Договор управления с ответчиком заключен 02.11.2015.
Общим собранием собственников помещений в доме N 1а по ул. Изумрудная принято решение о выборе непосредственного способа управления 18.10.2013 (протокол N2), изменение способа управления управляющей компанией имело место 15.07.2015 (протокол N2) с сохранением прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги. Договор управления с ООО "Квартал" заключен 01.07.2016.
Общим собранием собственников помещений в домах N 32 и N34 по ул. Южная принято решение о выборе непосредственного способа управления 30.05.2013 (протокол N2), изменение способа управления на управление управляющей компанией ООО "Квартал" имело место соответственно 10 и 11.08.2015 с сохранением порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (протокол N2 и протокол N4). Договоры управления с ответчиком заключены 20.10.2015 и 01.11.2016.
Общим собранием собственников помещений в доме N 110 по ул. Сакко и Ванцетти (новостройка, 6 квартир) принято решение о выборе непосредственного способа управления 15.11.2015 (протокол N1), ранее собственники не принимали решения о способе управления. Доказательств управления дома какой-либо управляющей компанией до 15.11.2015 суду не представлено. Изменение способа управления на управление управляющей компанией имело место 29.12.2015 (протокол N2) с сохранением прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги. Договор управления с ООО "Квартал" заключен 01.09.2016.
Общим собранием собственников помещений в доме N 115 по ул. 7-ой Городок принято решение о выборе непосредственного способа управления 02.11.2014 (протокол N1). Изменение способа управление на управление управляющей компанией имело место 20.05.2015 (протокол N2) также с сохранением прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги. Указанное решение собственников помещений об изменении способа управления реализовано только 01.11.2015, путем заключения договора управления с ООО "Квартал". Протокол N2 общего собрания собственников от 20.05.2015 не содержит сведений о дате приступления ответчика к выполнению функций по управлению многоквартирным домом. Иные доказательства фактического выполнения ответчиком функций управляющей компании в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, непосредственный способ управления указанным домом сохранялся до заключения собственниками помещений договора управления с управляющей компанией.
Общим собранием собственников помещений в доме N 16 по ул. Солнечная, пос. Устьинский принято решение о выборе непосредственного способа управления 07.10.2013 (протокол N3), изменение способа управления управляющей компанией имело место 15.04.2015 с сохранением прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, договор управления с ООО "Квартал" заключен только 10.07.2016. Протокол N3 общего собрания собственников от 15.04.2015 не содержит сведений о дате приступления ответчика к выполнению функций по управлению многоквартирным домом. Иные доказательства фактического выполнения ответчиком функций управляющей компании в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, непосредственный способ управления указанным домом сохранялся до заключения собственниками помещений договора управления с управляющей компанией до 10.07.2015.
Данный вывод суда соответствует положениям п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также, если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
В силу положений п. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 18 ст. 12 указанного Закона в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом может быть сохранен порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
Частью 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Судом установлено, что в настоящее время в указанных многоквартирных домах действует порядок предоставления коммунальных услуг, по которому собственники помещений самостоятельно оплачивают истцу стоимость коммунального ресурса.
Из вышеприведенного следует, что в момент избрания (изменения способа управления) управляющей организации между собственниками и истцом уже имели место фактические договорные отношения по поставке коммунального ресурса, и они решили сохранить этот порядок при избрании управляющей организации. Доказательств расторжения ресурсоснабжающей организацией договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах истец не представил.
Действующее законодательство предусматривает такую модель регулирования, при которой предоставление коммунальных услуг и расчеты за коммунальные услуги производятся ресурсоснабжающими организациями напрямую с потребителями. Управляющая организация в таком случае отвечает за предоставление коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, и обязанность управляющей организации по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлена соответствующим решением собственников при выборе (изменении способа управления) управляющей организации.
В этой связи, суд приходит к выводу, что на 30.06.2015 (начало действия изменений в жилищном законодательстве, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ) в указанных домах собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления, который при изменении способа управления на управляющую компанию сохранил прежний порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги ресурсоснабжающей компанией, что является основанием для отказа АО "Тамбовская сетевая компания" в понуждении заключения договоров ресурсоснабжения (договора теплоснабжения, где объектами потребления тепловой энергии являются дома N 32 и N 34 по ул. Южная, г. Моршанск, Тамбовской области и договоров холодного водоснабжения) с управляющей организацией ООО "Квартал" по настоящему делу в отношении указанных домов.
