г. Ессентуки |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А20-3681/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу местной администрации Баксанского муниципального района на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2017 по делу N А20-3681/2017 (судья Хатухов З.А.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Заракушева Хасан-Али Биляловича (ОГРНИП 307071829500053, ИНН 070900153798, с. Баксаненок)
к местной администрации Баксанского муниципального района (ОГРН 1020700510962, ИНН 070101991553, г. Баксан)
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка и об обязании заключить договор аренды земельного участка,
третьи лица: муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района" (г. Баксан), местня администрация сельского поселения Баксаненок Баксанского муниципального района КБР,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Заракушев Хасан-Али Билялович (далее - заявитель, глава КФХ, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к местной администрации Баксанского муниципального района (далее - администрация) о признании действий администрации, выраженных в отказе заключить новый договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 07:01:2400000:279, незаконными и обязании администрацию направить в адрес заявителя проект договора аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: МУ "Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района" и местная администрация сельского поселения Баксаненок Баксанского муниципального района КБР.
Решением от 23.11.2017 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики удовлетворил требования заявителя. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения главы КФХ с заявлением в адрес администрации района, между сторонами существовали арендные отношения, то есть заявление подано до окончания действия договора аренды, что свидетельствует о незаконном отказе администрации района в удовлетворении заявления Заракушева А.Х. и нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителей в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции дана неправильная оценка материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу, предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционных жалоб, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведения торгов, между муниципальным учреждением "Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района" и заявителем заключен договор аренды от 22.09.2014 N 1003-п земельного участка общей площадью 120 591 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: КБР, Баксанский район, с. Баксаненок (контуры NN 344, 347, 346, 530, 352, 550, 349, 354) с кадастровым номером 07:01:2400000:279 для сельскохозяйственного использования. По акту приема-передачи земельный участок передан арендатору.
Срок действия договора установлен сторонами с 22.09.2014 по 22.09.2017.
Договор аренды прошел государственную регистрацию в ЕГРП 01.04.2015, что подтверждается материалами дела и не оспаривается.
Заявлением от 18.08.2017 глава КФХ в соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, обратился к администрации о заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Письмом от 21.08.2017 N 48-02/18-346 администрация района отказала в заключении нового договора аренды, указав на необходимость проведения торгов.
Считая отказ администрации незаконным, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителей в связи со следующим.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Пункт 6 ст. 27 ЗК РФ устанавливает, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), п. 4 ст. 10 которого (в действовавшей на момент подачи главой хозяйства заявления от 14.04.2016 редакции) определял, что лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которое осуществляет надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести этот земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В силу положений п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Подпунктом 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в редакции от 03.07.2016, действующей на момент подачи заявления, допускается заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
По общему правилу, закрепленному в ст. 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Из утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 перечня документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка в названном порядке, заявитель должен представить только документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Остальные документы, в том числе, кадастровый паспорт (кадастровая выписка) земельного участка, выписка из Единого государственного реестра прав о правах на него или уведомление об отсутствии таких сведений, выписки из Единых государственных реестров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, запрашиваются уполномоченным на распоряжение земельным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
По смыслу приведенных норм лицо, осуществляющее сельскохозяйственное производство, имеет право на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии следующих условий: он пользуется участком на основании договора аренды, участок используется им надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением и заявление подано до истечении срока действующего договора аренды.
Материалами дела не установлено ненадлежащее использование заявителем земельного участка с кадастровым номером 07:01:2400000:279 и органами местного самоуправления данный факт не оспаривается.
Надлежащее обращение главы КФХ с заявлением о заключении договора аренды без торгов, до истечения срока действующего договора аренды, подтверждается следующими обстоятельствами.
Договор аренды между муниципальным учреждением "Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района" и предпринимателем от 22.09.2014 N 1003-п содержит все существенные условия, не противоречит действующему законодательству, прошел государственную регистрацию и признан судом заключенным.
Срок договора установлен сторонами с 22.09.2017 по 22.09.2017.
На момент обращения предпринимателя с заявлением от 18.08.2017 в адрес администрации, между сторонами существовали арендные отношения, то есть заявление подано до окончания действия договора аренды.
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела документы, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем соблюдены все установленные законом условия для заключения договора аренды без проведения торгов, им представлены документы, подтверждающие целевое использование земельного участка, а органом местного самоуправления не представлено доказательств использования земельного участка с нарушением действующего договора и земельного законодательства, отсутствуют основания предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского Федерального округа от 22.12.2017 по делу N А20-131/2017.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционных жалоб, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2017 по делу N А20-3681/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.