Таким образом, в удовлетворении иска АО "Тамбовская сетевая компания" о понуждении ООО "Квартал" заключить договор теплоснабжения N 45Т от 15.11.16 г. в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная г. Моршанска Тамбовской области и договор холодного водоснабжения N 45Х от 15.11.2016 года в отношении домов N 32 и N 34 по ул. Южная; N 114, N 115 по ул. 7-й Городок; N 110 по ул. Сакко и Ванцетти; N 27а по ул. Сурикова г. Моршанска, Тамбовской области; N16 по ул. Солнечная, N 1а по ул. Изумрудная, пос. Устьинский, Моршанского района, Тамбовской области следует отказать.
Суд области не дал оценки доводам ответчика по отдельным условиям договора холодного водоснабжения.
Ответчик не согласен с датой начала оказания коммунальных услуг с 01.09.2016 по договору холодного водоснабжения (пункт 3.1 договора).
Раздел II Правил N 354 определяет условия предоставления коммунальных услуг, в частности момент, с которого управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил N 124 дата начала поставки коммунального ресурса является одним из существенных условий договора энергоснабжения.
Статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, а стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Из содержания части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющие организации обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В силу части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Поскольку при отсутствии договора ресурсоснабжения приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальных услуг невозможно, то пунктом 14 Правил правомерно установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору приобретения коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией.
Пункт 16 Правил определяет момент, с которого организация, действующая от своего имени и в интересах собственника при наличии договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, обязана предоставить коммунальные услуги собственникам жилого дома (домовладения), и данные положения нормативного правового акта не могут нарушать права административного истца, который осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Пунктом 3.1 проекта договора холодного водоснабжения истец просит определить дату поставки коммунального ресурса с 01.09.2016, с момента передачи ему по акту системы централизованного водоснабжения по концессионному соглашению между администрацией г.Моршанска, МУП Теловых сетей и АО "ТСК".
Ответчик возражает против применения указанного условия, мотивируя нарушением норм действующего законодательства, полагая, что датой поставки следует считать вступление в законную силу судебного акта о понуждении к заключению договора.
Так как дата начала поставки коммунального ресурса является одним из существенных условий договора энергоснабжения, а условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда, суд апелляционной инстанции считает правильным установить датой начала подачи холодной воды 01.12.2016. Суд учитывает дату направления истцом оферты проекта договора холодного водоснабжения 25.11.2016 (сведения о дате получения ее ответчиком материалы дела не содержат) и пробег почты 5 дней.
Указание в договоре фактической даты начала поставки коммунального ресурса не нарушает прав ООО "Квартал", поскольку наличие данного пункта не означает, что условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим до его заключения.
Вместе с тем, данное обстоятельство не препятствует истцу предъявить иск о взыскании неосновательного обогащения за период времени до заключения договора.
В этой связи, пункт 3.1. договора холодного водоснабжения от 15.11.2016 N 45Х изменить, указав, что датой начала подачи холодной воды является 01.12.2016.
Ответчик возражает против установления границы эксплуатационной ответственности не в соответствии с пунктом 8 Правил N 491.
Из актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения в отношении дома N 10 по ул. Кузнецова, пос. Пригородный граница эксплуатационной ответственности истцом определена по врезке в магистральный водопровод инженерных сетей жилого дома согласно схеме. В отношении домов NN 2, 4, 7, 8, 10 по ул. Солнечная и N 5 по ул. Изумрудная, пос. Устьинский граница эксплуатационной ответственности определена по колодцу, расположенному около гаража, на расстоянии 6 метров от угла дома N 1г по ул. Дзержинского согласно схеме.
Истец ссылается на отсутствие непосредственного присоединения его водопроводных сетей к сетям ответчика, отходящая водопроводная линия к многоквартирным домам не находится в собственности либо ином законном основании у АО "ТСК". Спорные водопроводные сети являются собственностью Устьинского и Крюковского сельсоветов, Морашанского района, Тамбовской области и находятся в хозяйственном ведении ООО "ИНВЕСТ-ТЕХНОЛГИЯ".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 "транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
В случае, если сети эксплуатирующей организации присоединены к общему имуществу многоквартирного дома, необходимо применять и учитывать положения пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в силу которых внешней границей сетей, входящих в общее имущество, а соответственно, точкой приема транзитных сетей, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (при наличии такого прибора, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией).
Подача по договору поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса (воды) собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома осуществляется до границы сетей многоквартирного дома, для чего используются, в том числе транзитные сети, в данном случае, сети, переданные ООО "ИНВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ" в хозяйственное ведение.
Порядок заключения договоров по транспортировке воды установлен Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу пункта 45 Правил договор по транспортировке холодной воды заключается между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 46 Правил N 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно, договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
С учетом изложенного, наличие транзитных сетей не изменяет границ эксплуатационной ответственности ответчика, определенных в соответствии с положениями пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13 августа 2006 г. N 491, по которым внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В актах разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения (Приложения N 1 и N 2) границей эксплуатационной ответственности по сетям холодного водоснабжения в отношении многоквартирных домов N 10 по ул. Кузнецова, пос. Пригородный, NN 2, 4, 7, 8, 10 по ул. Солнечная и N 5 по ул. Изумрудная, пос. Устьинский является внешняя стена многоквартирного дома, а при наличии коллективного (общедомого) прибора учета холодной воды - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета Исполнителя с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Ответчик возражает против включения в условия договора холодного водоснабжения пункта 4.5 договора, в соответствии с котором Исполнитель в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, оплачивает объем ресурса, потребленного при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно абзацу 3 пункта 25 Правил N 124 от 14.02.2012 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498), в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям предусматривается порядок оплаты путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с подпунктом "л" пункта 3 Правил N 124, если в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем, в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 25 Правил, определяется как разность между объемом коммунального ресурса, определенным за расчетный период по показаниям такого прибора учета, и объемом коммунальных услуг, определенным за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объемом коммунальных услуг, определенным за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг в случаях и в порядке, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; расчетным объемом коммунальных услуг в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета. При этом расчетный объем коммунальных услуг определяется в согласованном сторонами порядке с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах выбран способ управления управляющей компанией ООО "Квартал", то законных оснований для исключения из договора холодного водоснабжения пункта 4.5 договора не имеется.
В спорном пункте 5.1.10 договора холодного водоснабжения истец предусмотрел обязанность ресурсоснабжающей организации осуществления допуска индивидуальных приборов учета собственников жилых и нежилых помещений в доме в эксплуатацию.
Ответчик считает, что включением в договор холодного водоснабжения пункта 5.1.10 имеет место нарушение Правил N 354 (пункт 81), так как ввод прибора учета, то есть документальное оформление прибора учета, по показаниям которого производится расчет размера платы за коммунальные услуг, осуществляется Исполнителем, в том числе на основании заявки собственников жилого или нежилого помещения, поданной Исполнителю. Передача в отсутствие согласия ответчика указанной функции ресурсоснабжающей организации действующим законодательством не предусмотрена.
Апелляционный суд не принимает во внимание доводы истца по пункту 5.1.10 со ссылкой на пункт 36 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод от 04.09.2013 N 776, в виду того, что данный пункт предусматривает допуск к эксплуатации узла учета, смонтированного во вновь создаваемом или созданном объекте капитального строительства, подключаемом (технологически присоединяемом) к централизованным системам водоснабжения и (или) централизованным системам водоотведения.
В случаях, когда объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, копия уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения), направленного в организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, направляется ею для сведения в транзитную организацию, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединен объект абонента.
В этой связи, пункт 5.1.10 подлежит исключению из договора холодного водоснабжения.
Ответчик возражает против включения в договор пункта 5.2.17 договора холодного водоснабжения об установлении права ресурсоснабжающей организации осуществлять проверку параметров водопотребления потребителей, в том числе количества лиц зарегистрированных (проживающих) в жилом помещении, поскольку полномочия по ведению учета граждан постоянно или временно проживающих в жилом помещении делегированы территориальным органам по вопросам миграции МВД России.
Истец обосновывает свое право проверки подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N603 и от 26.12.2016 N1498, предусматривающего порядок расчета объема коммунального ресурса в отсутствие коллективного (общдомового) прибора учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 19 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать, в том числе адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
Данные сведения предоставляются Исполнителем коммунальных услуг.
Право ресурсоснабжающей организации проверки параметров потребления и сведений о количестве зарегистрированных (проживающих) лиц законодательно не закреплено. Соглашение по включению спорного пункт в договор холодного водоснабжения сторонами не достигнуто. Пункт 5.2.17 следует исключить из договора.
Пункт 5.3.23 соответствует подпунктам "в" и "г" пункта 19 Правил N 354 и не нарушает права ответчика.
Возражения ответчика против включения в договор холодного водоснабжения пункта 5.2.19 об ограничении Исполнителем предоставление коммунальной услуги потребителям, которые систематически не исполнению или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги (при наличии технической возможности) в случае принятия общим собранием собственников решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации и пункта 13.8 об ответственности Исполнителя в случае отказа ограничения предоставления коммунальных услуг судебной коллегией не учитываются как противоречащие действующему законодательству.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 27 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями от 14.02.2012 N 124 в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности.
По смыслу и содержанию пункта 2 статьи 425 ГК РФ распространение действия договора на отношения, предшествующие его заключению, возможно лишь по соглашению сторон.
Пунктом 15 Правил N 124 предусмотрено, что договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора, при этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса.
Указанная норма предусматривает право, а не обязанность сторон договора распространять его действие на правоотношения с момента начала поставки ресурса. Возможность распространения действия условий договора на ранее возникшие отношения связана исключительно с волеизъявлением обеих сторон, а не суда.
Пункт 15.1 договора холодного водоснабжения содержит условие о распространении его действий на период действия договоров управления многоквартирными домами без указания начала действия договора и даты окончания его действия.
Ответчик не представил возражений относительно пункта 15.1 договора и действия договора на период действия договоров управления многоквартирными домами.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством в случае понуждения к заключению договора в судебном порядке, его заключение возможно только на период, следующий после даты принятия судебного акта о понуждении к заключению договора. Требование о заключении договора с установлением срока его действия на предшествующий принятию решения по делу период не допускается.
На основании изложенного, договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2018.
Довод истца о незаконности принятых собственниками помещений решений о выборе непосредственного способа управления домом судебной коллегией отклоняется. Доказательств того, что протоколы общего собрания собственников жилых помещений являются недействительными либо сфальсифицированными, истцом не представлено.
На основании части 6 статьи 46 Кодекса решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Кодекса, вправе обжаловать в суд лишь собственники помещений в многоквартирном доме в случае, если он не принимали участие в этом собрании или голосовали против принятия такого решения и если таким решением нарушены их права и законные интересы.
В судебном порядке спорные протоколы общих собраний собственников помещений не обжалованы, не оспорены, не признаны недействительными.
В этой связи, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2017 г. по делу N А64-975/2017 следует отменить в части и отказать в удовлетворении исковых требований в части, в остальной части решение суда - изменить.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области в части понуждения к заключению общества с ограниченной ответственностью "Квартал" к заключению договора теплоснабжения от 15.11.2016 N 45Т в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная г. Моршанска Тамбовской области и договора холодного водоснабжения в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная; N 114, N 115 по ул. 7-й Городок; N 110 по ул. Сакко и Ванцетти; N 27а по ул. Сурикова г. Моршанска, Тамбовской области; N16 по ул. Солнечная, N 1а по ул. Изумрудная, пос. Устьинский, Моршанского района, Тамбовской области отменить, в удовлетворении иска АО "Тамбовская сетевая компания" о понуждении ООО "Квартал" заключить договор теплоснабжения N 45Т от 15.11.2016 в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная г. Моршанска Тамбовской области и договор холодного водоснабжения в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная; N 114, N 115 по ул. 7-й Городок; N 110 по ул. Сакко и Ванцетти; N 27а по ул. Сурикова г. Моршанска, Тамбовской области; N16 по ул. Солнечная, N 1а по ул. Изумрудная, пос. Устьинский, Моршанского района, Тамбовской области отказать.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Квартал" заключить с АО "Тамбовская сетевая компания" в лице Моршанского филиала договор холодного водоснабжения от 15.11.2016 N 45Х в отношении следующих жилых домов: N 2, N 4, N7, N 8, N 10 по ул. Солнечная, пос. Устьинский, N 5 по ул. Изумрудная, N 116, N 25 по ул. 7-ой Городок, пос. Устьинский, Моршанского района, Тамбовской области, N10 по ул. Кузнецова, пос. Пригородный, Моршанского района, Тамбовской области на условиях проекта договора АО "Тамбовская сетевая компания".
Пункт 3.1. договора холодного водоснабжения от 15.11.2016 N 45Х изменить в части даты начала поставки коммунального ресурса, указав, что датой начала подачи холодной воды является 01.12.2016.
В актах разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения (Приложение N 1 и Приложение N 2) границу эксплуатационной ответственности по сетям холодного водоснабжения в отношении многоквартирных домов N 10 по ул. Кузнецова, пос. Пригородный, NN 2, 4, 7, 8, 10 по ул. Солнечная и N 5 по ул. Изумрудная, пос. Устьинский установить по внешней стене многоквартирного дома, а при наличии коллективного (общедомого) прибора учета холодной воды - в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета Исполнителя с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пункты 5.1.10 и 5.2.17 подлежат исключению из договора холодного водоснабжения от 15.11.2016 N 45Х.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При этом судом принято во внимание то обстоятельство, что в рассматриваемом случае не подлежит применению правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек, поскольку рассматриваемый иск носит неимущественный характер (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Учитывая изложенное, государственная пошлина в размере 6 000 руб., уплаченная АО "ТСК" за подачу иска, взыскивается с ответчика в пользу истца.
Расходы ООО "Квартал", по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, возврату или возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области в части понуждения общества с ограниченной ответственностью "Квартал" к заключению договора теплоснабжения от 15.11.2016 N 45Т в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная г. Моршанска Тамбовской области и договора холодного водоснабжения в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная; N 114, N 115 по ул. 7-й Городок; N 110 по ул. Сакко и Ванцетти; N 27а по ул. Сурикова г. Моршанска, Тамбовской области; N16 по ул. Солнечная, N 1а по ул. Изумрудная, пос. Устьинский, Моршанского района, Тамбовской области отменить.
В удовлетворении иска АО "Тамбовская сетевая компания" в лице Моршанского филиала о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Квартал" заключить договор теплоснабжения от 15.11.2016 N 45Т в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная, г. Моршанска, Тамбовской области и договор холодного водоснабжения от 15.11.2016 N45Х в отношении домов N 32 и N34 по ул. Южная; N 114, N 115 по ул. 7-й Городок; N 110 по ул. Сакко и Ванцетти; N 27а по ул. Сурикова г. Моршанска, Тамбовской области; N16 по ул. Солнечная, N 1а по ул. Изумрудная, пос. Устьинский, Моршанского района, Тамбовской области отказать.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2017 г. по делу N А64-975/2017 в остальной части изменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Квартал" заключить с АО "Тамбовская сетевая компания" в лице Моршанского филиала договор холодного водоснабжения от 15.11.2016 N 45Х в отношении следующих жилых домов: N 2, N 4, N7, N 8, N 10 по ул. Солнечная, пос. Устьинский, N 5 по ул. Изумрудная, N 116, N 25 по ул. 7-ой Городок, пос. Устьинский, Моршанского района, Тамбовской области, N10 по ул. Кузнецова, пос. Пригородный, Моршанского района, Тамбовской области на условиях проекта договора АО "Тамбовская сетевая компания",
изложив пункт 3.1 договора холодного водоснабжения от 15.11.2016 N 45Х в следующей редакции: датой начала подачи холодной воды является 01.12.2016;
установив в актах разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения (Приложение N 1 и Приложение N 2) границу эксплуатационной ответственности по сетям холодного водоснабжения в отношении многоквартирных домов N 10 по ул. Кузнецова, пос. Пригородный, NN 2, 4, 7, 8, 10 по ул. Солнечная и N 5 по ул. Изумрудная, пос. Устьинский по внешней стене многоквартирного дома, а при наличии коллективного (общедомого) прибора учета холодной воды - в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета Исполнителя с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом;
исключив из договора холодного водоснабжения от 15.11.2016 N 45Х пункты 5.1.10 и 5.2.17.
Договор холодного водоснабжения от 15.11.2016 N 45Х вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2018.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Квартал", Тамбовская область, Моршанский район (ОГРН 1096809000034, ИНН 6809025514) в пользу акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) в лице Моршанского филиала, г.Моршанск, Тамбовской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-975/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2018 г. N Ф10-2096/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания" (АО "ТСК")
Ответчик: ООО "Квартал"
Третье лицо: МУП "Единый расчетный центр", Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области